11/01 Гражданско- патриотическое воспитание средствами хореографии, в рамках сетевого взаимодействия ДШИ и СОШ.«Бал кадетов»
|XI -й Открытый муниципальный фестиваль «Праздник исторического танца и бальной культуры» был назван очень патриотично: Кадетский бал «Святое дело — Родине служить».
Вот отзывы, написанные гостями Бала:
1. «Спасибо за прекрасный бал! Сколько приятных впечатлений!».
2. «Кадетский бал, состоявшийся в стенах любимой, родной школы, подарил шквал незабываемых впечатлений. Дети проявили себя по высшему разряду»
3. А этот отзыв — от родителей кадетских классов СОШ № 19:
«Дочка пригласила в школу на Кадетский бал. Ни в кинотеатр на мультфильм, ни в магазин за очередной безделушкой, а на БАЛ! Звучало это как-то важно и иронично одновременно. Из обрывков разговоров дочери с мамой я понял, что к этому событию тщательно готовятся («…и танцев очень много, и сложные они какие-то…»). Несмотря на все увещевания дочери о важности и серьёзности бала, всю дорогу, пока мы ехали в Медвежьи Озёра, я думал о том, что нам предстоит увидеть очередную новогоднюю ёлку или что-то подобное, с танцами а –ля «Святочный бал» из 4-го Гарри Поттера. Но, войдя в актовый зал школы, вернее ещё на подступах к нему, я понял, что к событию действительно готовились серьёзно и тщательно. Было очень много гостей из детских хореографических коллективов близлежащих детских школ искусств. С бальными платьями резко контрастировали наши кадеты в отглаженных формах. В белых перчатках, серьёзные, взволнованные. Вдруг до меня донеслась музыка и я понял, что она живая. На сцене зала был настоящий духовой оркестр с седовласым дирижёром. Оркестр был детский, но ребята очень старались, и у них неплохо получалось создавать музыкальную атмосферу настоящего бала. Кадеты держались стройно и ответственно, очень старались. Они именно танцевали, а не изображали танцующих, не играли и не кривлялись. Огромное спасибо хочется сказать классным руководителям, педагогу по танцам за подготовку мероприятия, за настрой ребят. Спасибо организаторам за то, что такое Событие состоялось. Важно помнить: сохранять исторические традиции и преемственность — важно, чтобы ребята действительно чувствовали себя кадетами и вбирали лучшие черты российского воинства».
Организатор Кадетского бала – Медвежье – Озёрская Детская школа искусств ГОЩ, отделения: хореографическое, художественное, инструментального, вокального и хорового исполнительства.
Хорошая, тщательная подготовка — залог успеха. За эти годы сложился костяк хореографов — единомышленников, готовящих участников бала. Это- Медвежье – Озёрская ДШИ ГОЩ, ДШИ им. Ю. А. Розума ГОЩ, ДШИ г.о. Лосино-Петровский (п. Свердловский), Центр «Истоки» из г. Балашиха.
Уже много лет профессионально и плодотворно общаемся, взаимообогащаемся, развиваемся. Открыты для принятия в свои ряды новых участников!
Общение — это: ZOOM- площадка, совещания ГМО, заседания методического совета. Сложился алгоритм подготовки к Балу: определяется тема бала, сценарный план, гости, танцевальная часть бала, музыка, оформление и художественная выставка, показательные номера.
Каждый год — новая тема Бала: Пушкинский Бал, Гусарский Бал, Рождественский, Зимний Бал, Бал- Сказка, Бал- Маскарад, Бал принцесс, Бал ХХ века. Даже пандемия не отменила Бал! Он состоялся в режиме онлайн и назывался «От рабочего румянца до бального глянца».
В этот раз — «Кадетский Бал». Пишется оригинальный, авторский сценарий, подбираются бальные танцы, ведь главное содержание бала – танцы, а ещё — игры, викторины.
И вот оно — начало бала: торжественный танец – шествие «ПОЛОНЕЗ», изящный «ПАДЕГРАС», игривая «ПОЛЬКА», несущийся «БЕСКОНЕЧНЫЙ ГАЛОП», ударная «ГУСАРСКАЯ ПОЛЬКА» , чеканный «МАРШ» , игра в «РУЧЕЁК», который имеет множество разновидностей. Он заменил традиционный «Контрданс». Как же без импровизации? Это была кульминация! Это, так называемые, общие танцы. Приглашение гостей и совместное разучивание- исполнение « ВАЛЬСА ЗНАКОМСТВ» ( интерактив со зрителем), который вызывает много эмоций. Предпочтение отдаётся танцам не сложным , со сменой партнёров. А есть танцы, исполненные только учащимися хореографических отделений : «Сударушка», «Краковяк», «Фигурный вальс».
Чтобы всё это свершилось, надо потрудиться, но ведь танец – дело весёлое! Проводились систематические встречи – занятия с кадетскими классами МАОУ СОШ №19 ГОЩ (классные руководители — в помощь, отдельное им спасибо). Хореографы в своих Детских школах искусств готовят обучающихся к Балу : разучивают бальную программу, знакомят с танцевальным этикетом , готовят костюмы.
Вспоминает хореограф — постановщик Котова Е.В.: «Мною были проведены в детских школах искусств — участниках Бала, мастер- классы. Что во всём этом очень важно? Культура движения: внятность танцевальной речи, чистота исполнения. Раскрытие танца, музыкальное сопровождение. Парные танцы. Совместные движения. Поклон. Мальчики — внимание, учтивость. Девочки – грация, приветливость . Расположение на танцевальной площадке. Последовательность фигур. Манера исполнения – естественная, выражение лица…»
При подготовке Бала используется метод «погружение в тему». Ребята окутываются историческими фактами, мемуарными воспоминаниями, выдержками из художественных произведений, стихами, репродукциями живописных полотен, музыкой времён бала.
Показательные номера учащихся ДШИ очень нравятся ребятам -исполнителям! Ещё больше проявляется техника, артистизм, фантазия. Танцевальные композиции: «Небесные ласточки», « На привале», «Алеман», «Русские игры». Сами хореографы могут проявить своё постановочное мастерство.
Вдохновляющим началом стало участие специального гостя бала — Духового оркестра г.о. Лосино-Петровский (руководитель – К.К. Волочаев, сам в прошлом- кадет), который помимо аккомпанемента к танцам, подготовил и исполнил целую программу из соответствующих духу Бала произведений для духового оркестра. Музыка собрала всех вокруг в едином порыве. Вот звучит старинный русский марш « Привет музыкантам», проходят стройные ряды подростков – кадетов, всё вместе очень впечатляет! Барабанная дробь. Сводный хор инструментального отделения Медвежье — Озёрской ДШИ ГОЩ исполняет старинную солдатскую строевую песню « Взвейтесь соколы орлами». Маленькие танцоры в киверах показывают своё мастерство. Совместные номера усиливают воздействие. Яркие личности- профессионалы, наши преподаватели всегда выступают на балу, показывая образцы высокого искусства, а сама атмосфера — торжественная, приподнятая создаёт условие для духовного обогащения. Тщательный отбор музыки для танцев происходит совместно с концертмейстером. Предпочтение — классическому звучанию музыкального материала.
Преподаватели художественного отделения своей креативностью превосходят всех: недаром, это самое многочисленное отделение. Очень дружные, сплочённые, всегда принимают участие в оформлении зала. Мимо работ учащихся художественного отделения — не пройти. И они — отражение темы Бала, выставка названа: «Кадеты учатся танцевать».
Замечательная ведущая, преподаватель вокального отделения Савченко Т. В., которая очень красиво не только декламирует, но и поёт, — просто украшение Бала!
Только совместными усилиями всех участников , преподавателей может что-то получиться. От видеопроекции, фотосессии в конце Бала, до тематического баннера, бутылочки освежающей воды — всё важно. Ведь из мелочей складывается стиль! Директор Тамара Ивановна Зобкова даёт нам ту свободу действий, предпочтений, проявлений, благодаря чему есть результат. А он — в радостных, счастливых лицах детей , взрослых.
Следущий Бал пройдет под названием «Петровская Ассамблея» и будет посвящён 350-летию Петра I. Всех участников ждёт погружение в Эпоху того времени: художники станут рисовать, вокалисты петь, инструменталисты уже учат произведения композиторов, написавших музыку, под которую танцевали при дворе…
Это- история нашей Родины, которая оживет и о многом поведает гостям Бала.
Вот оно- гражданско- патриотическое воспитание средствами хореографии и сетевого взаимодействия, силами учителей СОШ, энтузиастов — педагогов дополнительного образования УДОД — в действии. Браво, коллеги! До новых встреч!
/Котельникова Е.В., Котова Е.В. - преподаватели МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/ 11/01/23-ПМ