02/04 Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков через приобщение к народным традициям и своей малой родине средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Аннотация. Учебно-методические материалы разработаны в процессе реализации общеразвивающих программ изостудии «Креатив» и анализа изучения народных традиций и своей малой Родины в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве народов России. Представлен опыт работы педагогов по проведению интегрированных мероприятий с фольклорным коллективом «Весень», коллективных занятий творчеством. В статье раскрыты методические приемы по формированию гражданско–патриотического воспитания.

         Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, организация учебного процесса, коллективное творчество.

         Annotation. Educational and methodological materials were developed in the process of implementing the general development programs of the Creative art studio and analyzing the study of folk traditions and their small homeland in the fine and decorative arts of the peoples of Russia. The experience of teachers in conducting integrated events with the folklore collective «Vesen», collective creative activities is presented. The article reveals methodological techniques for the formation of civil–patriotic education.

         Keywords: civic and patriotic education, fine and decorative arts, organization of the educational process, collective creativity.

         Дополнительное образование детей является важнейшим составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано и сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

         Россия это — многокультурное государство, которое славится своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. И сегодня, как никогда, испытывает потребность в мировоззрении, которое направлено на интеграцию культур и народов, связанных с дальнейшим сближением и духовным обогащением. Именно поэтому, важную роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников и в формирование духовно-нравственных качеств, играет формирование педагогом потребности у обучающихся в изобразительном творчестве и к искусству. Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине, своему народу.  Это формирование истинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре и к народному творчеству.

         На занятиях в образцовом коллективе изостудия «Креатив» это происходит через изучение традиций своего народа, осмысление героического подвига своих предков, а также мирных будней и праздников современной жизни. И все это в целом, способствует развитию гражданских и нравственных качеств личности среди подрастающего поколения, формированию активной жизненной позиции. Мы изучаем историю своего народа для того, чтобы дети сами могли оценить те события, которые происходят в нашем обществе.

         Так, например, младший школьный возраст – это то время, когда ребенок, приступая к систематическому обучению, становится полноправным участником школьного и классного коллектива. В этом возрасте эмоциональное восприятие тоньше, а усвоение творческих умений происходит на глубинном и серьёзном уровне. Поэтому, важно с самых ранних лет приучать детей к пониманию изобразительного языка различных культур и индивидуальности личности других. Воспитывать способность обмениваться приобретённым опытом, делится своими традициями, уважать их, перенимать и совершенствовать свои.

         Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в настоящее время – одна из важнейших задач для педагога. Воспитывать в детях это качество помогают занятия изобразительной и декоративно-прикладной направленности, посвященные истории и культуре. Это изучение традиций декоративно-прикладного творчества, потому что с давних пор Россия славилась своими праздниками, обычаями, обрядами. Поэтому, так ценен практический опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе многолетней отработки практических ремесленных действий, и в первую очередь для педагога, который учит и воспитывает молодое поколение сохранению самобытности той или иной культуры.

         Все народы объединяет орнамент, который рассказывает о жизни, состоянии и богатстве того или иного уголка России. Это своеобразные знаки — символы. Так, в мотиве геометрического орнамента, отражающего мощь красоты природы и ее величие, внимание акцентируется на порядке чередования ритмических элементов и их цветовых сочетаниях, подражающих идее цикличности. Эти символы легко увидеть в национальных декоративных элементах росписи посуды, вышивки, ткани разных уголков нашей необъятной Родины. Мотивы растительного и геометрического орнаментов прослеживается в русских промыслах средней полосы и Севера и он же перекликается с традиционными узорами Узбекистана, Армении, Грузии и других соседних нам стран. На таких занятиях происходит не только знакомство с орнаментами, но и осознание того, что культурные традиции напрямую связаны со средой и социально обусловлены. Поэтому, важнейшим средством передачи и сохранения культурных традиций является социально-историческая память, она формируется через познание прошлого и передачи знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим. Это то, что отражает наше понимание в жизни, помогает всем нам помнить доброе и хорошее, наши достижения и победы.

          Уже второй год юные художники изостудии участвуют в проекте «Солнцеворот». Образ солнца как нельзя лучше символизирует цикличность в народном творчестве и в названии нашего проекта. Дети знакомятся с интерьером русской избы, изображая в своих рисунках русскую печь, самовар, коврики самотканые, всё в рисунках детей дышит уютом и теплом деревенского дома. Рисуют предметы быта и домашней утвари русской избы, узнают символическое значение нанесенного на них орнамента, где различные изображения выступают как защитники-обереги семьи и домашнего очага. Педагоги изучают вместе с детьми праздники и обряды разных уголков России в рисунках рождаются праздничные хороводы и народные гулянья, семейные посиделки и любимые ребячьи забавы. Отдельной темой обозначено изучение традиционных костюмов народов России Средней полосы, Севера, жителей Татарстана или народов Кавказа. Юные художники знакомятся с традиционной стилистикой костюма, обсуждают и анализируют цвет, орнамент на деталях и выполняют работы излюбленным художественным материалом. Межкультурный диалог и коллективное творчество — неразрывное целое, где рождаются тонкие взаимоотношения между культурами разных народов и проявляются в творчестве детей в виде рисунков с элементами традиционного орнамента промыслов России.

Особое место в развитии и воспитании детей занимает коллективное творчество в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

         Как например, проводили зимние праздники на Руси? Пришла Коляда-отворяй ворота! Юные художники в игровой форме знакомятся с традиционным зимним праздником Колядки. Такое мероприятие в изостудии проводится ежегодно совместно с детским фольклорным коллективом «Весень». Оказывается, в каждом доме с нетерпением ожидали прихода ряженых. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. Мы слушаем рождественские песни, играем в игру «Коза» и конечно же своими руками выполняем в технике аппликации «Рождественскую звездочку», «Оберег на счастье» и многое другое.

         Или во время открытого интегрированного мероприятия совершить путешествие в мир таинственных узоров декоративно-прикладного искусства и создать ковер Дружбы народов России в технике ковровой аппликации народов Севера и представить его к ярмарке. С давних пор именно дом считался центром семейных жизненных ценностей, несущий – счастье и достаток. И украшали его особенно. Это резное деревянное солнце под крышей, расписные наличники на окнах. Поэтому, долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед, приносит счастье и благополучие. В первой части мероприятия, разделившись на творческие группы, дети рассматривают таблицы солярных знаков, анализируют, определяют их значение в образцах вышивки. Участвуют в интерактивной игре, в которой надо было расшифровать древнюю дагестанскую сказку языком орнамента. Для этого необходимо сопоставить смысл сказки с элементами орнамента, таким образом, чтобы получился узорный ковер. И узнали ещё, что рисунок в любом ковре никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов орнамента всегда стоят вековые традиции народов из различных уголков нашей России от Дальнего Севера, до южных широт. И, конечно же, в основной части мероприятия каждый участник изостудии имел возможность украсить орнаментальными элементами в технике лоскутной аппликации ковер. Для этого надо было каждому украсить свой квадрат-символ дома, наполнив его добрыми пожеланиями счастья и благополучия каждому человеку. А потом все квадратики участники мероприятия соединили в большой «Ковер дружбы народов России» и украсили им осеннюю ярмарку. Замечательный праздник завершился чудесным выступлением с яркими, звонкими девичьими голосами фольклорного коллектива «Весень», которые исполнили песни «Кони у нас запряжены, только сесть да поехати, барабаны ударили, нас с тобою поздравили» и «Сидит дед на меже».

          В этом интегрированном мероприятии юные художники с большим удовольствием даже смогли подыграть на музыкальных шумовых инструментах исполнительницам фольклорного пения. Ярмарка получилась звонкой и задорной. Такие интегрированные коллективные мероприятия, где дети знакомятся с песнями, потешками, шумовыми музыкальными инструментами и традиционными праздниками на Руси, помогают гармонично ребенку влиться в культуру другого народа, не обезличивая, а дополняя свои семейные традиционные ценности. Формируются лучшие качества и культура ребёнка, его эмоциональная отзывчивость, гражданская позиция.

         Именно в соприкосновении с традициями своего народа происходит понимание и осознание самоидентичности личности ребенка, зарождение и выстраивание новых межкультурных отношений. И в этом помогают занятия, где мы изучаем истоки разных этносов и городов, путешествуем по городам и самобытным уголкам России. Это и русские деревеньки с изумительными пейзажами, с цветущими полями, коровками и лошадками, счастливыми детьми, чье детство пропитано солнцем, парным молоком и запахом скошенного сена.

         Знакомимся с геральдикой, потому что в знаках и символах хранятся тайны истории разных городов России. Юные художники учатся анализировать символы на гербах городов, лучше понимать географические, культурные и национальные особенности края.

         Знакомятся с местными традициями, архитектурными памятниками и уличными скульптурами, обычаями и праздниками. Например, всеми любимый православный праздник Пасхи. Ведь это время, когда вся семья собирается вместе, все дружно красят яйца, пекут вкусные куличи, ходят на торжественную литургию в храмы, ждут наступления воскресенья, чтобы порадоваться и пожелать друг другу светлого будущего.

         И это ощущение праздника передается всем людям разных национальностей и вероисповеданий. Межкультурный диалог — где каждый человек является неотъемлемой частью многонационального государства, с такими разными традициями, но объединённые одной неоспоримой истиной семейных ценностей. У ребенка в такой среде формируются качества толерантного общения и сотрудничества с людьми разных национальностей, вероисповеданий, происходит воспитание и понимание своеобразия других культур.

         Так на занятиях рождаются рисунки с изображением православных и буддийских храмов, мечетей городов России, памятников, традиционных праздников и обрядов разных уголков нашей многонациональной страны.


Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

         На тематических занятиях самые юные художники знакомятся с удивительным сказочным миром уральского края, узнают его традиции, промыслы. В иллюстрации по сказкам Бажова, рисуют Данилу-мастера, хозяйку медной горы или волшебную малахитовую шкатулку. И через сказки Пушкина или русские былины поближе узнают историю своих предков, потому как строки поэм наполняются смыслом и образами могучих богатырей, сказочных персонажей, образы которых, дети изображают в своих рисунках.

         Традиционными в изостудии стали занятия-путешествия, которые могут проходить и в виде тематических мастер-классов. Дети знакомятся с историей любого города нашей многонациональной России, исследуют памятники архитектуры, и используя определенные технические приемы, создают художественный этюд за короткий промежуток времени. Так, например, в мастер-классе «Петербург-город на Неве» юные художники узнали об истории «северной столицы России» — русской Венеции, прогулялись по улочкам и каналам вечернего Петербурга, восхитились разводом мостов. Все это смогли запечатлеть в своих рисунках, где в технике лессировки и «по-мокрому»  родились силуэты мостов, освещенные лучами заходящего солнца , величественная фигура Петра на коне, от которого бежал всеми известный герой пушкинской поэмы «Медный всадник».

         Через русскую литературу и живопись, происходит «погружение» в волшебную эпоху Петра, с пышными балами, дворцами, фонтанами, когда зарождался великий русский флот и это творческое понимание темы выражается в удивительных рисунках, собранных в выставку, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I.

         Поэтому, наше глубокое убеждение, что через русскую поэзию, литературу и декоративно-прикладное и изобразительное творчество можно прикоснутся к традициям края, в котором родился или вырос, к истории своего государства.

         Одним и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию в изостудии, является изучение традиций, праздников своей малой Родины. Ведь наш город Королев — самый большой по населению наукоград. Дети знают, что Королёв часто неофициально называют космической столицей России. Накопленный опыт работы педагогов позволяет донести своим воспитанникам ценность и огромный вклад знаменитых людей нашего города в области науки, технических достижений, литературы и искусства.

         Ежегодно ко дню Победы в Великой Отечественной Войне ребята выполняют открытки и рисунки для подарков ветеранам. В каждом рисунке, в каждой открытке отражён героизм, отвага, мужество и непреодолимое желание отстоять родную землю во что бы то ни стало. Мы помним, мы гордимся!

         На занятиях в изостудии мы говорим о нашем городе, в котором много предприятий, деятельность которых связана с космической наукой и промышленностью. Талантливые и увлеченные конструкторы, инженеры, техники, ученые работали над ракетно-космической программой страны. Но объединял их, вел вперед Сергей Павлович Королев. Все это мы связываем с ежегодной подготовкой ко Дню Космонавтики и этой дате посвящаем свои творческие детские работы. Рисуем, космическую технику будущего, космонавтов, безграничный космос, урбанистические города будущего.

         Работаем гелиевой ручкой на белой бумаге в технике гелиевой графики. Осваиваем различные художественные приемы. Ко Дню космонавтики выполняем творческие работы, посвященные первому полету человека в космос. Ребята знают, что первый полёт человека в космос имел огромное значение в истории человечества. Юрий Алексеевич Гагарин – гордость нашей страны. Нам необходимо знать и помнить о жизни и подвиге этого удивительного человека, об истории его полета и освоении космоса. По этим рисункам собраны три тематических настольных календаря «Время первых», «Мой город Королев», «Я люблю свой центр творчества», в которые вошли более 50 детских работ. Представленные детские работы на страничках настольных календарей рассказывают об исторических событиях города, истории развития космонавтики и о любимом Центре творчества!

         Необходимо так же отметить активное участие детей в международных конкурсах «Дружба в ладошках», «Необыкновенный год по Восточному календарю», которые наглядно показывают точки соприкосновения, в которых происходит слияние и взаимопроникновение различных культур, традиций народов России и Китая. Несомненно, такая совместная художественная творческая деятельность способствует развитию диалога культур.   Умение договариваться, решать одну задачу, выполняя совместное творчество, учит детей взаимодействовать, преодолевать языковые барьеры, налаживать дружеские контакты, т.е. формировать межкультурную коммуникацию.

         Всё это напрямую связано с формированием активной гражданской позиции у подрастающих юных художников, и это является одним из наиболее важных качеств современного человека.

         Таким образом, воспитание патриотизма у детей и подростков следует ставить в центр всего учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании. Это происходит через приобщение молодого поколения к традициям народной культуры через разнообразные формы работы в воспитании и обучении. Это имеет огромное значение в социальном и духовно-нравственном развитии обучающегося, в его мировоззрении и отношении к родной стране, другим нациям и народам.

Список литературы

         1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская.– М.:Академия, 2002.

         2.Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. – М. : Народное образование, 1999 – 208 с.

         3.Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г. Л. Ильин. – М.: Исследовательский центр ПКПС Москва, 1993. — 101 с.

         5.Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. – М.: Академия, 2012. – 160с.

         6.Неменский Б.М. 1987. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя. М. Просвещение. 255 с.

         8.Полунина, В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/В.Н.Полунина. – М.: ВНМЦ НТ КПР МК, 2000.

         9.Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное. — URL: https://iknigi.net/avtor konstantin-ushinskiy/101041-vospitanie-cheloveka-izbrannoe-konstantin  ushinskiy/read/page-3.html

         10. Хапилина, И.А. Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии/авт.-сост. И.А. Хапилина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.

/Афанасенкова С.А., педагог дополнительного образования высшей категории, 
Методист МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, г.о. Королёв МО, e-mail: af-svetlana-af@yandex.ru
Баранова В.В., педагог дополнительного образования высшей категории, педагог-организатор МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, г.о. Королёв МО, e-mail: vikoff@list.ru/
02/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *