01/12 ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОТОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы преподавания фотографии в системе дополнительного образования детей и представлена проблематика данной работы. Автором также обосновывается актуальность вопросов преподавания фотографии детям и необходимости разработки методологии и организации исследовательской работы в данном направлении. Статья будет полезна обучающимся системы дополнительного образования детей, студентам и преподавателям профессиональных учебных заведений, педагогам системы дополнительного образования и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами фотографии.

Ключевые слова: фотография, дополнительное образование детей, методика преподавания, педагогические исследования, проблемы преподавания фотографии.

Визуальный контент играет огромную роль в жизни современного человека. В частности, фотографиями сопровождается подавляющее большинство материалов, представленных в любом современном медиа как онлайн формата, так и в печатных изданиях. В тоже время, по наблюдениям автора, в государственном секторе как общего, так и дополнительного образования детей отсутствует система фотографического образования, хотя именно на этом уровне должны формироваться первоначальные представления детей о фотографии.

Многие исследователи (А.Лапин, Е.Б.Карбасова, В.А.Голуб, В.А.Ким и др.) отмечают падение художественного уровня и качества современной фотографии, и это вопрос не только профессионального художественного образования, но и общекультурной грамотности, азы которой формируются в системе общего и дополнительного образования детей. 

Несмотря на повсеместное распространение фотографии, популярность фотокружков, фотоклубов и других форм организации фотографического образования детей в государственном секторе не столь высока. По данным мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ [3], участие детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, в дополнительных занятиях творчеством (живопись, прикладное творчество, литература, кино-, фото-, видеосъемка) составила всего лишь 16%. При этом данный показатель рассчитан на все перечисленные виды деятельности, т.е. реально на занятие фотографией приходится еще меньший процент.        

В то же время, сегодня имеется весьма обширная сеть коммерческих учреждений, занимающихся обучением детей фотографии. К примеру, по запросу «фотошкола для детей» поисковая система Google выдает свыше 1 млн. результатов. Анализ данных поискового запроса показал, что деятельность подобных организаций, в большинстве случаев, осуществляется вне системы образования, т.е. указанные организации не являются образовательными, а свои услуги они позиционируют не как образовательную деятельность, а как курсы или досуговые мероприятия. Таким образом, обучение детей фотографии практически полностью находится в сегменте неформального образования.

Столь большое количество коммерческих структур, в которых осуществляется преподавание фотографии детям, наводит на мысль о том, что в этом сегменте все же удалось добиться определенных успехов в работе. Однако коммерческая ориентированность данных организаций, юридическое и фактическое нахождение вне системы образования практически не позволяют провести научно-педагогическое осмысление данного опыта и дать какую-либо оценку его качества и эффективности.  

Рассматривая проблематику обучения фотографии в системе дополнительного образования детей, нами обнаружено, что научно-педагогических материалов по этому вопросу не просто мало, они практически отсутствуют. Это свидетельствует о востребованности организации исследовательской работы в данном направлении.

Дефицит статистической и научно-педагогической информации в области обучения детей фотографии не позволяет провести более детальный анализ данного вопроса, организовать сравнительные исследования, что обуславливает актуальность настоящей статьи, целью которой является: разработка проблематики обучения фотографии в системе дополнительного образования детей и обоснование значимости данного вопроса для научно-педагогических исследований.

В начале рассмотрим, каким образом фотография вообще вписывается в систему образования в России. Данные об этом представлены в таблице 1, из которой следует, что фотография представлена сегодня на всех уровнях образования. Более того, фотография является универсальной метапредметной технологией познания, творчества, воспитания и социализации. Следовательно, любое образование, не только профильное, непременно будет сопровождаться встречей обучающихся с фотографией на всех его уровнях, направлениях подготовки и специальностях.

Уровень образованияВид программы, стандартПримечания
Основное общееПрограммы основного общего образования, предмет «Изобразительное искусство» и программы внеурочной деятельности ФГОС Основного общего образованияВ контексте школьного образования дети изучают фотографию на уроках изобразительного искусства в основной школе (5-9 классы) и в рамках внеурочной деятельности (художественное фото, цифровая фотография и ПК, основы фотографии, фотожурналистика и др.).
Среднее профессиональноеПрограммы подготовки специалистов среднего звена. ФГОС СПО 54.02.08 Техника и искусство фотографииПредполагается базовый (квалификация «фототехник») и углубленный (квалификация «фотохудожник») уровень подготовки по специальности.
Высшее профессиональноеОсновные профессиональные образовательные программы высшего образования ФГОС ВО 54.03.01 Дизайн 42.03.02 Журналистика 50.03.01 Искусство и гуманитарные наукиОтметим, что в системе высшего образования в РФ отсутствует ФГОС в области фотографии. ВУЗы ведут подготовку фотографов в рамках смежных стандартов, по программам разрабатываемым самостоятельно (руководство студией фототворчества, фотоискусство, журналистика).
Дополнительное образование (разноуровневое)Дополнительные общеобразовательные программы. Не имеют стандартовВидовое разнообразие программ дополнительного образования в области фотографии крайне разнообразно, ввиду отсутствия стандартов (художественное фото, цифровая фотография и ПК, основы фотографии, фотожурналистика и др.).
Таблица 1. Обучение фотографии в системе образования РФ

Первая проблема, связанная с преподаванием фотографии в системе дополнительного образования детей, видится нам в отсутствии банка дополнительных общеобразовательных программ в области фотографии и современных разработок в области методологии их создания и преподавания.

В настоящее время наблюдается некоторое упрощение, когда обучение детей фотографии мы условно называем фотокружком. Однако, учитывая все вышесказанное, деятельность таких фотокружков может кардинально отличаться друг от друга. Дополнительная общеобразовательная программа в области фотографии может быть нацелена на:

  • Профессиональную ориентацию обучающихся в сфере фотографии и подготовку к поступлению в учреждения СПО и ВПО;
  • Реализацию посредством фотографии социокультурных проектов (работа с семейными архивами, подготовка фотоматериалов для проведения различных акций и мероприятий, краеведческие проекты и т.д.) и творческих практик;
  • Формирование умений создания фотоконтента для интернета и социальных медиа (аватары для социальных сетей, иллюстрации тематических постов в инстаграм, фотографии для сайта или блога и т.д.);
  • Организацию журналистской работы в школе (освещение школьных мероприятий, создание школьной газеты, создание информационно-новостного контента для школьного сайта и социальных медиа);
  • Художественное фотографическое творчество детей (создание художественных фотографий, проведение фотовыставок, изучение методологии творческой фотографической деятельности, создание и работа ученического фотоклуба);
  • Цифровое творчество, посредством преобразования фотографии (работа с фотографией в современных графических редакторах, создание на ее основе цифровых творческих произведений и т.д.);
  • Комплексное изучение фотографии (программы, сочетающие в себе элементы нескольких направлений деятельности).

Это далеко не полный перечень возможных направлений фотографической деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, из которого следует, что дифференциация этой работы весьма существенна. Каждое из указанных направлений требует своей методологии преподавания, материально-технической базы, кадровых ресурсов и ориентировано на специфический контингент обучающихся.

 Таким образом, создание вышеупомянутого базиса образовательных программ и разработка соответствующей методологии крайне важный момент, так как многоаспектность фотографии колоссальна. Особую актуальность данной проблеме придает и современный фотографический дискурс, в рамках которого активно обсуждается будущее фотографии. Мнения по данному вопросу весьма полярные: от радикальных утверждений, что единственное, чем оправдано существование фотографии – это ее социальная функция (В.Л.Круткин) до идеи пост-фотографии и фотографически зависимых творческих практик (Ф.Ритчин, А.Деникин). В подобных условиях перед педагогом возникает вопрос, а какую фотографию он преподает и как он будет это делать? Отсутствие данных представлений вносит сложности в проектирование образовательной деятельности и как следствие затрудняет популяризацию данной работы среди детей и их родителей.

Вторая проблема заключается в том, что, в силу упрощении технологии производства фотографии, в обществе формируется представление о простоте фотографической деятельности. Многим кажется, что залогом создания хорошей фотографии являются не знания, навыки и опыт, а качество того устройства, с помощью которого вы фотографируете.

Таким образом, технологическая простота создания фотоизображения сегодня, с одной стороны, делает фотографию популярной, массовой и доступной, способствует повышению технического качества изображений, а с другой — приводит к серьезному падению эстетических свойств и ценности подавляющего большинства фоторабот. Предельное упрощение технологии привело к ситуации, когда человеку, который берет в руки какое-либо фото-устройство, оно кажется настолько элементарным, что просто не вызывает необходимости получения каких-либо дополнительных знаний и информации для его использования. 

Сюда же можно отнести и проблему «фотографического шума». Фотографий сегодня настолько много, что становится крайне сложно отыскать по-настоящему хорошие работы, которые побуждали бы детей к занятию фотографией, а если такие и находятся, то велика вероятность того, что они останутся без внимания в силу информационной перегрузки. Попробуйте вспомнить, читая эту статью, какие фотографии вы «лайкали» в любой социальной сети три дня назад?

Подобная ситуация сильно обесценивает фотографию. Когда фотографии настолько много, может показаться, что просто не имеет смысла ей заниматься. Зачем делать художественные снимки, если по запросу в любую поисковую систему их можно найти в неограниченном количестве? Безусловно, любой, кто занимается фотографией, скажет, что процесс съемки — крайне увлекательное и не простое занятие. Однако для неподготовленного человека очевидными являются две истины: фотографии много и фотография это просто.

Третья проблема заключается в материально-технической обеспеченности государственной системы дополнительного образования. Современная фотография – высокотехнологичная сфера, а оборудование фотостудий, фотолабораторий, выставочных пространств обходится недешево.

Несмотря на то, что на федеральном уровне предпринимаются серьезные попытки обновления материально-технической базы дополнительного образования, усилия в этом направлении сосредоточены на весьма специфических видах деятельности (информатизация, развитие кружков технической и естественнонаучной направленности, капитальные инфраструктурные объекты, инновационные виды деятельности и др.). К сожалению, фотография не всегда попадает в поле приоритетов государства. Фотооборудование может быть закуплено для таких направлений работы, в которых фотография выступает как межпредметная технология, однако для работы фотокружка приобрести его довольно сложно, особенно ввиду обозначенных выше проблем востребованности этого вида деятельности.

Положение фотографии между традициями и инновациями также не всегда позволяет руководству учреждений дополнительного образования обосновать целесообразность закупки соответствующего оборудования в контексте современного нормативно-правового поля.

Четвертая проблема заключается в недостатке статистической и социологической информации, связанной с различными аспектами обучения детей фотографии. Данная проблема не относится напрямую к преподаванию фотографии, однако обуславливает актуальность проведения исследовательской работы в указанном направлении.

В настоящее время крайне сложно говорить о востребованности фотографии среди детей, родительских предпочтениях в этом направлении, объемах фотографической деятельности в системе дополнительного образования детей, проблемах этой работы и др. В основном авторам работ в области преподавания фотографии приходится руководствоваться лишь собственными наблюдениями и некоторыми косвенными данными из смежных областей.

Пятая проблема заключается в дефиците квалифицированных специалистов в области преподавания фотографии детям.  В настоящее время весьма не ясным остается вопрос подготовки таких специалистов. Зачастую в учреждениях дополнительного образования детей работают специалисты из смежных областей и прошедшие переподготовку учителя. Система подготовки педагогов конкретно для работы в сфере дополнительного образования не разработана в полной мере. На наш взгляд это обуславливается многоаспектностью деятельности в системе дополнительного образования. Если с преподавателями для спортивных, музыкальных и художественных школ ситуация более менее ясна, то вопросы подготовки специалистов для работы по всему спектру направленностей дополнительного образования детей остаются без ответа.

Более того, сохраняется проблема работы таких специалистов. Велика вероятность, что, в случае подготовки педагога дополнительного образования или преподавателя по фотографии, он не сможет устроиться на работу в силу обозначенных выше проблем. 

Мы рассмотрели основные проблемы в области преподавания фотографии в системе дополнительного образования детей. Каждая из них требует соответствующего научного осмысления и дальнейших исследований. На наш взгляд, сложно однозначно ответить на вопрос — есть ли у фотографии будущее в системе дополнительного образования детей? Как у универсальной межпредметной технологии, безусловно – да. Как у специфического вида творческой деятельности – не факт.

Однако знакомство детей с фотографией в процессе их образования необходимо. Если в профессиональном образовании фотография может рассматриваться как одна из практик работы, то в системе общего образования следует уделять ей больше внимания: сегодня многими исследователями и специалистами в сфере искусств отмечается падение уровня визуальной культуры и в частности фотографии. На наш взгляд, исправить данную проблему можно только в системе образования в силу ее массового характера, а локальные (в том числе и частные) практики могут способствовать этой работе, но не заменить ее.

Используемая литература и источники

  1. Голуб В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2012. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-fotozhurnalistiki-v-kontekste-progressa-tsifrovyh-fotograficheskih-tehnologiy (дата обращения: 11.11.2020);
  2. Деникин А.А. Цифровая фотография и современное искусство: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Нестор-История 2016. – 224 с.
  3. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В.Бондаренко, Д.Н.Бородина, Л.М.Гохберг и др; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ. – 496 с.;
  4. Карбасова Е.Б. Фотография: концептуализация реальности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. СПб, 2013 г.;
  5. Лапин А.И. Фотография как… / А.И.Лапин. – Изд. 6-е, Treemedia Content Oy, 2019 – 306 с. : ил.;
  6. Нетусова Т.М. Социокультурные функции любительской фотографии: автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.06 / Нетусова Татьяна Михайловна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. — Москва, 2015. — 31 с.
/Подрезов Алексей Владимирович заместитель директора по УВР, МАУДО ДХШ ГОЩ/ 01/12/20-НПС 

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.