08/01 ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|Аннотация: статья об использовании образовательных технологий, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью плавания в условиях учреждения дополнительного образования спортивной направленности.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, адаптивное плавание, реабилитация, социализация.
Проблема социальной адаптации детей-инвалидов — проблема, приспособленности детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. В последнее время инвалидов принято называть «людьми с ограниченными возможностями». Но жизнь и достижения некоторых из них доказывают, что нет никаких ограничений, нет ничего невозможного для людей, сильных духом. Инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал.
Начиная с Паралимпийских игр 1960 года, плавание считается одним из главных видов спорта в программе. Спортсмены соревнуются в плавании вольным стилем, на спине, брассом, баттерфляем и комплексным плаванием.
В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой — водная среда.
Общество и государство уделяет особое внимание инклюзивному образованию, появилась необходимость в программах для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимально возможное развитие жизнеспособности детей за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизацию для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Такие программы разрабатываются в образовательных учреждениях различного вида, в том числе и учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности. Дети – инвалиды, начиная заниматься плаванием в учреждениях дополнительного образования, участвуя в реализации дополнительных образовательных программ, достигают высоких результатов, а самые успешные воспитанники системы дополнительного образования выступают на параолимпийских играх.
В Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детском оздоровительно-образовательном плавательном центре «Нептун» городского округа Щёлково есть опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Три педагога плавательного центра «Нептун», которые работают с такими детьми, прошли курсы «Социально-реабилитационные технологии в работе воспитателя, социального педагога, психолога специализированных учреждений для несовершеннолетних» (240 часов) по работе с детьми инвалидами, «Спортивная подготовка лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (118 часов).
В МАУДО ДООПЦ «Нептун» разработана программа «Адаптивное плавание» для детей с ограниченными возможностями, которые занимаются в 5-ти группах, общей численностью 45 человек, с заболеваниями: детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития, дети с задержкой психического развития (синдром Дауна, аутизм и аутические черты), так же есть дети слабослышащие и с нарушением зрения.
Цель программы — реабилитация и социализация детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами адаптивного плавания, развитие у них основных двигательных качеств, координации движений.
Данная программа может реализовываться как в учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах, в общеобразовательных школах, где есть бассейн, в спортивных клубах, центрах, в учреждениях лечения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и других учреждениях.
При реализации данной программы необходимо учитывать возможные сложности, с которыми могут встретиться педагоги, работающие с детьми по данной программе – это, прежде всего то, что в группе могут заниматься дети с различными медицинскими диагнозами и с различной степенью сложности этих заболеваний. Опыт работы с таким разным контингентом обучающихся показывает необходимость использования различных методик и технологий, применения образовательных технологий: игровых технологий, личностно-ориентированных технологий, в том числе технологии дифференцированного обучения, а в некоторых случаях – технологий индивидуализации обучения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося.
Разработанная программа «Адаптивное плавание» даёт возможность реабилитации и социализации детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами адаптивного плавания.
В ходе реализации программы используются такие формы и методы как показ, апробирование, рассказ с кратким объяснением, объяснение основных ошибок, выполнение с коррекцией основных ошибок, объяснение индивидуальных ошибок, выполнение с коррекцией индивидуальных ошибок.
Использование игровых технологий активизируют познавательную деятельность детей с ОВЗ. При помощи игровых приёмов и создания игровых ситуаций на занятиях по плаванию педагогами создаются условия, которые выступают как средство активизации, стимулирования обучающихся в образовательной деятельности, помогающие детям быть самодеятельными, раскрепощёнными, самостоятельными и активными.
Цель применения технологии личностно-ориентированного образования — развитие обучающихся с ОВЗ, создание условий, при которых на каждом занятии формируется деятельность, превращающая данного ребёнка в субъекта, заинтересованного в обучении, адаптации и саморазвитии.
Личностно-ориентированное образование – это максимальное развитие индивидуальных познавательных и физических способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития ребенка, реализации имеющегося у него природного потенциала. В центре внимания — целостная личность обучающегося, которая стремится к развитию и реализации своих возможностей.
Имея большой опыт работы с детьми с ОВЗ, педагоги Центра «Нептун» при подготовке и проведении занятий выделяют основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план обучающегося, затем деятельность, которая определяет собственную позицию ребёнка.
В основе обучения: гуманизм (свобода выбора, радость познания); индивидуальный подход (изучение личности, развитие физических и умственных способностей, педагогика успеха); мастерство общения (закон взаимности); резервы семейной педагогики (культ родителей); самоанализ, самооценка. Главным достоинством личностно-ориентированного обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, особенно детей с отклонениями в развитии, следить за его продвижением в обучении и развитии, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ребенку работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех.
На занятиях детям даются задания в соответствии с их способностями и возможностями. Заранее педагог изучает индивидуальный диагноз каждого ребёнка, изучает его физические возможности методом наблюдений, заданий. В дальнейшем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка с ОВЗ.
Результатом использования технологии личностно-ориентированного образования становиться выбор рациональных приёмов, средств, методов и форм работы индивидуально для каждого ребёнка.
Благодаря этому, формируются познавательные способности у детей на основе овладения соответствующими знаниями и навыками. Обеспечиваются комфортные и бесконфликтные, безопасные условия развития личности, развиваются индивидуальные способности, повышается мотивация обучения.
Цель использования технологии дифференцированного обучения (индивидуализации) — создание наиболее благоприятных условий для обучения плаванию в одной группе детей с разными диагнозами и заболеваниями, с различными способностями, для развития личности обучающегося как индивидуальности; организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.
Используя технологию дифференцированного обучения, педагог изучает особенности обучающихся с ОВЗ при помощи наблюдения, тестирования, объединяет детей в микрогруппы по определённым признакам (диагнозам, видам заболеваний, уровню проявлений отставания в физическом и психическом развитии, а так же: силе, выносливости, психосоматическим типам, уровням восприятия, памяти, внимания и др.) и организует работу на занятии с учётом определённых признаков индивидуализации. Необходимо ориентироваться на психологические особенности обучающихся, выбирать и применять соответствующие методы и приёмы, различные варианты заданий, дозировка коррекционной работы, заданий, упражнений. В организации процесса обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности групп обучающихся, ведь они по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
В результате использования технологии дифференциации, возможно обучение в одной группе детей с разными видами заболеваний, с разными способностями, возможно обеспечение возможности понимания и усвоения материала, техники плавания каждым обучающимся с учетом особенностей и способностей. Обучаясь в одной группе, дети с разной степенью интеллектуальной и физической, подготовленности (базовой, средней, высокой) разными способами и с применением различных методов осваивают техники плавания, успешно адаптируются в водной среде.
Плавание является одной из качественных методик в реабилитации детей – инвалидов и позволяет: обучать ребенка удержанию туловища на воде; правильным движениям рук и ног; дыханию в воде с погружением головы в воду; отдельным элементам разных способов плавания; способствует переносу двигательных навыков, полученных в воде, на сушу; способствует укреплению детской психики (вода оказывает на кожу действие, аналогичное мягкому массажу, а это способствует выработке гормонов удовольствия – эндорфинов).
Таким образом, обучение плаванию детей – с отклонениями в состоянии здоровья, является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитацией, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус, адаптируя к современным требованиям общественного развития, и служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде.
Также отмечается закаливающее воздействие водных процедур и занятий плаванием. Закаливание, если в ходе его не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведёт к укреплению здоровья, росту работоспособности, а в сочетании закаливание с физическими упражнениями только усиливают положительный эффект, благотворно способствуют, не только физическому укреплению организма, но и улучшению эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями, создают возможность поверить в собственные силы, способствуют скорейшей и успешной адаптации ребенка в коллективе.
Выявлено, что успешная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллективе, позволяет ему полноценно и эффективно участвовать во всех жизненных процессах, происходящих в обществе. Обучение плаванию как рекреативному, так и спортивному приводит к более эффективному решению вопроса адаптации ребенка в обществе сверстников.
Особенно большое значение для детей с ограниченными возможностями, имеет их участие в соревнованиях и массовых мероприятиях.
Так, за 2019-2020 и 2020-2021 и текущий 2021-2022 учебные годы на базе плавательного центра «Нептун» для детей инвалидов были организованы и проведены следующие мероприятия: соревнования городского округа Щелково по плаванию среди детей и взрослых с ОВЗ, посвященные Дню космонавтики; ежегодные соревнования по плаванию для детей с ОВЗ, посвящённые Дню матери; с 2013 года на базе плавательного центра ежегодно проводится Всероссийский фестиваль по плаванию для незрячих и слабовидящих детей.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать все возможные, технологии и методики по их адаптации, помочь влиться в общество и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными от нормальных людей. И ребёнок с ОВЗ станет полноценным членом нашего общества.
Список использованных источников
1. Антонюк С.Д. Адаптивная составляющая современной системы дополнительного образования: учебно-методическое пособие / С.Д. Антонюк, Л.Н. Макарова. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – 91 с.
2. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: метод. пособие / С.И. Веневцев. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Сов. спорт, 2004. – 96 с.
3. Воспитание и обучение детей с нарушением развития, М.: Школьная пресса. Копырина Е.В. Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием. 2006, №2, с.1-96
4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов, 2002. 80 с.
5. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. Л.В. Шапковой. – М.: Сов. спорт, 2002. -212 с.
6. https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-organizatsii-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.
/Михалева Татьяна Сергеевна педагог дополнительного образования, e-mail: mladenka84@mail.ru Прохвостова Ирина Александровна, методист, e-mail: irina_prohvostov@mail.ru МАУДО ДООПЦ «Нептун» ГОЩ/ 08/01/23-НПС