01/08 КУЛЬТУРА И ДУХОВНОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Аннотация: в статье представлены размышления о современном состоянии воспитания и образования с опорой на фундаментальный опыт классиков

Ключевые слова: гуманистическая, личностно-ориентированная направленность, ментальность, коллективизм, нравственность, духовная свобода

Abstract: the article presents reflections on the current state of education and training based on the fundamental experience of the classics

Key words: humanistic, personality-oriented orientation, mentality, collectivism, morality, spiritual freedom

«Сила страны не в пространстве, даже не в числе жителей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещённых, энергичных, трудолюбивых, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования» — В.П. Вахтеров.

Одним из традиционных путей модернизации образования является его систематическое реформирование. Стратегическим ориентиром в этом процессе выступает  усиление его гуманистической культуросообразной и личностно-ориентированной направленности, демократизация педагогического процесса. Главными проблемами в образовании всё более становятся воспитательные, а в них — нравственные. Ключевым в решении этих проблем выступает задача формирования и развития духовности человека, ибо она являет собой ядро его личности. Духовность определяет её мировоззрение, восприятие личностью окружающего мира и отношение к нему, наконец, её деятельность (активность) в целом. Эта проблема останется фундаментальной и в будущем, т.к. она, решая задачу формирования духовного облика человека, определяет и облик самой эпохи. Созданные в ней культура и духовность «прорастают» в будущее, определяя тенденции и направления духовно-нравственного потенциала и развития  прогресса.

Катастрофическая «модернизация» системы отечественного образования, происходившая в конце ХХ – начале ХХ1 века, имеет такие последствия для истории и культуры России, которые «наш народ не сможет преодолеть в течение многих десятилетий». Лучшие черты российской ментальности – коллективизм, соборность, толерантность, пассионарность и др. – резко обрушились «под первыми же ударами рыночных реформ, экспансией «золотого тельца», внедрения идеологии «общества потребления» и «рыночных отношений». Словно о наших днях К. Ушинский писал: Нужно намеренно не видеть, «какое ничтожное влияние оказывает воспитание на нравственность общества, … Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, … презрение к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». Поиск путей преодоления этого духовно-нравственного кризиса требует пристального внимания к проблемам воспитания и образования. (2, с. 7-8;  18, т.1, с. 18).

Воспитание — основной способ существования и развития человека, общества, цивилизации. Его сущность – очеловечивание индивида, развитие его как личности. Без воспитания и образования не может быть создана основа новой культуры, преодолевающая эгоцентрические (потребительские) и этноцентрические (националистические) ориентации,  утверждающая этику гармоничного развития человека, общества и природы. Историко-культурный опыт является основным содержанием воспитания, которое составляет основной  компонент социализации. (8, с. 3-4;  10, с.13).

Образование и воспитание – процессы взаимосвязанные, родственные, но не тождественные понятия. Более того, существует парадоксальный фкномен, который подметил К.Д. Ушинский: и очень образованный человек «может оказаться большой плут». Образование даёт человеку систему знаний о мире и о самом себе, опыт умственной работы по овладению и применению ими, добыванию их самостоятельно. Воспитание же, применяя эти знания, «выращивает» индивида в системе общественных отношений, формирует опыт его общественного поведения и отношений к социуму и самому себе, что и определяет его развитие как личности, которая «…не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». (9, т. 3, с. 3).

Роль воспитания и образования, в условиях всё более усиливающейся конкуренции государств, становится решающей. Есть устойчивая закономерность: передовые страны мира имеют высокоэффективные образовательные системы. К. Ушинский — ставил в прямую зависимость благосостояние общества от успехов образования. Образование — истинное богатство общества: оно создаёт наиболее ценный капитал, без которого все остальные капиталы остаются мёртвыми. «Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нём разумную предприимчивость и любовь к труду … истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льётся народное богатство, и льётся само собой: время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека — эти естественные творцы всякого богатства». (19, т.1, с. 19).

Однако, если результаты образования достаточно предсказуемы и могут подтверждаться, то результаты воспитания имеют свою специфику: все люди хорошо знают, как должен вести себя культурный человек в отношении других людей, к представителям иной веры, расы,  т.к. «почти всем оно кажется делом знакомым и понятным», но современный мир наполнен враждой, агрессией, терроризмом. Можно получить среднее, высшее (и не одно) образование и соответствующий документ, но ни в одной стране мира не выдают при этом диплом о средней или высшей воспитанности. Более того, человек даже «очень образованный», может быть «большой плут» (К. Ушинский). «Отсутствие воспитания есть корень всякого зла» (И. Бецкой, А. Пушкин и др.). История человечества и его современное состояние свидетельствуют:  главная проблема миропорядка и его цивилизованного будущего – воспитание нравственного, духовно совершенного человека, а это дело воспитания и образования. (18, т.1, с. 229;  3, с. 6;  4, Т 3, с. 5).

Духовная жизнь общества представляет собой прежде всего совокупность его духовно-нравственных ценностей. Они составляют её фундамент, цементируя одновременно все её основополагающие элементы. Понятие «духовная жизнь»  общества включает не только её основные элементы: идеологию, науку, культуру, формы познания, образование, но и различные социальные институты — научные учреждения, библиотеки, музеи, средства массовой информации и т.д., — т.е. всё многообразие понятия производства и потребления духовных ценностей конкретного общества Уже из этого перечня составляющих духовной жизни просматривается взаимосвязь духовности с воспитанием, образованием и культурой. Исходя из этих позиций духовность можно определить как самостоятельный пласт жизнедеятельности общества и индивида. Духовность и определяется как «индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». (17, с. 4-10;  1, с. 6–9;  15, с. 112).

Образование — историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал и конкретного человека,  и  народа в целом. Образование выступает как сущностная характеристика общества, этноса, способ его самосохранения и развития. Оно  исторично и национально по содержанию». Феномен образования заключается в диалектическом единстве индивидуального и социального, общечеловеческого и национального. Смысл образования — развивающийся человек в гармонии с самим собой и окружающем миром. Образование создаёт условия, в которых «происходит развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание, обучение — учение всех Я и каждого Я». (2, с. 23, 56, 59, 95).

Развитие духовности человека шло параллельно с процессами развития его внутренней, психической жизни, что породило необходимость познания себя и мира через искусство, религию, науку, философию и т.д. Через духовность, начинающуюся с имманентно заложенной, присущей человеку любознательности, формировалась вся многогранность человеческой личности — физическая, нравственная, социальная, психическая и др. При всём разночтении понятия «духовность» (от собственно религиозного до сведения её к идеологии) общим, стержневым началом выступает понимание духовности как мерила ценности личности, её «внутренней» работы по развитию своих потенций, как отражение, результат  и развитие ею культуры, достигнутой обществом.

Попрание и забвение в недалёком советском прошлом таких понятий, как духовность и гуманность, нравственность и культура привело наше общество к сегодняшней критической ситуации. Подавление личности, искоренение всякого инакомыслия, яркой индивидуальности и неординарности мышления привело нас к  тому состоянию бездуховности, которое выражается в его экономическом, правовом, и социальном бесправии, в забвении духовных национальных традиций, в отторжении его от всего многообразия мировой культуры (философской, религиозной, художественной и т.д.). Проблема формирования духовности выступает сегодня как важное условие разрешения социальных, политических и иных проблем, как средство построения духовной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, как основное условие развития коммуникации людей, ещё шире — вхождения России в цивилизованное, социокультурное образовательное мировое пространство. Культура и нравственность являются важнейшими компонентами духовной сферы общества — своеобразным мостом, проходя чрез который человек интериоризирует базисные ценности общества, формируясь как личность с особенностями национального менталитета. Этот «проход» и есть процесс духовно-нравственного воспитания личности. Сакраментальный смысл этого процесса — преобразование самой природы человека как развитие всех его «сущностных сил» и возможностей, их максимальная самореализация во имя интересов человека, общества и государства.

Процесс духовного становления и развития человека — сложный, многогранный и непрерывный по своей сущности, решаемый усилиями всех общественных наук, в котором педагогике принадлежит исключительная роль: интегрируя знания наук о человеке, она обладает своими, уникальными возможностями в общем процессе духовно-нравственного воспитания молодёжи через приобщение их к научным, культурным, нравственным и другим ценностям общества, идеалам и образцам человеческого духа. Особое значение при этом имеет взаимосвязь и взаимодействие духовно- нравственного воспитания с развитием творческого потенциала личности.

Культура как универсальная составляющая и характеристика деятельности предопределяет педагогическую работу как приоритетную: она имеет творческую природу; изобретательство и новаторство присутствуют в ней как важный компонент и критерий; одной из главных задач педагогической деятельности является развитие творческих потенциалов воспитанника. Педагогическая работа, являясь компонентом культуры и неся её органично в себе, является необходимым условием её сохранения, трансляции  и развития, т.е. средством цивилизованного возвышения личности и общества. В процессе деятельности по освоению культуры, субъектом которого является человек, в результате постижения и достижения образа и уровня культуры конкретно — исторического общества, эпохи, он тем самым обеспечивает своё личностное развитие «с веком наравне» (А. Пушкин), как «человек разумный».

Сложность самого процесса духовно-нравственного воспитания, неповторимость исторических эпох и различия в подходах к нему ещё более усложнили проблему формирования духовности. Однако при всём многообразии подходов прослеживается единое внутреннее смыслополагающее основание этого процесса: духовные и нравственные ценности составляют ядро культуры; освоение и присвоение человеком социокультурных ценностей составляет суть процесса формирования его духовности; образование выступает главным условием эффективного развития личности через освоение ею духовных ценностей общества, эпохи. Аксиология рассматривает культуру как процесс поиска, создания и обретения ценностей, как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторического развития общества. Его идеалы и ценности, трансформируясь под действием основного закона педагогики в цели и задачи образования, являют собой ключевое звено в рассмотрении проблем духовно-нравственного воспитания, педагогических явлений в целом.

В связи с вышеизложенным, представляется важным рассмотреть взаимосвязь и единство культуры, духовности и образования как одного из генеральных направлений в решении проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Один из первых отечественных разработчиков теории ценностей В.П. Тугаринов сформулировал органичную взаимосвязь «ценностных» проблем с воспитательными: «…проблема ценностей в марксизме — это не только гносеологическая и социологическая, но и воспитательная проблема».  Это положение и составляет методологическую основу развития этого направления, т.к. в нём зафиксирована взаимосвязь культуры, духовности и образования на теоретическом уровне. (16, с.5).

Без видения и понимания этих взаимосвязей нельзя адекватно рассматривать природу духовности человека, организовывать процесс его нравственного воспитания. Духовные ценности связаны с нравственными, с культурным развитием личности, её идеалами и мировоззрением, что и составляет внутренние побудительные мотивы человека для своего духовного роста. Мотивация человеческой деятельности определяется не только рефлексами, а и средой его обитания, уровнем её культуры. Культура выполняет функцию формирования социально значимых мотивов личности, она стоит у истоков деятельности индивида (потребность – мотив — деятельность) по гармонизации его отношений с природой, обществом, самим собой. Культура — духовность — личность — понятия, имеющие внутреннюю связь: человек создал духовные ценности своего второго бытия — культуры в широком смысле слова (от искусства до нравственных основ своей жизнедеятельности, приоритета знаний и т.п.). Связующем и объединяющим их выступает творческая деятельность субъекта культуры — личности.

Изначально этимология слова «культура» восходит к «обработке». «возделыванию» почвы. Сегодня это значение перешло на человека и означает его «создание». «возделывание» и связывается с воспитанием и образованием. Культура выступает как динамичный процесс создания цивилизованных условий жизни и труда человека, в основе которого лежит его творческая деятельность. (12. с. 5; 6, с.27).  Современные исследователи сходятся во мнении о том, что культура пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и педагогическую, составляя их основную качественную характеристику Педагогическая культура, деятельность, являясь одной из составляющих культуры в целом, выступают и критерием качественного состояния общества .

Известное определение, данное  А. Швейцером культуре, как «совокупности прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит — духовному  (21; подч. нами — В.Б.) совершенствованию индивида», — отдаёт приоритет в сущностной характеристике её феномена именно духовной составляющей, чем и определяются главные условия и основные предпосылки работы всего культурного механизма общества по его духовно-нравственному восхождению к общечеловеческим идеалам и ценностям. Именно здесь обозначается и основная сфера соприкосновения культуры и образования. И, если рассматривать образование как аспект культуры и её важную составляющую, то специфичность образования, как её компонента, состоит прежде всего в его духовной функции по отношению к культуре, личности и обществу.

Образование при этом выступает как необходимое условие воспроизводства культуры. Для этого требуется осуществить феномен её адекватного прочтения и трансляции. Человек остаётся наследником культуры, когда это наследство освоено им, завладевает им, т.е. культура это не только имманация человеческой жизни, прочитанный и присвоенный им духовный и материальный мир, но и сам человек, мировое сообщество в целом. Без владельца и наследника культура превращается в хаос, историческую пыль. Её наследником человек становится в процессе своего воспитания и образования: постигая феномологию культуры, человек получает образование, в процессе чего он присваивает социокультурный феномен своего народа, что и образует личность как социальную единицу общества с характеристиками национального менталитета.

Культура, как творчески созидательная деятельность людей по преобразованию человека, природы и общества, отражает и характеризует степень их «очеловечивания», меру развития и саморазвития индивида прежде всего в духовно — нравственной сфере личности. Культура выступает как необходимое условие, средство, процесс и результат образования и воспитания человека. Социокультурное пространство является питательной средой и сферой развития всех его «сущностных сил».

Таким образом, культура выступает в целом как явление  синкретичное, как фон развития гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром, обеспечения цивилизованного будущего. Поскольку культура неотделима от человека — субъекта культуры, и сам человек формируется в процессе адекватного её прочтения  в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо («человек разумный»), то это взаимодействие и составляет основу формирования его как личности:  в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается как человек цивильный.

Культура выражает и характеризует своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности в определённые исторические эпохи для различных этносов и наций, особенности  их сознания и поведения. Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве: в материальной культуре заключено и реализовано формирующее её духовное начало  — идея, цель, знание, а продукты духовной культуры, как правило,  облечены в материальную форму, становясь фактором культурной жизни общества. Только человек из материальных предметов создаёт культурную (духовную) среду обитания.

Этот процесс создания духовных и материальных ценностей имеет тенденции интеграции и дифференциации. Интегрируясь в единый тип — культуру, который изменчив, духовные и материальные начала на каждом витке развития человеческой цивилизации наследуют всё ценное из предшествующего, что и обеспечивает её поступательное развитие. Культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования цивилизованной жизнедеятельности людей. Поэтому культура — это актуальная проблема исторического развития, с которой  сталкиваются все страны и народы. На основании вышеизложенного можно сказать, что культура есть основной способ существования цивилизации, необходимое условие её развития. В свою очередь, образование выступает как средство существования и развития культуры в постижении и присвоении феномена которой человек формируется и развивается как личность. Осваивая и присваивая социокультурные ценности, человек образуется (воспитывается) в их системе как альтруист и гуманист. Можно сказать, что культурное пространство, в котором человек получает воспитание, это своеобразное флюидное духовное поле, в котором человеческое существо получает духовный «посох» на пути к вселенским ценностям.

Категория «образование» претерпевало в конце ХХ в. значительные изменения своих сущностных основ и характеристик. Если раньше образование определялось как «процесс и результат овладения учащимися системой научных и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения нравственных и других качеств личности,…», то позднее оно рассматривалось в двух планах: как «относительный результат процесса  обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни» и как процесс развития и совершенствования этой системы, как «абсолютная форма  бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни,…»  (13, с.8;  11,с. 24).

В настоящее время образование рассматривается как интегративное, многоаспектное и весьма сложное явление. В самом общем определении — это процесс и результат усвоения человеком систематизированных «знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов». Даются основные критерии образованности: владение общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных факторов и явлений; высокий уровень развития способностей; умение применять изученное к частным случаям, быстро и верно соображать ; благородное и возвышенное направление чувства и ума. Образование (в процессуальном плане) рассматривалось как «общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) передачи старшими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соотнесении с генетической программой и социализацией личности. (14,с. 185-186).

Необходимость образования объективно предопределена непередаваемостью знаний, культуры, духовных ценностей  генетическим путём по механизмам биологического наследования. Возможность образования также объективно предопределена активной и деятельной сущностью человека, способностью его к развитию. Глубочайшая потребность в разгадывании истины, в познании органически присуща человеку: её нельзя уничтожить или искусственно насадить. Она вырастает из противоречия между огромным объёмом желаний, потребностей человека и возможностями их осуществления. Задача образования и состоит в том, чтобы «навести ученика на смысл, тайну, истину, вооружить его такими средствами удовлетворения естественного любопытства, любознательности, которые были бы полезны дважды: для общества и для самого человека». (20,с.130). На этой основе образование определяется «как процесс целенаправленного, педагогически организованного духовного, интеллектуального и физического развития человека».(7,с. 95). Эта позиция показывает взаимосвязь духовности, образования и культуры, составляющую основу механизма функционирования педагогического процесса как особой сферы культурного пространства общества.

Образование формирует и развивает человека в системе координатах синтеза национальных и общечеловеческих ценностей. И в этом смысле приобщение человека к культуре своего народа и человечества в целом через образование выступает как самоценность. Воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса составляет общую цель образования. Образование выступает как цель, результат, процесс, форма и средство освоения человеком культуры в целом и духовной в частности. Одновременно оно является одной из основных форм сохранения и развития культуры. И в этом смысле оно —  образование как процесс — есть форма существования перспективы бытия культуры, а диалог и синтез культур как императив цивилизованного будущего всего человечества.

Таким образом, образование всё более детерминируется социальными потребностями и функциями человека и общества. Именно эта тенденция: переход от  формы к оценке образования как важнейшего компонента  цивилизованного человеческого бытия и составляет  сущность новых подходов в переосмыслении этого важнейшего понятия педагогики. При этом образование рассматривается как активный компонент в построении внутреннего и внешнего  планов человеческого бытия, т.е. всё более утверждается антропологический подход в рассмотрении целей, ценностей и сущности этой категории.

Человек с позиций антропологического подхода рассматривается как активное существо с творческими потенциями и стремлением к самосовершенствованию, а потому способное строить будущее на основе сознательного усвоения знаний о себе и окружающем мире, на основе интериоризации культуры как содержания и формы цивилизованной жизни. Антропология утверждает, что в человеке имманентно заложены альтруистические ценностные ориентации: природная активность и созидательная сущность; стремление к самореализации физических и духовных сил; стремление к самоутверждению и свободе… И здесь мы также видим взаимосвязь воспитания и образования с культурой и духовностью.

Эта взаимосвязь   имеет важное значение в общеметодологическом плане: образование как цель, результат, процесс, форма и средство усвоения культуры выступает одновременно и как одна из основных форм, главных условий  сохранения и развития культуры, её перспективного бытия. С другой стороны, идеалы и ценности конкретного общества через образование  могут быть присвоены или отторгнуты человеком. Однако современное образование в своей основе имеет такие понятия как формирование и развитие способностей и ценностных ориентаций личности; освоение основ культуры, самообразование и саморазвитие, которые составляют особо ценностный компонент культуры, и, таким образом, образование выступает как одна из высших ценностей общества. Эта диалектическая взаимосвязь категорий  «воспитание», «образование», «культура», «духовность»  составляет основу синтеза явлений с ними связанных, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на концептуальные разработки и построения сущностных характеристик  образования. Опыт истории педагогики показывает, что  революционные изменения системы образования и крупные реформы школы начинались с философского осмысления кризисных проблем образования человека, новых представлений об обучении и воспитании.(20,с. 33).

Образованию необходимо всё более стать культуросообразным, т.к. оно детерминировано социокультурным опытом, историей и культурой общества, в котором оно функционирует. Сущность образования состоит в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы деятельности. Оно должно быть ориентировано на формирование человека как субъекта своей жизнедеятельности через развитие его функций как субъекта образовательного процесса. Опираясь на эти подходы, можно сказать, что образование  в своём предназначении и сущности (в широком смысле) есть необходимое условие цивилизованного существования и развития личности и общества; оно есть способ окультуривания и очеловечивания человека, способ существования культурного  бытия человечества.  Главная функция образования заключается в том, чтобы всё дальше и дальше уводить человека от животного предка через развитие всех его личностных сфер, что и обеспечит поступательную динамичность общечеловеческой цивилизации (5, с. 11). В таком подходе присутствуют и оба компонента образования: функциональный, связанный с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к участию его в общественно полезной производительной деятельности, и связанный с глубинной сущностью человеческой природы — ее очеловечиванием. Глубинный смысл образования связан с процессом  нахождения и проявления  человека в себе самом, т.е. процессом идентификации личности в её неповторимой индивидуальности. Поэтому нельзя противопоставлять образование «для себя» и «для общества»: они имеют объективную природу, взаимосвязаны  и взаимно влияют друг на друга. Например, образование «для себя» выполняет важнейшие социальные функции — воспитывает чувство личной ответственности и собственного достоинства, формирует критичность мышления и независимость суждений, решает  проблемы мировоззрения в целом (20, с. 130-152).

Генеральной задачей образования является включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Одним из важнейших смыслов образования является «человек ответственный». В идеале человек в процессе образования выходит на путь создания самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры, природы, общества — цивилизации. Реформирование образования в русле усиления его аксиологических функций является одной из решающих предпосылок выживания человечества. Вне и помимо образования не могут быть заложены основы новой культуры, духовности.

Одной из центральных идей реформирования образования,  создания нового педагогического мышления выступает переход от знаниецентрической к культуросообразной и человековедческой сущности процесса образования. И в этом видится принципиальное изменение диалектического взаимодействия культуры, воспитания, образования и духовности. Если раньше «образованность» человека характеризовалась нормативным набором знаний, определяемых содержанием учебно-воспитательного процесса, то теперь «человек образованный» должен не только (и не столько) иметь этот набор, а уметь им функционально распоряжаться – быть компетентным – как средства развития личностного потенциала и культурного возвышения общества.

В связи с этими подходами образование рассматривается как фактор становления новой – инновационной — культуры мышления человека, что предполагает прежде всего  перемещение его с позиций пассивного потребителя образовательных ценностей и услуг на позиции активного и творческого их освоения и воспроизводства, создание на этой основе возможности каждого для активного участия в развитии культурно-исторического процесса. Поэтому основой образования становятся не столь учебные предметы и научение знаниям, хотя без них и не обойтись, сколько овладение творческим мышлением и способами инновационной деятельности, т.е. процессы и методы, в основе которых заложены не рефлексивные процедуры.

Итак, духовность можно рассматривать как некий эквивалент культуры в её широком понимании: «…культура выступает средством формирования духовности, а духовность — целью развития индивидуальной культуры». (1, с.4). Этот подход как бы суммирует основные направления интеграции осознания  и понимания природы духовности. Он показывает неразрывную взаимосвязь духовности и культуры и позволяет говорить о нравственной культуре личности, о её поведенческой культуре, об освоении духовных ценностей в процессе воспитания, о приобщении индивида к культурному достоянию и духовным традициям — всему историческому наследию этноса и общества через проведение его через процесс образования, культуросоотнесённый с новой – инновационной — педагогической парадигмой.

Итак: чем больше у человека степень духовной свободы — возможности выбора духовно-нравственных ценностей, соотнесёнными с национальными и общечеловеческими традициями, чем более высока у него степень критичности и самостоятельности мышления в оценке процессов и явлений действительности, тем устойчивее его мировоззренческие позиции; личность в целом выступает как субъект культурно-исторического процесса. Достижение гуманистической устойчивости личности определяется развитием и укреплением диалектического взаимодействия культуры, воспитания, образования и духовности в целостном педагогическом процессе.

Литература.

1. Бачанин В.А. Духовная культура личности.(Философские очерки). — М., 1986.

2. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Изд. 2-е. – Курск, 2013.

3. Беляев В.И. История и философия науки (педагогики): уч. пос. – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.

4. Беляев В.И. Педагогические сочинения в 4 т. Т 111: Воспитательные системы мира: становление, основные концепции. – М.: Перспектива, 2019

5. Долженко О.В. Очерки по философии образования. — М.,1995

6. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980

7. Инновации и традиция в образовании/Под ред. Бошко М. Влаховича. — Белград,1996

8. История педагогики и и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Уч. пос. для педг-х учеб-х зав-й/ под ред. А.И. Пискунова.- 2-е изд, испр. и дополн.. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3, 41.

10. Корнетов Г.Б. История педагогики за рубежом с древнейших времён до начала ХХ в.:  монография. – М.: АСОУ, 2013.

11. Лихачёв Б.Т. Педагогика. — М.,1992

12. Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М.,1994

13. Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. — М.,1983

14. Педагогика /Под ред П.И.Пидкасистого. — М., 1996

15. Психология. Словарь. — М.,1990

16. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. — ЛГУ.,1968.

17. Уледов А.К. Духовная жизнь общества (проблемы методологии исследований). — М., 1986

18. Ушинский К.Д. Педагогическ. соч. В 2-х т./ Под ред. А. Пискунова. – М. Педагогика, 1974.

19. Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6 т.  — М., 1988.

20. Философия образования для ХХ1 века. — М.,1992

21. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.

/Владимир Иванович Беляев – д.п.н., 
профессор кафедры дополнительного образования 
и сопровождения детства ГБОУ ВО МО 
Академии социального управления  г. Москва/
01/08/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.