02/05 Педагогическая рефлексия экспозиции детского искусства на примере Конкурса детского рисунка «Я-Иллюстратор»

Международный конкурс детского рисунка «Я-Иллюстратор» (https://contest.rozumaschool.ru) — это культурно-образовательный проект, разработанный неравнодушными педагогами с целью увлечь детей литературой, произведениями писателей-классиков через участие в процессе визуализации любимых героев книг, привлечь внимание взрослых и детей к библиотекам и книгам.

Я являюсь  куратором конкурса и преподавателем художественного отделения Детской школы искусств имени Ю.А. Розума городского округа Щёлково.

За столь небольшое время  проект обрел большую известность, в этом году в нем приняли участие 14 стран, 7 республик и 36 регионов России, на конкурс поступило 905 работ, а всего за время существования конкурса более двух тысяч. В ходе каждого конкурса мы проводим выставки, которые проходят в различных учреждениях культуры и образования в разных регионах нашей страны. Благодаря этой работе я смогла накопить довольно весомый опыт и пришла к выводам, которыми и хотела бы поделиться.

Я сама иллюстратор, сотрудничаю с русскими и зарубежными издательствами, и, придя в педагогику, стремилась заинтересовать иллюстраторским искусством детей, которых учу, тем более что иллюстрация входит в стандартную программу обучения композиции. Мы выпустили с детьми две книги, путеводитель по Щёлковскому району совместно со Щёлковской центральной детской библиотекой и книгу любимых стихов. Я увидела наглядно, как через иллюстрацию можно заразить детей любовью к чтению, к книге. Согласитесь, сейчас проблема не читающих детей стоит особо остро. И тогда, видя результат нашей работы, мне, конечно, захотелось поделиться им, но оказалось, что конкурсов детской иллюстрации очень мало. Необходимость подобного конкурса подтвердилась его популярностью впоследствии. Я считаю, что любой детский художественный конкурс должен подразумевать под собой выставку. Просмотр работ не только судьями, но и зрителями. Прежде всего — самими детьми. Поэтому для меня крайне важной задачей было договориться с выставочными помещениями. Уже в ходе первого конкурса мы провели выставку работ участников в Щёлковской художественной галерее, трех библиотеках Подмосковья, двух Санкт-Петербурга и одной в Петергофе. И выставки мели ошеломительный успех! Как позже признавался председатель союза художников Подмосковья, директор Щёлковской художественной галереи Александр Иванович Беглов, он ни разу не видел на открытии такого количества народу. Дети приводили друзей, братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек.  Если до этого в теории я и догадывалась о том, что выставка будет важна детям, то теперь я наглядно в этом убедилась. Выставка, настоящая взрослая выставка становиться мощнейшим стимулом для дальнейшего роста ребенка, как художника. Фактически это первое общественное признание его труда.

Почему то последнее время получает большое распространения практика оберегания детей от малейшего стресса. Любая конкурентная среда подвергается нападкам мам, которые считают, что если их дитя в чем-то поучаствовало, то оно обязательно должно получить приз, быть победителем, любое другое развитие событий априори токсично, непедагогично и ранит нежные детские души. Одновременно с этим мы  видим поколение мам «отличниц», которым надо быть только лучшими, только первыми, а следовательно такими должны быть их дети. За каждую поставленную преподавателем тройку такая мама идет разбираться, часто даже в речи можно услышать местоимение мы, мы читали, мы учили, и т.д. Всё это приводит к простите за тавтологию, обесцениванию системы оценок, пятибалльная система давно перестала быть таковой, сейчас она фактически трёхбалльная. Чтобы огородить себя от нападок, учителя часто просто ставят всем пять, особенно часто это происходит в среде художественного образования, к тому же и над самим учителем висит строка, успеваем, усвояемость педагогической программы и т.д. Учителю жизненно необходимо, чтобы его ученики учились только лучше, иначе он может быть лишен премии, которая составляет едва ли не половину его зарплаты.

Всё это приводит к тому, что здоровая конкуренция исчезает из системы образования. Какой смысл учиться лучше, если у тебя и так стоит пять, куда лучше то?

И в такой ситуации возрастает важность конкурсов, как возможности для роста. Конкурентная борьба априори полезная среда, которая позволяет развить такие навыки, как упорство, настойчивость, стремление к победе. Нездоровой конкурентную борьбу делают прежде всего сами взрослые. Здесь срабатывают всё те же тенденции, учителя стремятся поучаствовать во всем без разбора и как можно больше, ведь от этого зависит их квалификация, мамы спешат дополнить портфолио своих детей, которое требует от них всё та же школа.

К сожалению, в нашем конкурсе проявились все негативные качества именно взрослых людей. Педагоги отправляют на конкурс работы не читая положения, работы которые не рисуются по теме, работы которые явно делали не дети, работы некачественные, работы которые под тему подгоняются. Например, в этом году у нас одной из заданных тем было литературное творчество Афанасия Фета. Мы получили массу пейзажей просто с подходящим названием, но совершенно не соответствующие содержанию стихов.

И самое на мой взгляд ужасное это когда педагог присылает работу, являющуюся плагиатом, откровенной срисовкой, подчас даже раскраской. Что он транслирует ребенку? Победа нужна любой ценой, твое собственное творчество никому не интересно? Воровство ради достижения цели  это нормально?

Именно мы взрослые, мы родители, мы педагоги должны научить ребенка умению соревноваться и соревноваться честно. Научить не только выигрывать, но и проигрывать. Причем второе важнее, победа ничему не учит, учиться можно только на поражениях. Да и не поражение это вовсе! Не занять первое место, это опыт, это возможность научиться и более того это важнейший урок эмпатии. Легко сочувствовать проигравшему, если ты выиграл, но гораздо тяжелее признать, что тот, кто выиграл, эту победу заслуживает!

К сожалению, и область детских конкурсов сейчас становиться средой для спекуляции чувствами тревожных родителей. Конкурсы из серии у нас все победители, только отправьте нам энное количество денег просто лавинообразно захватывают интернет. В результате такие конкурсы как наш начинают рассматриваться родителями и педагогами точно также. Помните, как в стихе. Я поправился за лето, дайте мне значок за это! На мою почту регулярно приходят письма, наш ребенок так старался, а вы сняли его работу, ну и что, что вы нашли такую же иллюстрацию, он так увидел! Или просто вопросы, вы не ошиблись, может быть вы проглядели, как это наша работа не прошла на следующий тур?

И поэтому я еще раз хочу поднять вопрос ответственности педагога и родителя не перед кем иным, как перед ребенком. Воспитание в отличие от обучения может быть дано только собственным примером. Если мы хотим вырастить целостную личность, которая сможет потом без травм пережить столкновение с реальностью, не опустит руки при первой же неудаче, ни будет зло завидовать тем, кто лучшее нее, а будет стараться учиться у них. Вырастет человеком, который в борьбе за достижение цели не воспользуется грязными методами, то тогда мы должны даже в такой мелочи, как конкурс детского рисунка не допускать подобных вещей.

/Новикова Юлия Владимировна, 
преподаватель МАУДО ДШИ им. Ю.А. Розума ГОЩ /
02/05/21-ПМ 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.