06/03 РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: все дети очень не любят делать скучные упражнения, а хотят рисовать только композиционные работы. Но ведь на основе базовых упражнений и понятий строятся дальнейшие умения зарисовать объемный предмет, или наоборот, представить по графическому изображению реальную форму  предмета.

Ключевые слова: знания, умения, навыки, упражнения, обучение, работа с детьми.

В процессе обучения рисованию дети приобретают не только знания, но и умения и навыки. Одно лишь изучение правил построения изображения на плоскости еще не дает возможности грамотно зарисовать даже самый простой предмет или наглядно выразить свою мысль графическими средствами. Чтобы хорошо овладеть основами изобразительной грамоты, нужно приобрести практические навыки в рисовании с натуры и по представлению. Это достигается только путем систематического и целенаправленного обучения в течение длительного времени. Значительную помощь в процессе обучения могут оказать упражнения, содействующие приобретению твердых знаний и навыков.

Под упражнением в рисовании подразумевается учебно-тренировочное задание, повторяемое в течение некоторого периода. Характерная особенность упражнений заключается в том, что, в отличие от основных учебных заданий, они позволяют сконцентрировать внимание детей на отдельных задачах, создавая тем самым благоприятные условия для прочного усвоения материала.

Одним из видов упражнений являются задания, способствующие приобретению технических навыков в рисовании: изображение прямых линий, окружностей, приемы наложения штрихов, работа красками и т.д. Но овладеть основами изобразительной грамоты немыслимо без умения правильно определять  пропорции, тональные и цветовые отношения. Поэтому важная роль принадлежит упражнениям, развивающим глазомер и чувство цвета, способствующим воспитанию художественного вкуса и приобретению навыков, необходимых в различных областях.

В качестве упражнений по рисованию могут быть использованы задания набросочного характера, выполненные как с натуры, так и по памяти, и по представлению. Наброски с натуры, выполняемые с предметов, непосредственно находящихся перед учащимися, повышают активность в работе над заданием, содействуют целостному восприятию формы и цвета предмета, а так же позволяют фиксировать движение. Они имеют много общего с рисованием по памяти. Границы почти стираются, когда приходится опираться не только на зрительные восприятия, но и передавать  отдельные положения предметов, не видя  натуры. Если рисованию по памяти предшествует целенаправленное наблюдение натуры, то рисование по представлению основывается на базе прежних знаний о предмете или явлении. Наброски по памяти и по представлению развивают наблюдательность, пространственное воображение и творческие способности.

С помощью наброска художник показывает на бумаге свои первоначальный замысел, с наброска начинается первый этап работы над рисунком и этюдом. Зарисовки, сделанные на занятиях, экскурсиях и пленэрах, помогают учащимся овладевать знаниями, расширяют их кругозор.

Кроме упражнений, непосредственно связанных с выполнением практической работы по рисунку и живописи, можно предложить и ряд других учебно–тренировочных заданий с использованием только наглядных пособий, несложных моделей и тренировочных таблиц. Такие упражнения наряду с практической работой в классе являются важным средством в развитии творческой инициативы и смекалки детей.

Вместе с тем рисование, как и всякий другой учебный предмет, нуждается в контроле и проверке знаний учащихся. В связи с этим полезно давать проверочные задания по рисованию. Включение в курс рисования контрольных работ повышает ответственность детей и усиливает значение самого предмета.

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

/Медведева Мария Михайловна, 
преподаватель МАУДО ДШИ им. Ю.А.Розума ГОЩ/
06/03/21-НПС 

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.