03/05 ТЕМА ВОВ В БАТИКЕ. ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье представлен опыт работы в батике с учениками ДХШ по сложной теме ВОВ, всегда актуальной и воспитывающей глубокие патриотические чувства. Здесь указан путь от обращения к высоким образцам отечественного изобразительного и прикладного искусства до воплощения творческих замыслов подростков, приведены наглядные примеры выполненных детьми работ.

Ключевые слова: Великая Отечественная Война, батик, история искусства, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, опыт работы с детьми в батике, воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание.

Тема ВОВ всегда достаточно трудно дается школьникам и в станковой композиции, и в прикладном творчестве. Обращение к высоким образцам отечественной и мировой художественной культуры помогает определиться с воплощением творческих замыслов подростков.

В этой статье хочется поделиться своим опытом работы с учениками по этой теме, столь важной в 2020 году, в год 75-летия Победы советского народа над фашистской Германией. Тема, касающаяся Великой Отечественной войны, актуальна всегда. Чем дальше уходят от нас события тех страшных лет, тем ценнее становятся художественные произведения — свидетельства нашей истории, тем важнее обращаться подрастающему поколению к этому вечному волнующему вопросу, формирующему высокую гражданскую позицию и патриотические качества личности.

Чтобы раскрыть тему, рассмотрим яркие примеры в истории отечественного изобразительного и прикладного искусства. Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве многих советских художников. Произведения искусства той поры являются мостиком связи разных поколений, позволяют увидеть суровое, страшное, героическое время и понять, что поддерживало дух людей и давало им возможность выстоять и победить, откуда черпались силы.

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» авторов Кукрыниксы. Плакат стал ведущим жанром изобразительного искусства лихих 40-х годов.

В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. В триптихе Корина центральную часть занимает фигура Александра Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса».

Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» —  огромное полотно, где художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к берегу.  Движения фигур нарочито стремительны, ракурсы резки. Фигура моряка на переднем плане – символ яростной битвы. Лиц врагов мы не видим. Ожесточение боя «святого и правого» передано, прежде всего, колоритом.

Сильное воздействие на зрителя оказывает картина А. Пластова «Фашист пролетел», выполненная в бытовом и пейзажном жанре: молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа особенно чудовищным кажется злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастушка и коров, которых он пас.

Совсем другим языком о героике войны говорили произведения прикладного искусства. Промыслы и художественная промышленность были подчинены нуждам военного времени. В промысле дымковской игрушки, например, всадник на одноглавом или двуглавом коне — любимый герой. Этот военный похож и на сказочного героя, и на обычного солдата одновременно.

Военная тематика отразилась в форме сказочных битв в живописных лаковых миниатюрах шкатулок Палеха, Холуя и Мстеры. Мир мог никогда не узнать об искусстве Палеха, если бы не художник Иван Иванович Голиков. Мастер использовал традиционную для древнерусской иконописи цветовую гамму: на темном фоне сочетал оттенки красного, жёлтого и зелёного. Сюжет всегда обрамлялся изысканным орнаментом из сусального золота или серебра.

В период Великой Отечественной войны в творчестве палехских мастеров встретились социалистический реализм и иконописные традиции. Советским воинам художники приписывали черты богатырей, а врагов изображали в образе чертей из сцен «Страшного суда».

Война на миниатюрах Палеха — это поединок двух миров, где на переднем плане горящие бомбардировщики и разбегающиеся люди, а чуть далее — безмятежный, будто сошедший с древних икон, деревенский пейзаж.

В работах того периода со всей очевидностью выступают характерные черты времени. Мастера были охвачены стремлением сделать глубокие, значительные произведения, проявить высокий патриотизм, использовать весь арсенал художественных средств для большей выразительности своих работ.

Сегодня в Палехе отошли от батальных сцен, и воинские мотивы встречаются лишь в миниатюрах с Георгием Победоносцем. В них просматривается как традиционная символика цветов (сам святой изображен в огненно-победных красках, олицетворяющий зло змий — в чёрных), так и другие палехские особенности — тонкий и плавный рисунок на тёмном фоне, изящные пропорции, золотая штриховка и отсутствие лишних деталей.   Миниатюры также обрамляются орнаментом из творёного золота.

Если обратиться к примерам мелкой пластики промысла Гжели, то можно наблюдать в образах керамических произведений традиционные фигурки петуха – птицы боевой, героические образы прошлого – витязей, русских солдат, например, исторический образ «Сусанин» у автора С. Евангулова. Ближе к концу войны распространились мотивы победы —  М. Раков — «Салют Победы». В доброй трепетной форме скульптуры и синей росписи выражались сила русского характера, национальные особенности, наследовались и развивались традиции народного промысла Гжели, поднимался народный боевой дух людей военной поры. Несмотря на сложность военного времени художники обращались к традиционно любимым сказочным образам, прославляющим мир и любовь, красоту и гармонию. Любовные и шуточные сцены из жизни, дивные русские пейзажи, оформленные в цветочный орнамент, покоряют своей трогательностью, некоторой наивностью и чистотой. Только человеком с добрым сердцем могут быть созданы такие произведения декоративно-прикладного искусства.

На основе увиденного, прочувствованного, проработанного и проанализированного иллюстративного материала, начинается ответственная согласованная работа учителя и ученика по созданию рисунка на военную тему в батике. На основе многочисленных поисковых эскизов на бумаге сперва в карандаше, затем в тоне, далее в цвете выполняется поэтапно работа над будущим батиком. Выражение идеи, создание художественного образа, органичная цельная композиция, эмоциональная выразительность, красивый колорит, оригинальность решения – всё это необходимые составляющие компоненты удачной творческой работы. К тому же всегда, работая с группой или классом детей, стремишься к разным решениям, не повторяющим уже созданные образцы.

/Дмитриева Софья Юрьевна, 
преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ 
kosmosofia17@gmail.com/
03/05/21-НПС 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.