10/01 Практика развивающего обучения в классе общего фортепиано

Практика развивающего обучения в  классе общего фортепиано – это определенное содержание учебного процесса, особые его формы и виды, специфические методы преподавания.

Основные направления в деятельности педагога, направленные  на широкое, универсальное музыкальное развитие обучающихся можно разделить на несколько частей.

1. Чтение музыки с листа и воспитание некоторых профессионально-интеллектуальных качеств у обучающихся музыке.

О пользе чтения музыки с листа  для развития обучающихся было известно с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить в трактатах Ф.Э. Баха. На особые преимущества, таящиеся в чтении с листа для профессионала любого ранга, любой категории продвинутости, не раз указывалось также крупными исполнителями и педагогами последующих времен.

Ко второй половине XIX столетия требования по чтению с листа содержатся в программах почти всех авторитетных музыкальных учебных заведений, как в России,  так и за рубежом. Не везде, возможно, к этим требованиям относились с достаточной серьезностью. Однако в тех учебных заведениях, которые возглавляли опытные, высококвалифицированные специалисты, чтению музыки уделялось повседневное, пристальное внимание.

Чтение с листа представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующим в чтении с листа, нескончаемой вереницей проходят произведения различных художественных стилей, исторических эпох. Расширяя кругозор обучающихся  музыке,  пополняя фонд их слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, чтение с листа способно сыграть самую актуальную роль в процессах становления развития музыкального сознания.

Музыкально-интеллектуальные качества обучающихся кристаллизуются, естественно, не только при чтении с листа, но и в других видах профессиональной деятельности. Однако в отличие от некоторых из них, при чтении с листа создаются для этого максимально благоприятные условия.

Читая музыку, обучающийся имеет дело с материалом, который необязателен для дальнейшего разучивания, не подлежит освоению в исполнительском плане. Его нет необходимости специально «штудировать», совершенствовать по различным виртуозно-техническим показателям; этот материал, говоря словами В. Сухомлинского «не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться».

Благоприятные условия, создаваемые чтением с листа для активизации музыкально-интеллектуальных сил обучающихся, обуславливаются и тем, что ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую, привлекательную эмоциональную окраску.

2. Эскизное разучивание музыкального произведения.

Эскизное разучивание произведения – одна из специфических форм деятельности в арсенале музыканта. Овладение материалом не доводится в этом случае до высоких ступеней завершенности, концертно-исполнительской законченности; работа приостанавливается несколько ранее. Последним, заключительным рубежом этой работы служит этап, на котором музыкант охватывает в общем и целом образно-поэтический замысел произведения, получает  художественно достоверное, неискаженное представление о нем и – как исполнитель готов воплотить этот замысел на инструменте.

«После того как учащийся извлек нужные для него умения и знания (заранее «запланированные» педагогом), разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается» — определяет эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности Л. Баренбойм. Такая форма может быть охарактеризована как промежуточная между чтением с листа и доскональным освоением музыкального произведения.

Сокращая сроки работы над произведением, эскизная форма занятий учащихся ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого ими музыкального материала. В игровую практику вовлекается значительно больший и разнообразный по составу учебно-педагогический репертуар, нежели это могло бы иметь место при скрупулезно отработанном, законченном во всех деталях и частностях музыкальном произведении.

Тем самым эскизная форма работы над произведением, равно как и чтение с листа, полной мерой реализует один из центральных принципов развивающего обучения – тот, что требует использования значительного по объему музыкального материала в учебно-педагогической практике. Ограничение времени работы над произведением. Имеющее место при эскизной форме занятий, означает  убыстрение темпов прохождения музыкального материала. Как отмечает Л.В. Занков, усвоение определенной информации в сжатые, уплотненные сроки, ведет к непрерывному обогащению обучающихся все новыми и новыми знаниями, к отказу от топтания на месте, от однообразного повторения ранее пройденного.

Тем самым, эскизная форма занятий способствует воплощению в жизнь другого дидактического принципа развивающего обучения в музыке – принципа, утверждающего необходимость повышения темпов работы над учебным репертуаром, интенсивного и безостановочного продвижения обучающегося.

Эскизное разучивание, как форма внутриклассной  учебной работы, заметно сближается с чтением музыки с листа. В обоих случаях музыкально-образовательный процесс пронизан одними и теми же принципами развивающего обучения.

В то же время между эскизным освоением репертуара и чтением с листа существует определенная разница.

В отличие от однократного, эпизодического ознакомления с новой музыкой, чем является чтение эскизное разучивание произведения открывает возможности для значительно более серьезной и основательной его проработки. Обучающиеся в этом случае не ограничивается одиночным, по необходимости беглым ознакомлением с художественным обликом того или иного произведения; проигрывая это произведение многократно, в течении определенного периода времени, он значительно глубже постигает его интонационно-выразительную сущность, его конструктивно-композиционные особенности, в конечном счете – его эмоционально-образное содержание. Даже не доведя свое исполнение до уровня окончательной технической завершенности – уровня «концертной готовности», он тем не  менее полной мерой вбирает в себя основные творческие идеи автора, проникает в глубины его художественно-поэтического замысла. Тем самым музыкальное мышление обучающегося работающего в эскизной манере, вовлекается в весьма сложную по структуре, широко разветвленную аналитико-синкретичную деятельность.

Занятия на инструменте, строящиеся по принципу создания исполнительских «эскизов», имеют все основания быть причисленными к наиболее результативным способам общемузыкального развития обучающихся (и, что особо важно, развития музыкально-интеллектуального).

Эскизное освоение обучающимися одних произведений должно постоянно и непременно содействовать в их практике законченным выучиванием других; обе формы учебной деятельности полностью реализуют свои возможности лишь в тесном, гармоническом сочетании друг с другом. Только при этом условии нацеленность обучающегося на решение познавательных, музыкально-воспитательных задач не несет урона выработке у него необходимых профессионально-исполнительских качеств, не войдет в противоречие с требованием – им никогда не поступиться квалифицированный педагог – уметь аккуратно, точно и тщательно работать на инструменте.

Интеллектуализация учебно-образовательного процесса и методика развивающего обучения в классе общего фортепиано.

Один из центральных принципов развивающего обучения в области музыки требует использования разнообразной и емкой теоретической информацией в ходе занятия музыкальным исполнительством, иными словами – определенной интеллектуализации последних. Образцы подобных занятий не трудно найти в преподавательской деятельности многих выдающихся музыкантов прошлого и настоящего, полагавших в качестве одной из своих первоочередных задач обогащения сознания обучающихся музыке, пополнение запаса их знаний, расширение общего профессионального кругозора.

Бесспорный интерес в связи с проблемой интеллектуального воздействия педагога-музыканта на ученика представляют строки из мемуаров М.И. Бариновой получившей в свое время несколько уроков у И. Гофмана «Чему я научилась у Гофмана? Прежде всего, я поняла, что для музыканта-исполнителя природных музыкальных данных без направляющей работы разума – недостаточно». Основой исполнения является наука исполнения, включающая комплекс теоретических знаний полифонии, гармонии, формы музыкальных произведений и разумная техническая работа.

Ориентация на развитие профессионального музыкального мышления у обучающегося, на активизацию их интеллектуальных сил имеет следствием разработку у известной части педагогов особой манеры преподавания. Проникновение в содержание музыки через ее всестороннее и тщательное аналитическое осмысление, приоритет рационального в искусстве обучения перед интуитивным, непосредственно эмоциональным – таковы отличительные особенности этой манеры. Придерживался ее  и Л.В. Николаев. «При всем разнообразии педагогических приемов, все же основным путем воздействия Николаева на ученика оставался путь через ratio. Леонид Владимирович обращался к рассудку,  вниманию и слуху ученика. Воздействие на психику путем непосредственного эмоционального заражения было довольно редким. В первую очередь Николаев «ставил» не руки, а голову учащегося.

На сходных позициях стоял  в своей преподавательской деятельности и А.Б. Гондельвейзер. Постижению закономерностей музыкального формообразования, детальному рассмотрению структуры и конструктивно-технологических особенностей произведений, изучавшихся в классе, — всему этому уделялось пристальное внимание на его занятиях. Гондельвейзер никогда не жалел времени на беседы со своими воспитанниками о композиторах, их роли в истории искусства, стилевых чертах их творческого наследия.

По-иному выглядит состояние дел в массовом музыкально- педагогическом обиходе. Обучающиеся исполнительских классов далеко не всегда берут здесь от своих наставников тот комплекс общетеоретических сведений, который им надлежит бы взять. Как уже отмечалось, работа в этих классах не редко всецело сосредотачивается на отшлифовке узких исполнительских навыках, определяясь с задачами подготовки разучиваемых произведений к предстоящим публичным показам и отчетам. Музыкально-образовательное содержание занятий в таких условиях искусственно обедняется, фронт воздействия педагога на ученика существенно суживается, локализуясь в сфере сугубо практических игровых действий.

Практика обучения музыкальному исполнительству знает два основных метода работы с учеником: 1) показ, то есть демонстрация того, как надо сыграть что-либо на инструменте (метод наглядно-иллюстративный), и 2) словесное пояснение. Каждый из этих методов имеет особое значение, обеспечивает возможность имеет особое значение, обеспечивает возможность гармоничного, сбалансированного воздействия на ученика. В тех случаях, когда одним из важных моментов в обучении является развитие обучающегося, формирование его интеллекта, обогащение художественных – эффективным оказывается метод словесного воздействия.

Слово педагога для ученика один их главных, неиссякающих источников информации об окружающей его действительности. Словесный метод в обучении открывает возможность широкой передачи знаний от одного лица к другому (от учителя – к ученику). Если с помощью иллюстративно-наглядного показа на инструменте он может дать непосредственный эмоциональный импульс молодому музыканту, продемонстрировать тот или иной выразительный нюанс, звуковую окраску, технический прием, то через слово он «напрямик» апеллирует к мысли ученика, его профессиональному сознанию, стимулирует творческое осмысление музыкальных явлений. Отсюда следует: чем более актуальна проблема развития и совершенствования профессионально-интеллектуальных качеств обучающегося, тем более возрастает значение словесного метода в музыкально-инструментальной педагогике. На уроках исполнительского искусства неизбежно оказывается широкий и разнообразный по составу спектр профессиональных вопросов. На уроке фигурирует наряду с информацией музыкально-исторического характера (сведения об эпохе, композиторе, обстоятельствах, сопутствовавших сознанию того или иного произведения) и музыкально- теоретическая проблематика, связанная с формой, тонально-гармоническим планом, ритмикой, фактурой и тому подобное – всем тем, что может быть отнесено к средствам выражения идейно-смыслового содержания музыки.

Уяснение того, как исполнять произведение, протекает, говоря словами Г. Нейгауза, через уяснение того, что исполняется. «Занимаясь с учениками, Я.В. Флиер нередко предлагает им проанализировать форму сочинения, отметить наиболее интересные модуляционные ходы, важнейшие смысловые и тематические связи. Перед педагогом открываются тем самым многообещающие перспективы в отношении общей интеллектуализации урока, формирования у молодых музыкантов углубленной, теоретически емкой системы представлений и понятий. Появляется возможность широкого и активного использования слова как источника разнохарактерных знаний, средства развития музыкального мышления обучающегося. Лишь на этом пути, доказывает передовая практика, инструментальная педагогика оказывается в состоянии решить проблему обще-музыкального развития учащегося.

/Котельникова Елена Васильевна 
преподаватель  по классу общего фортепиано 
МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
10/01/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *