02/04 ГРАНЬ РОДИТЕЛЬСКОГО УЧАСТИЯ

Ключевые слова: родители, дети, мотивация, критика.

Наш 3 класс художественного отделения занимается в большой просторной аудитории в помещении средней общеобразовательной школы.

Вот так сложилось, что площадей в ДШИ было мало и нас, художественное отделение, «приютили» в стенах новой общеобразовательной школы. Да, просторно, свежо, чисто, но задачи решают в аудитории именно те, которые стоят перед СОШ: разместить за партами 35 человек, усадить детей рядами и развернуть лицом к доске.

А у нас ведь всё иначе …. Нам бы мольберты ёлочкой, натюрморты по периметру, модель в контровом свете, да постановку в паре метров от ученика.

Но, нет, вы не подумайте, мы счастливы, очень рады этой возможности: работать в большом и светлом классе! Эту возможность мы, педагоги ДШИ, очень долго ждали и возлагали на нее надежды.

Впрочем, повествование будет не совсем об этом …. Упомянуть про класс пришлось для того, чтобы Вам было легче понять общую картинку описываемого ниже.

А ниже речь пойдёт о родителях, об их участии в учебном процессе и о том, где проходит целесообразная грань этого участия.

Итак. Начну.

Утро. Солнце уже поднялось. Суббота. Первое занятие после летних каникул. Ребята входят в новый класс: смеются, болтают, они уже хорошо знают друг друга и, соскучившись, готовы ворковать без умолку. Но, надо работать, учиться.

Мы раньше рисовали за партами, в маленьком классе ДШИ, а тут, переезд в СОШ и можно сесть теперь за мольберты …. И по программе шары и кубы… и дети подросли…, все сходится, все хорошо, работаем.

Хочется побыстрее и побольше,  поглубже, и все сразу бы! И свеженькие гипсы уже ждут и мольберты….

Работаем так: кто на постановках – тот за мольберт, кто «по впечатлению» или «на конкурс» — тот  за партой. Когда разбираем композиции, все за партами лицом к доске.

В группу, кстати, влились новые ученики в этом году, в основном это подростки 13-14 лет. Они быстро включились в рабочий процесс и рисуют наравне с маленькими (8-10 лет), но уже два года проучившимися в ДШИ ребятами. Прошло несколько занятий. Анализируя работы детей, их отношение к занятиям, поведение, мастерство понимаешь, что есть среди них те, которым будет сложно ещё «побольше», которые ещё не окрепли, не оперились и придерживаешь их за партой… даешь им задания, «набиваешь» им руку на штрих, объясняешь почему так и в ответ, получив полное понимание и приятие, идешь дальше. А есть дети, которые готовы к серьезному академическому рисунку, которые уже рвутся в бой на трехчасовое шуршание карандашом по бумаге.  В классе работа кипит – подход индивидуальный! И, на радостях, сбрасываешь информацию родителям в общий чат, о том, какие все молодцы и, что, часть ребят уже села за мольберты, и рисуем гипсы, что мы растем и работаем не покладая рук. И работы с урока оправляешь туда же и гордишься и детьми, и собой, и всем вокруг!

А, потом на следующем занятии, ты встречаешь ребенка, одного из класса и он тихий какой-то излишне сдержанный, и все идет своим чередом, но ты чувствуешь, что что-то не так с этим учеником. И задаешь вопрос: «Варвара, все хорошо? Что тебя беспокоит?» И в ответ, это старательное, это хрупкое, чуткое, умное, пытливое, но пока еще маленькое творческое начало тебе отвечает: «Елена Станиславовна, пожалуйста, посадите меня за мольберт сегодня, на кубик. Меня мама так ругала сильно. Мама сказала, что я лентяйничаю и поэтому я не готова рисовать кубик. И……Ещё она сказала, что если я не буду сидеть за мольбертом, она меня отчислит с ваших занятий. А мне так нравится рисовать и я хочу учиться. Посадите меня, я буду рисовать кубик».

И ты понимаешь, что ей еще рано рисовать «кубик», что еще нет ни силы, ни духа на «кубик», ни знаний и умений, что еще не выросла она до «кубика» и это будет профанация…, но, мама же сказала, значит надо «кубик» во всяком случае, пока не поговоришь индивидуально с мамой…. И говорю ….и объясняю…..и доказываю….

Но! Вопрос! Кому нужен «кубик»? Маме? Ребенку? Педагогу? И нужен ли «кубик» в этот момент времени? И надо ли гнобить дома ребенка из-за своей, извините, некомпетентности в происходящем? Надо ли его запугивать возможностью отчисления? Позвольте ответить на эти вопросы.

Нет, нет и еще раз нет! Ребенку не надо навязывать Ваше видение происходящего – Вы не профессиональный педагог, через него не надо пропускать Ваши нереализованные амбиции – лучше попробуйте сами рисовать «монотонный кубик»; у ребенка не надо понижать уровень самооценки, в нем не надо подрывать веру в учителя.

Первое что надо сделать, если в Вас возникает внутренний конфликт, это позвонить педагогу и пообщаться с ним напрямую! И, я уверена, что Ваш педагог разъяснит Вам, почему сейчас так, а не иначе: почему сегодня Саша принес отличный рисунок, а завтра он еле рисовал, почему Клава сидит на последней парте, а не на первой, почему Костик слушает музыку на уроке, а Вова  нет. Педагог Вам все объяснит наилучшим образом, доверьтесь ему! И Ваш внутренний конфликт испарится в дымке «воздушной перспективы».

А ребенок Ваш и дальше будет спешить с радостью на уроки, он и дальше будет хотеть рисовать, он и дальше будет двигаться вперед и он обязательно дойдет до «кубика», но с крепкой рукой, четким пониманием происходящего, уверенностью в своих силах и с любовью за спиной в сердце.

Творчество, искусство, культура и их языки сложны для простого обывателя; чтобы понять как движется корабль «вдохновения» и где живёт муза, надо самим запустить в себе этот процесс познания этого удивительно красивого, безграничного в пространстве и времени, сложного и многогранного мира, который окутывает нас ежесекундно и в то же время неуловимо исчезает, при любой попытке потревожить его без особой на то необходимости. Не дайте ему исчезнуть, уважаемые родители! Помогите Вашим детям и нам, педагогам, поддержать и развить эту «сказку» посредством творчества и разума, не переходя ту грань Вашего участия, за которой потом так сложно возрождать желание творить.

/Флерко Елена Станиславовна, 
 педагог дополнительно образования
 МБУДО Медвежье-Озерская ДШИ/
 02/04/21-ПМ 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.