02/08 РЕСУРСЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ

Resources of the creative workshop of an art teacher in the implementation of inclusion

Annotation

The article examines the phenomenon of the creative workshop of an art teacher as an educational condition.  The resources of this educational environment in the implementation of inclusion are being investigated.  It lists such important resources for inclusive education as the systematic use of methods and forms of teaching, the variable use of models of pedagogical activity, the need to build a conceptual framework as a target and motivational basis for all activities, the use of project activities of students to build a target component.

Key words: inclusion, creative workshop of a teacher, art education, model of pedagogical activity.

Аннотация

В статье рассматривается феномен творческой мастерской педагога художественного профиля как образовательное условие. Исследуются ресурсы данного образовательного условия в реализации инклюзии. Перечисляются такие важные для инклюзивного образования ресурсы, как системное использование методов и форм обучения, вариативное использование моделей педагогической деятельности, необходимость выстраивания концептуальной основы как целевого и мотивационного базиса всей деятельности, использование проектной деятельности обучающихся для выстраивания целевого компонента.

Ключевые слова: инклюзия, творческая мастерская педагога, художественное образование, модель педагогической деятельности.

Много людей с особыми потребностями в обучении изучают изобразительное искусство. Обучение искусству является одной из доступных форм получения образования, среда искусства является гуманистически направленной, принимающей и поощряющей разнообразие личностей. Эта среда способна преобразовать качества человека, являющиеся недостатками в иных обстоятельствах, в достоинства. Но это возможно только при новаторском подходе к преподаванию изобразительного искусства [4]. Каждый педагог создаёт особую среду, которая является творческой мастерской педагога. В этой мастерской есть материал, инструменты и система разработанных методов, а кроме этого правила, принципы работы. Все эти компоненты требуют разработки в русле стремления к универсальности, возможности работать с самыми разными обучающимися, реализации инклюзии.

Понятие мастерской на данном этапе приобрело полифункциональное, объединяющее значение, в рамках которого возможна систематизация разрозненных методов, технологий, форм, компонентов образовательной среды.

Мастерская как форма обучения вбирает в себя мастер-класс, беседу, практическую работу с консультированием, семминар-практикум. Позволяет сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

Мастерская как метод обучения вбирает в себя различные методы, необходимые на различных этапах выполнения учебного задания, которое в основном является проектом, что позволяет комбинировать различные методы в одной проектной работе. Проектная работа позволяет корректно выстраивать цели (что влияет на мотивацию обучающихся), упрощает оценивание и увеличивает значимость конечного результата выполнения учебного задания.

При реализации инклюзии в условиях мастерской необходимо сочетание различных способов педагогической деятельности, которые можно определить как различные модели педагогической деятельности, название которых определяет целевые характеристики данных моделей: социоцентрическая, антропоцентрическая, натуроцентрическая, ценностно-центрическая (традиционное название «теоцентрическая») [2, 3].

Социоцентрическая модель направлена на процесс обучения; натуроцентрическая сама по себе и в сочетании с антропоцентрической моделью на развитие. Направленность антропоцентрической модели на спонтанную творческую деятельность имеет воспитательный потенциал в ракурсе самопознания, но этого не достаточно для формирования профессиональных ценностей. В формировании ценностной составляющей мировоззрения свою эффективность на протяжении длительного исторического периода показала теоцентрическая модель, главной характеристикой которой является наличие заданных извне апробированных норм моральной регуляции. Так как в профессиональном образовании ее использование обусловлено эффективностью в формировании профессиональных ценностей, название данного типа модели соответственно функции – ценностноцентрическая. Сочетание антропоцентрической и ценностноцентрической моделей дает более полную методологическую базу для разработки воспитательной составляющей образовательного процесса.  

На данном историческом этапе развивается системное представление о педагогической деятельности и нелинейное восприятие образовательных процессов, поэтому происходит увеличение вариантов способов достижения целей образования. Разумное объединение данных типов моделей может привести к гармоничному формированию личности профессионала. Чем сложнее необходимые к формированию качества обучающихся, тем больше необходимость использования всех типов моделей, руководствуясь ситуативной необходимостью.

Возможности использования различных типов моделей:

— использование социоцентрической модели дает возможность достигать высокой степени управляемости образовательного процесса на всех этапах и прогнозирования его результатов;

— возможность каждого обучающегося развиваться в меру способностей является положительной чертой натурцентрической модели;

— положительным качеством антропоцентрической модели является направленность на реализацию творческого потенциала субъектов образовательного процесса;

— использование регулятивной функции воспитания является положительной чертой ценностноцентрической модели.

В модели социоцентрического типа константной составляющей педагогического процесса являются по возможности все компоненты, основная цель в профессиональном образовании это обучение профессии, передача знаний, умений и навыков, развитие способностей к выполнению учебных  заданий, усвоение социальных норм, воспитание патриотизма, долга перед обществом.  

В модели натуроцентрического типа константной составляющей педагогического процесса являются принцип по которому осуществляется дифференциация и  необходимые к формированию качества обучающихся. Основной целью в рамках профессионального образования является развитие способностей к профессиональной деятельности. Преобладающими компонентами образовательного процесса являются  обучение и развитие. Образовательный процесс направлен на получение знаний, умений, владений, развитие способностей направленных на осуществление профессиональной деятельности, усвоение социальных норм, воспитание  уважения к воззрениям различных социальных групп.

В модели антропоцентрического типа константной педагогического процесса являются условия позволяющие обучающимся творчески самовыражаться, важным компонентом этих условий являются профессионально-значимые личностные качества педагога. Основной целью является воспитание уникального специалиста. Преобладающие компоненты образовательного процесса – развитие и воспитание. Образовательный процесс направлен на обучение профессиональным способам мышления, развитие способностей, направленных на осуществление творческой самореализации, воспитание уважения к мировоззрению любого человека, формирование восприятия «творчества» и «совершенствования» как ценностей мировоззрения.

Константной составляющей педагогического процесса в модели ценностно-центрического типа является вектор формирования ценностей. Основной целью является воспитание специалиста высокой профессиональной этики. Преобладающими компонентами образовательного процесса являются развитие и воспитание. Образовательный процесс направлен на формирование знаний, пониманий, владения собой, развитие понимания ценностей профессиональной деятельности, воспитание способности понимать других людей, формирование самосознания, сочувствия ближнему (см. Таблицу 1).

Основные различия исторически сложившихся функциональных моделей педагогической деятельности

Таблица 1.

Педагогическая модельКонстантные пед.процессаОсновная цельПреобладающий компонент
СоциоцентрическаяПо возможности все составляющиеОбучение профессииОбучение
НатуроцентрическаяПринцип дифференциации, образовательные стандартыРазвитие способностей к профессиональной деятельностиОбучение, развитие
Антропоцентрическая  Условия творческого самовыражения, требования к педагогуВоспитание уникального специалистаРазвитие воспитание
ЦенностноцентрическаяВектор формирования ценностейВоспитание специалиста высокой профессиональной этикиВоспитание

Каждая педагогическая модель из рассмотренных выше имеет отличную от других цель образования, это обучение профессии или приобретение ЗУН, развитие способностей к профессиональной деятельности, воспитание уникального специалиста (для направления искусство это высокий уровень развития способностей к творческой самореализации), воспитание специалиста высокой профессиональной этики (формирование профессиональных ценностей). Вариативное использование моделей подразумевает их системное объединение, например в рамках культуроцентрической модели педагогической деятельности (см. Схему 1). Такая вариативность позволяет подобрать максимально подходящую модель.

Кустов Ю.А. разрабатывал теоретическую основу культуроцентрической модели относительно процесса воспитания, но, так как в нашем исследовании рассматривается круг вопросов художественного образования, основным компонентом которого является ценностная составляющая, то правомерно применить культуроцентрическую модель ко всему процессу художественного образования [1]. Культуроцентричность педагогической модели соответствует такому определению образовательного процесса как трансляция культуры, передача культуры последующим поколениям. Культуроцентричность выражена в формировании системы ценностей, в основе образования «культурные образцы», культура – основание для объединения людей, педагог – наставник в освоении и создании культурных образцов. Это соответствует разрабатываемым в научной литературе культурологической и эволюционной образовательным парадигмам.

Схема 1.  Праксиологическая модель педагогической деятельности

В основе творческой мастерской педагога как образовательного условия должна лежать концептуальная основа, состоящая из:

 — базовых принципов, позволяющих успешно вести деятельность в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся;

— факторов инновационности, соответствующих актуальной образовательной парадигме;

— условий позволяющих выстраивать образовательный процесс как развивающуюся систему [5].

Творческая мастерская педагога в художественном образовании это образовательное условие, позволяющее создать особую образовательную среду в которой возможно многообразие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Данное образовательное условие обладает такими ресурсами, как:

— системное использование методов и форм обучения в рамках творческой мастерской,

— вариативное использование моделей педагогической деятельности,

— необходимость выстраивания концептуальной основы как целевого и мотивационного базиса всей деятельности,

— использование проектной деятельности обучающихся для выстраивания целевого компонента (что влияет на мотивацию обучающихся), упрощения оценивания и увеличения значимости конечного результата выполнения учебного задания.

Литература:

  1. Кустов Ю.А., Дрокина С.В., Стацук С.В. Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, № 1 (9), 2012, С. 84-91.
  2. Леонова О.Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, № 4, 2019, С. 83-94.
  3. Реутова Л.П.. Модели деятельности педагога нового типа. Историческая и социально-образовательная мысль, no. Приложение 1, 2016, С. 142-147.
  4. Попадинец С.Д. «Творческая мастерская» как инновационная педагогическая технология повышения профессиональных компетенций. Материалы международной научно-практической конференции: Непрерывное профессиональное художественное образование в условиях диалога культур: современные подходы и перспективы развития – 2015. Издательство Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск. 2015. С. 327-331.
  5. Хао Шоумин. Инновационная образовательная технология «Творческая мастерская педагога» в практике художественного образования. Журнал: Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки № 11-2, 2019. Москва. С. 130-134.
/Хао Шоумин  – доцент кафедры скульптуры 
факультета изобразительного искусства и дизайна 
Хэбэйского педагогического университета, 
Шицзячжуан, Китай./
02/08/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.