10/12 Компетентностный подход как основа управления процессом для профессиональной подготовки студентов в колледже
|Аннотация: Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для среднего профессионального образования проблему, когда студенты, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Ключевые слова: компетентностный подход, среднее профессиональное образование, компетенция, компетентность.
В настоящее время, принимая во внимание текущую экономическую ситуацию в мире, назрел кризис среднего профессионального образования (СПО). Не достаточно высокий уровень конкурентоспособности у выпускников средних учебных заведений способствует затруднительному положению при трудоустройстве по профилю специальности, даже не смотря на острую необходимость на рынке труда всех уровней технических специалистов. В связи с этим возникает расхождение между ожиданием уровня подготовки у выпускника работодателями и качеством подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования. У выпускников средних учебных заведений вместе с комплектом приобретенных навыков и умений, всё еще не готовности к быстрой ориентации в изменяющихся условиях рынка.
Нормативные документы, такие как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также представленная «Стратегия развития среднего профобразования» до 2030 года, автором которой является Минпросвещения России, предлагает принципиально новый подход к образованию. Федеральные государственные стандарты указывают, не только на развитие знаний и умений у обучающихся колледжа, но и оказывают влияние на воспитание самореализовавшейся личности. С каждым годом растет роль самозанятости у студентов. Также, стоит отметить, основные характеристи ФГОС, такие как:
– компетентностный подход в обучении;
– осуществление всех требований стандарта с учетом требований и пожеланий работодателя;
– построение всего образовательного процесса с ориентацией на практику;
– при формировании содержания образования учитывать повышение уровня самостоятельности обучающихся.
Конечным результатом обучения по основной профессиональной образовательной программе по любой специальности в рамках СПО будет являться компетенция. То есть осознанная способность применить приобретенные знания и умения, а также личностные качества и практический опыт, для организации эффективной профессиональной деятельности. Значит, можно сделать вывод о необходимо внесения изменений в способе управления всем учебным процессом. Необходимо обновить процедуру организации и проведения обучения, кардинальным образом изменить методические требования к обеспечению и контролю образовательного процесса.
Проблема применения компетентностного подхода в образовательном процессе была отражена в работах таких авторов, как В. И. Байденко, Ж. Г. Гараниной, Г. Б. Голуб, Н. В. и др. Если рассматривать вопрос формирования основных компетенций у студентов начального и среднего профессионального образования, то такому вопросу посвящен ряд работ И. С. Фишман. Если рассмотреть работы И. В. Непрокиной и Ю. Г. Татура, в них был раскрыт компетентностный подход, описаны результаты проектирования стандартов в области профессионального образования.
Вопрос управления процессом подготовки профессиональных умений и компетенций в сфере среднего профессионального образования недостаточно изучен в педагогической теории. Вопрос о использовании функций педагогического контроля как способ управления профессиональной подготовкой имеет решающее значение для практической работы учреждений профессионального образования.
Модернизация в стране невозможна без участия в нем коллектива высококвалифицированных кадров, готовых и способных к решению производственных задач любой сложности. Естественно, что отсутствие повышенного внимания является причиной для создания известного препятствия — нехватка квалифицированной рабочей силы. Это, как раз, является сдерживающим фактором для роста экономики для всей страны. Также, стоит отметить, что основой развития инновационных технологий и обеспечения кадрами в динамично развивающейся стране, являются выпускники средних учебных заведений, поэтому СПО необходимо сегодня.
Рассматривая современные условия, непременно требуется уточнение, что требуются профессионалы, способные быстро и мобильно ориентироваться в часто изменяющихся условиях.
Также, несмотря на уникальность научного и производственного потенциала, который создается современной наукой, реальная потребность инженерного и технического образования в РФ всё еще существует. Не всегда профессиональные кадры используются грамотно и разумно. Особо важным аспектом является то, что система управления средним профессиональным образованием не соответствует современным требованиям рынка, не налажено эффективное взаимодействие между колледжами и работодателями.
На сегодняшний день в стране возникла парадоксальная ситуация, объясняемая тем, что когда у работодателей идет нехватка специалистов среднего профессионального образования, а выпускники технических вузов испытывают трудности при трудоустройстве по специальности после окончании учебного заведения. Между ожиданиями работодателей в отношении результатов образовательной деятельности существует разрыв.
Новый стандарт способен обеспечить принципиально новый подход к образованию, при этом, содержание касается не только развития знаний и умений, но и развития совершенно свободной личности, способной к быстрой ориентации в часто изменяющихся условиях. Основой для ФГОС–3 является модель компетенций профессионально ориентированного специалиста. Эта модель менее привязана к конкретному профилю специализации, что в большей степени гарантирует мобильность выпускников в профессиональном обучении.
Основой новых стандартов является практико-ориентированный компетентностный подход, повышение уровня самостоятельности, а также участие работодателей и практикоориентация. Конечно, у образовательного учреждения имеется острая необходимость в изменении подхода в управлении всем образовательным процессом. В связи с этим, руководство образовательным учреждением среднего профессионального образования, должно учитывать быстро изменяющуюся роль каждого в нашей сегодняшней действительности.
Важно отметить, что компетентностный подход требует внесения изменений при формировании подхода к управлению образовательным процессом в учреждении. При данном подходе приоритет отдается именно организационной форме работы ППС: это совместная творческая работа руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения. Однако, стоит отметить, что данная практика во многих учебных заведениях просто отсутствует. Компетентностные подходы оказывают влияние на изменение формы и содержания индивидуальной работы преподавателей при работе с обучающимися колледжа.
Всякого рода образовательные технологии, применяемые преподавателями в образовательном процессе, не всегда способны в полной мере помочь в достижении поставленных целей образования. Необходимы вносить существенные изменения в осуществление образовательного процесса в учреждения СПО.
Становится важной образовательной задачей при формировании профессиональных компетенций у обучающихся принимать во внимание компетентностный подход, который считается объектом влияния, как в процессе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности будущего специалиста. Рекомендуется, также, обратить внимание на выполнение разработок эффективных технологий управления.
Одной из важнейшей функций управления является планирование, так как оно способно обеспечить слаженную работу всех служб образовательного учреждения, при этом, эффективно использовать ресурсы данного учреждения. Организация образовательного процесса представляет собой комплекс технологий, дающий возможность обеспечения использования наиболее подходящих методов и средств обучения для достижения всех указаний и требования, регламентируемых для образовательного учреждения.
Все функции цикла управления находятся во взаимосвязи. Планирование тесно связано с контролем. Менеджер, на основании полученной информации, может вносить некоторые корректировки в план учебного процесса. Все функции организации и мотивации педагогического коллектива также взаимосвязаны. Таким образом, управление способно выявить не только цели функционирования организации, но и направление деятельности всех ее составляющих, на пути к достижению поставленных целей.
Для реализации компетентностного подхода в колледже необходимо, чтобы на выходе федеральные государственные образовательные стандарты были с определенным набором компетенций. Следовательно, для этого необходимо реализовать новую образовательную программу на должном уровне. Появляется необходимость в разработке новых оценочных средств. Компетентностный подход способен оказать влияние на развитие и формирование новой оценочной культуры, которая предполагает переход от оценки ЗУН к оцениванию компетенций. Этот подход означает введение новой методологической перестройки в системе оценивания качества и усвоение полученных знаний, а также уровень сформированности компетенций. Все необходимые навыки и компетенции образуются в процессе изучения профессиональных модулей, которые внедряются в учебный план.
Стоит отметить, что в некоторых исследованиях наблюдалось смешение понятий «компетенция» и «компетентность». Концепция российского образования формулирует компетентность как «способность к осуществлению разных видов практической деятельности, которые требуют наличия понятийной системы и, таким образом, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего быстро решать проблемы и задачи, которые возникают». Понятие «компетентность» может характеризовать «овладение личностью не одной, а несколькими навыками и компетенциями. В частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми необходимыми проф навыками и компетенциями».
Профессиональная компетентность — способность и готовность использовать информацию, знания и умения, полученные в результате обучения для решения поставленных задач, а также быть готовым и способным к внесению изменений в условия рынка труда. Следовательно, профессиональная компетентность – это интегративная характеристика личности, способная дать ответ о степени готовности специалиста выполнять профессиональную деятельность результативно и обеспечивать достижение качественного выполнения работ.
Список использованных источников
1. Бареева, Э. Р. Формирование профессиональных компетенций
студентов строительного колледжа: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.08) – Челябинск: Изд–во ИИУМЦ Образование, 2009.
2. Бареева, Э.Р. Педагогические аспекты формирования
профессиональных компетенций студентов колледжа / Э.Р. Бареева // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы Международной научнопрактической конференции. Ч. II. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – С. 43-48. – (0,37 п.л.).
3. Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева Ч.Б. Реализация
компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании // Колледж XXI века — опыт, компетенции, проекты: сборник материалов открытой региональной научно-практической конференции «Колледж XXI века — опыт, компетенции, проекты» — г. Улан-Удэ, ГБПОУ «БКТиС», 2021. – с. 205-211
4. Вставская Н.В. Стандарты WorldSkills Russia как инструмент
повышения качества среднего профессионального образования / Н.В. Вставская, Е.В.
5. Деркач А.М. Компетентностный подход в среднем
профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста //Вопросы образования. – 2011. – №4. – С. 214-230.
6. Егорова И. А. Повышение качества профессионального
образования с использованием стандартов World Skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 25. — С. 29–30
7. Зайцева Н.А. Ушанов Ю.В. Национальная система
профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. Монография. М.: РУСАЙНС, 2016.184 с.
8. Закон 273–ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273–fz–zakon–ob–obrazovanii–2013/ (дата обращения 15.12.2022 г.)
9. Зеер, Э.Ф. , Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход к
модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — №4. — С. 23-29.
10. Князева, О. Г. Компетентностный подход в профессиональном
образовании в условиях реализации ФГОС СПО / О. Г. Князева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7683/ (дата обращения: 02.12.2022).
11. Семенко И.Е. Модернизация системы образования: основные
проблемы и перспективы // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2021 -30/ © Семенко И.Е, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.
12. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных
компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
13. Синкина, Е. А. Формирование профессиональных компетенций
посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности / Е. А. Синкина // Педагогика. – 2012. № 6. — С. 109-112.
14. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования
обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. – Екатеринбург :ИРРО, 2009. – 112 с.
15. Темняткина, О. В. Формирование ключевых компетенций в
личностноориентированном образовательном процессе [Текст] / О. В. Темняткина // Психология профессионально образовательного пространства личности : сб. науч. ст. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2009. – С. 137-140.
16. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем
образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://- base.garant.ru/70810642/ дата обращения: 17.12.2022).
19. Чебанов, К. А. Формирование профессиональных компетенций
обучающихся колледжа / К. А. Чебанов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 23-29.
20. Ute, C. Kompetenzentwicklung in der beruflichen Bilduns.
l.eske+Budrich / С Ute, A. Rolf. Opeade, 2002. — 218 p.
21. WorldSkills: История организации — Электронный ресурс -.
https: // www.worldskills.org/about/worldskills (дата обращения: 01.12.2022).
22. Официальный сайт WorldSkills Russia [сайт]. URL:
http://worldskills.ru/ (дата обращения: 01.12.2022)
23. Barabasch, A. (2017). Quality management of competence-based
education. In M. Mulder (Ed.), Technical and Vocational Education and Training: Issues, concerns and prospects (pp. 649-665). Springer International Publishing Switzerland.
/Кац Татьяна Михайловна магистрант института образования, БФУ им. И. Канта Университетский колледж, tatyana-kac@yandex.ru/