11/01 Гражданско- патриотическое воспитание средствами хореографии, в рамках сетевого взаимодействия ДШИ и СОШ.«Бал кадетов»

XI -й  Открытый муниципальный фестиваль «Праздник исторического танца и бальной  культуры» был назван очень патриотично:  Кадетский бал «Святое дело  —  Родине служить».

Вот отзывы, написанные гостями Бала:

1. «Спасибо за прекрасный бал!  Сколько приятных впечатлений!».

2. «Кадетский бал, состоявшийся в стенах  любимой, родной школы, подарил шквал незабываемых впечатлений. Дети проявили себя по высшему разряду»

3. А этот отзыв — от родителей кадетских классов  СОШ № 19:

«Дочка пригласила в школу  на Кадетский бал.  Ни в кинотеатр на мультфильм, ни в магазин за очередной безделушкой, а на БАЛ! Звучало это как-то важно и иронично одновременно.  Из обрывков разговоров дочери  с мамой я понял, что к этому  событию тщательно готовятся  («…и танцев очень много, и сложные они какие-то…»).  Несмотря на все увещевания дочери о важности  и серьёзности бала, всю дорогу, пока мы ехали в Медвежьи Озёра, я думал о том, что нам предстоит увидеть  очередную  новогоднюю  ёлку или что-то подобное, с танцами а –ля «Святочный бал» из 4-го Гарри Поттера.  Но, войдя в актовый зал школы,  вернее ещё на подступах к  нему,  я понял, что к событию  действительно готовились серьёзно и тщательно.    Было очень много гостей  из детских хореографических коллективов  близлежащих детских школ искусств.  С бальными платьями резко контрастировали наши кадеты в отглаженных формах. В белых перчатках, серьёзные, взволнованные.   Вдруг до меня донеслась музыка и я понял, что она живая.  На сцене зала был настоящий духовой оркестр с седовласым  дирижёром. Оркестр был детский, но ребята очень старались, и у них неплохо получалось создавать музыкальную атмосферу  настоящего бала.    Кадеты держались  стройно и ответственно,  очень старались. Они именно танцевали, а не изображали танцующих,  не играли и не кривлялись.  Огромное спасибо хочется  сказать классным руководителям, педагогу по танцам  за подготовку мероприятия, за настрой ребят.   Спасибо организаторам  за то,  что такое Событие  состоялось.  Важно помнить:  сохранять исторические традиции  и преемственность —  важно,  чтобы ребята действительно  чувствовали себя кадетами и  вбирали лучшие черты  российского воинства».                                                                               

Организатор  Кадетского бала –  Медвежье – Озёрская   Детская школа искусств ГОЩ,   отделения: хореографическое, художественное, инструментального,  вокального и хорового исполнительства.

Хорошая, тщательная  подготовка  — залог  успеха.    За эти годы  сложился костяк хореографов  —  единомышленников, готовящих участников бала. Это- Медвежье – Озёрская  ДШИ ГОЩ, ДШИ им. Ю. А. Розума ГОЩ,  ДШИ г.о.  Лосино-Петровский (п. Свердловский), Центр «Истоки» из г. Балашиха.

Уже много лет профессионально и плодотворно общаемся,  взаимообогащаемся,  развиваемся. Открыты для принятия в свои ряды новых участников!  

Общение  — это:  ZOOM- площадка,  совещания  ГМО, заседания методического совета. Сложился  алгоритм подготовки к Балу:  определяется тема бала,  сценарный план, гости,  танцевальная часть бала,  музыка,  оформление и художественная выставка,  показательные номера. 

Каждый год  — новая тема Бала:    Пушкинский Бал,  Гусарский Бал,   Рождественский,  Зимний Бал,  Бал- Сказка,  Бал- Маскарад,  Бал принцесс,   Бал ХХ века.  Даже пандемия не отменила Бал! Он состоялся  в режиме онлайн и назывался «От рабочего румянца до бального глянца».

В этот раз  —  «Кадетский Бал». Пишется оригинальный, авторский  сценарий, подбираются бальные танцы, ведь главное содержание бала – танцы, а ещё  — игры, викторины.

И вот  оно — начало бала: торжественный танец – шествие «ПОЛОНЕЗ»,   изящный «ПАДЕГРАС», игривая «ПОЛЬКА», несущийся  «БЕСКОНЕЧНЫЙ  ГАЛОП»,    ударная «ГУСАРСКАЯ  ПОЛЬКА» ,    чеканный «МАРШ» ,  игра в  «РУЧЕЁК», который  имеет  множество разновидностей.  Он заменил традиционный  «Контрданс».  Как же без  импровизации?  Это была кульминация!  Это, так называемые,  общие танцы. Приглашение гостей и  совместное разучивание- исполнение « ВАЛЬСА  ЗНАКОМСТВ» ( интерактив со зрителем), который вызывает  много  эмоций.  Предпочтение отдаётся  танцам не сложным ,  со сменой партнёров.  А есть танцы, исполненные только учащимися хореографических отделений : «Сударушка», «Краковяк», «Фигурный вальс».

Чтобы всё это свершилось,  надо потрудиться, но ведь танец – дело весёлое! Проводились  систематические   встречи – занятия  с  кадетскими классами  МАОУ СОШ №19 ГОЩ (классные руководители  —  в  помощь, отдельное им спасибо).    Хореографы в своих Детских школах искусств  готовят обучающихся к Балу :  разучивают бальную программу,  знакомят  с танцевальным этикетом ,  готовят костюмы.

Вспоминает хореограф — постановщик Котова Е.В.: «Мною были проведены в детских школах искусств — участниках Бала, мастер- классы.  Что во всём этом очень важно? Культура  движения: внятность танцевальной речи, чистота исполнения.  Раскрытие  танца,  музыкальное сопровождение.  Парные танцы. Совместные движения. Поклон.  Мальчики  — внимание,  учтивость.  Девочки – грация, приветливость . Расположение на танцевальной площадке.  Последовательность  фигур.   Манера исполнения – естественная, выражение лица…»

При подготовке  Бала  используется  метод  «погружение в  тему».  Ребята окутываются  историческими фактами,  мемуарными воспоминаниями,  выдержками  из художественных   произведений, стихами,  репродукциями  живописных полотен,  музыкой времён бала.

Показательные  номера  учащихся  ДШИ  очень нравятся ребятам -исполнителям!   Ещё больше   проявляется техника,    артистизм,  фантазия.   Танцевальные композиции:  «Небесные ласточки»,  « На привале»,  «Алеман», «Русские игры». Сами хореографы  могут  проявить своё постановочное мастерство.

Вдохновляющим началом стало  участие   специального гостя бала  —  Духового оркестра  г.о. Лосино-Петровский  (руководитель –  К.К. Волочаев, сам в прошлом- кадет), который   помимо  аккомпанемента  к танцам,  подготовил и исполнил целую  программу из соответствующих духу Бала произведений для духового оркестра.    Музыка собрала  всех вокруг  в  едином порыве.  Вот звучит  старинный русский  марш  « Привет  музыкантам»,  проходят  стройные  ряды подростков – кадетов,  всё вместе очень впечатляет! Барабанная дробь.    Сводный хор инструментального  отделения Медвежье — Озёрской ДШИ ГОЩ исполняет  старинную солдатскую  строевую песню « Взвейтесь соколы  орлами». Маленькие танцоры в киверах показывают своё мастерство.  Совместные номера усиливают воздействие. Яркие  личности-  профессионалы,  наши преподаватели   всегда  выступают  на балу,  показывая  образцы   высокого искусства, а  сама  атмосфера    —  торжественная,  приподнятая  создаёт  условие  для  духовного  обогащения. Тщательный отбор  музыки  для  танцев  происходит совместно с  концертмейстером.  Предпочтение —  классическому   звучанию  музыкального  материала.

Преподаватели  художественного  отделения  своей   креативностью  превосходят  всех:  недаром, это самое  многочисленное  отделение.  Очень  дружные,  сплочённые,  всегда   принимают  участие  в   оформлении  зала.  Мимо  работ  учащихся  художественного  отделения  —  не пройти.   И они  —  отражение   темы  Бала, выставка названа:  «Кадеты  учатся  танцевать».

Замечательная ведущая, преподаватель вокального отделения Савченко Т. В., которая очень красиво не только декламирует, но и поёт,  — просто украшение Бала!

Только  совместными   усилиями  всех  участников ,  преподавателей  может  что-то получиться.     От  видеопроекции, фотосессии в конце Бала,   до  тематического  баннера,   бутылочки  освежающей  воды  —  всё важно. Ведь из мелочей складывается стиль! Директор  Тамара  Ивановна  Зобкова даёт нам ту  свободу  действий,  предпочтений,  проявлений,  благодаря  чему  есть  результат.  А  он  —  в  радостных,   счастливых  лицах  детей ,  взрослых.

Следущий Бал пройдет под названием «Петровская Ассамблея» и будет посвящён 350-летию Петра I. Всех участников ждёт погружение в Эпоху того времени: художники станут рисовать, вокалисты петь,  инструменталисты уже учат произведения композиторов, написавших музыку, под которую танцевали при дворе…

Это- история нашей Родины, которая оживет и о многом поведает гостям Бала.

Вот оно- гражданско- патриотическое воспитание средствами хореографии и сетевого взаимодействия, силами учителей СОШ, энтузиастов — педагогов дополнительного образования УДОД — в действии.  Браво, коллеги! До новых встреч!

/Котельникова Е.В., Котова Е.В. - 
преподаватели МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
11/01/23-ПМ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *