01/07 НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье представлена научно-исследовательская работа автора в области дополнительного художественного образовании. Раскрываются основные направления и достигнутые результаты научно-исследовательской работы.

Abstract. The article presents the author’s research work in the field of additional art education. Reveals the main directions and the achieved results of research work.

Ключевые слова: дополнительное художественное образование; индивидуальная образовательная траектория; социокультурное пространство; сетевая лаборатория.

Keywords: additional art education; individual educational trajectory; social and cultural space; network laboratory.

В Московской области сложилась стабильная система непрерывного художественного образования. По числу образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Московская область занимает лидирующее место среди субъектов Российской Федерации [2].

В настоящее время на территории региона работают 210 муниципальных учреждений дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям в области искусства. Среди них 122 детские школы искусств, 61 детская музыкальная школа, 18 детских художественных школ, четыре хореографические школы [1]. Необходимо подчеркнуть, что 47 % школ в сфере искусств в Московской области относится к ведомству образования и в них организуется вариативный подход к обучению: используются общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Несомненными достижениями дополнительного образования художественной направленности на сегодняшний день являются: широта вовлеченности детей; межведомственное взаимодействие организаций дополнительного образования, образовательных организаций общего образования, учреждений культуры; разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.

В рамках концепции модернизации дополнительного образования и реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» для успешного дальнейшего развития дополнительного художественного образования необходимо изучение и использование в практике наиболее интересного и прогрессивного опыта.

Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) не только являлась ведущим организатором повышения квалификации педагогов дополнительного образования художественного профиля, но и осуществляла научно-исследовательскую и методическую деятельность по реализации этих задач в системе дополнительного образования Московской области [8].

По проблеме «Научно-образовательный потенциал педагогики искусства в развитии дополнительного художественного образования Московской области» автором статьи на базе учреждений дополнительного образования ведется научно-методическая и исследовательская работа по следующим темам:

  • Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины.
  • Разработка дистанционного модуля программы «История искусств» «Культура и искусство Подмосковья» с региональным компонентом.
  • Технологии музейной педагогики в образовательном процессе педагогов дополнительного образования художественного профиля Московской области.
  • Разработка модели социокультурного пространства сопровождения одаренных детей в области художественного образования.
  • Индивидуальная траектория художественного развития ребенка в организации инклюзивного дополнительного образования.
  • Разработка и апробация виртуальной сетевой лаборатории педагогов дополнительного образования художественного профиля как ресурс непрерывного профессионального роста.

В течение нескольких лет на базе детской школы искусств г. Королёва ведется работа над внедрением комплексной культурологической программы «Родники» по приобщению детей и подростков к культурному наследию малой Родины. Ведущая линия программы – культурологическая и краеведческая идеи развития образования и воспитания детей и подростков школы искусств, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров литературы, изобразительного искусства, музыкальной культуры, театра, философии и православной культуры северо-востока Подмосковья. Программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает работу всех отделений школы, интегрируя учебные занятия и культурно-досуговую жизнь, и разнообразные виды художественно-творческой деятельности.

Особую ценность представляет исследовательская деятельность обучающихся и педагогов в этой области, через разработку искусствоведческих и культурологических проектов. В рамках программы «Родники» были представлены результаты исследовательских проектов:

  • «Культурологическое краеведение как основа воспитания гражданских позиций детей и молодежи»;
  • культурно-просветительский проект «Борис Заходер в истории и современности» театра-студии «Муравейник»;
  • проект отделения журналистов «Добрые взрослые».

В рамках проекта «Выставочный зал» были организованы тематические виртуальные вернисажи по материалам пленэров в Любимовку, Мураново, Абрамцево, Сергиево-посадский район с приглашением художников Подмосковья.

На базе школы проводится региональный постоянно действующий семинар по одноименной теме научно-исследовательской деятельности, который на протяжении пяти лет собрал вокруг себя педагогов из других территорий Московской области. К работе по проблеме «Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины» присоединились педагоги из г. Сергиева Посада, Пушкино, Ногинска, Щелково, и научно-методическое взаимодействие стало носить сетевой характер [9].

Несколько лет Детская художественная школа г. Щелково участвует под руководством кафедры в научно-методическом исследовании и практической разработке технологий педагогики искусства. Проведена систематизация данных технологий, проводится проектирование и апробация новых образовательных практик в области художественного образования.

Результатами исследования стала обновленная классификация технологий педагогики искусства, в которую вошли:

Технологии сотрудничества:

  • технология творческих мастерских;
  • технология коллективной творческой работы (при создании спектакля, танца, совместной работы по ИЗО и др.);
  • поликультурное сотрудничество на основе диалога культур;
  • Workshop;
  • игровое проектирование;
  • операционные художественные игры;
  • игры-тренинги и др.

Проектные технологии:

  • творческие проекты;
  • исследовательские проекты;
  • социальные проекты (создание фильмов, конкурсов, спектаклей, выставок и др.).
  • Технологии построения художественно-образовательного процесса:
  • художественно-педагогическая драматургия учебного занятия (завязка, кульминация, развязка);
  • технология перевода из одного художественного ряда в другой;
  • технология интеграции искусств;
  • технология контекстного анализа художественного произведения;
  • технология полихудожественного воспитания;
  • технология занятия – погружения в эпоху;
  • технология виртуальной экскурсии в музей и др.
  • Арт-терапевтические технологии:
  • изотерапия;
  • музыкотерапия;
  • сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • имаготерапия (театральное действие);
  • кинезитерапия (движение танца);
  • фототерапия и др.

Диссеминация лучших образовательных практик, передового опыта, связанных с инновационной деятельностью в области художественного образования, реализуемых через проведение методических семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций для педагогов художественного профиля на базе Детской художественной школы, подтолкнула нас к решению создать на ее базе сетевую лабораторию педагогов дополнительного образования художественного профиля. Основной целью деятельности лаборатории будет являться создание модели сетевого взаимодействия педагогов для непрерывного профессионального совершенствования с учетом профессиональных дефицитов педагогов, получение консультационной и информационной поддержки, оказание помощи в организации проведения мониторингов, анализ и экспертиза программ и лучших педагогических практик в области художественного образования. Данная модель была презентована на научно-практической конференции АСОУ.

В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа по выявлению, сопровождению и продвижению одаренных детей становится одним из ведущих трендов дополнительного образования детей. На основе имеющегося опыта по работе с одаренными детьми в области художественного образования на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Одинцовский Центр эстетического воспитания» в этом году была организована академическая площадка кафедры по теме «Разработка модели социокультурного пространства сопровождения одаренных детей в области художественного образования». Основными задачами этого года стали:

  1. Разработка и корректировка инструментария для выявления одаренных детей.
  2. Разработка гибких индивидуальных дополнительных общеразвивающих программ продвинутого уровня, моделей построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей.
  3. Привлечение психологической службы (на основе межведомственного взаимодействия) к оказанию консультативной помощи педагогам в работе с одаренными детьми и одаренным детям в развитии их творческого потенциала.

На первом этапе нашего исследования было выявлено, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде мини-открытий, создания новых методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это подтверждается научными исследованиями ученых Н. С. Лейтеса, А. А. Мелик-Пашаева, А. И. Савенкова, А. В. Хуторского [1, 5–7].

Следующим этапом было изучение способов выявления одаренности в различных видах продуктивной деятельности в том числе художественно-творческой. Изучены методы выявления одаренности П. Торенса, Р. Э. Торндайко,   Д. Векслера и др. За основу выявления одаренности в художественном творчестве обучающихся (музыка, хореография, театрализованная деятельность, изобразительное искусство) были приняты следующие методики:

  • «Карта интересов» А. И. Савенкова [5];
  • выявление творческого мышления П. Торенса;
  • шкала детских способностей Маккарти;
  • методика диагностирования творческой активности М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова.

Наши исследования в данном направлении продолжаются, ведется работа по созданию комплексной программы сопровождения одаренных детей, в которой модуль «Психолого-педагогическое сопровождение» разрабатывают специалисты-психологи Одинцовского центра «Сопровождение», модули «Технология разработки и продвижения креативных идей», «Технология проектно-исследовательской деятельности» разрабатываются под руководством научного руководителя академической площадки, автора статьи.

На региональном проблемно-методическом семинаре «Территория успеха» был представлен опыт работы в данном направлении. К работе семинара были подключены дипломники кафедры, работающие над этой проблемой в различных направлениях: техническое творчество, исследовательская деятельность обучающихся, раннее выявление одаренности, индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка, продвижение одаренных детей через организацию конкурсной системы.

Подводя итог анализу научно-методической деятельности академических площадок, необходимо раскрыть межрегиональное и международное взаимодействие с партнерами из Ивановской области, Дальнего Востока и Китая.

Давние партнерские отношения сложились с Кинешемским педагогическим колледжем. Совместно мы провели на базе колледжа несколько семинаров для педагогов и студентов дополнительного образования г. Кинешма Ивановской области по двум направлениям: «Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины» и «Технологии музейной педагогики в практике работы педагога художественного профиля».

Основываясь на богатом историко-культурном прошлом г. Кинешмы в систему воспитательно-образовательного процесса в образовательных организациях под нашим кураторством стали вводиться технологии музейной педагогики, организуются тематические мини-музеи об истории семьи, малой Родины, народных промыслах, памятниках культуры.

Рассматривая исследования в области реализации средового подхода в дошкольном образовании, кафедра ведет активный поиск ресурсов развития научно-методической работы [3–4]. Так, на базе ряда дошкольных образовательных организаций мы внедряем технологии музейной педагогики, разрабатываем развивающие маршруты для детей дошкольного возраста по ознакомлению с культурными памятниками малой Родины. Преподаватели колледжа и педагоги дополнительного образования г. Кинешмы дистанционно участвовали в этом году в семинарах по патриотическому и художественному воспитанию.

В рамках совместного проекта «Запад – Восток: диалог культур» и научно-педагогических практик с Тихоокеанским университетом г. Хабаровска и Хэбейским университетом Китайской Народной Республики на протяжении нескольких лет автор статьи участвует в международных симпозиумах, организованных в рамках международного проекта «Искусство от сердца для души», на которых поднимаются вопросы научных исследований вокруг разработки инновационных подходов и внедрения художественной педагогики в практику образовательных организаций.

Совместно с факультетом искусства, ремесел и дизайна Тихоокеанского университета г. Хабаровска и факультетом изобразительного искусства Хэбейского университета, Китай, г. Шицзячжуан, разработано несколько совместных межкультурных проектов:

  • Виртуальные экскурсии (музеи и галереи Китая, Дальнего Востока, Подмосковья).
  • Исследовательские проекты детей и педагогов «Культурное наследие малой Родины».
  • Творческие проекты «Дальний Восток и Подмосковье глазами ребенка».

Два последних направления успешно реализовались в 2019 г. Опыт педагогов Подмосковья, Дальнего Востока, Китая успешно демонстрировался дистанционно на проблемно-методических, научно-методических семинарах и конференции кафедры в АСОУ. В рамках мероприятий Международного фестиваля на Дальнем Востоке «Территория межнационального творчества “Малая Родина в рисунках детей”» в выставке-конкурсе детского изобразительного творчества участвовали 12 учреждений дополнительного образования Московской области, их работы опубликованы в международном буклете конкурса.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической работы отражены в научных сборниках, методических и учебных пособиях кафедры, демонстрировались на международных и региональных научных конференциях. В частности, в 2019 г. на Международной конференции АСОУ «Педагогические практики поликультурного взаимодействия в дополнительном образовании детей и взрослых» была организована секция для педагогов художественного профиля с участием канд. пед. наук Н. В. Мартыновой, декана факультета ФИРИД Тихоокеанского университета г. Хабаровска, и виртуальным участием профессора Хэбейского университета Хао Шоумин и китайскими студентами.

Научно-исследовательская работа по проблеме «Научно-образовательный потенциал педагогики искусства в развитии дополнительного художественного образования Московской области» продолжается, определены задачи по разработке следующего этапа исследований:

  • Апробация технологии индивидуального образовательного маршрута одаренных детей.
  • Разработка дополнительной общеразвивающей программы дистанционного курса по «Истории искусств» с региональным компонентом Подмосковья для школ искусств.
  • Техническая разработка и запуск некоторых блоков виртуальной сетевой лаборатории педагогов дополнительного образования художественного профиля.
  • Разработка основных подходов к технологии составления программы и способов реализации виртуальной экскурсии.
  • В рамках темы научно-исследовательской работы готовятся программы будущих академических площадок по темам:
  • «Технологии интеграции основного и дополнительного художественного образования как средства успешной социализации детей “группы риска”» – МБОУ СОШ № 16 г. Королёв.
  • «Интеграция основного и дополнительного образования в области гражданско-патриотического воспитания на основе культурного наследия малой Родины» – МБОУ СОШ № 12 г. Королёв.

В заключение необходимо отметить, что современное художественное образование должно объединить возможности педагогики искусства, богатство синтеза искусств, новейшие вызовы технического прогресса, создавая оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и наше культурное наследие, создавать художественно-эстетическое пространство, способствующее становлению активной творческой личности.

Список использованных источников

  1. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
  2. Лопачева, К. М. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в условиях инклюзивного дополнительного образования / К. М. Лопачева, Г. А. Романова, И. В. Штанько // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54–6. – С. 146–152.
  3. Нечаев, М. П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО: учеб.-метод. пособие / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. – М.: Перспектива, 2015. – 212 с.
  4. Нечаев, М. П. Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО / М. П. Нечаев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 4–8.
  5. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общество России, 1999. – 220 с.
  6.  Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. – Дубна, 2006. – 112 с.
  7. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 220 с.
  8. Штанько, И. В. Новые ориентиры и форматы развития дополнительного художественного образования в Московской области / И. В. Штанько // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 3. – С. 31–37.
  9. Штанько, И. В. Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей / И. В. Штанько // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. – 2019. – № 2. – С. 23–30.
/Штанько Ирина Вениаминовна, 
кандидат педагогических наук,
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
кафедра методики воспитания и дополнительного образования, 
доцент, Россия, г. Москва. irinashtanko@inbox.ru/
01/07/21-НПС 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *