07/04 «Дебютные ловушки». Формирование дебютного репертуара обучающихся в рамках занятий по шахматам в объединении «Академия шахмат»

Аннотация. Советская, а ныне российская шахматная школа всегда была сильна своей дебютной подготовкой. С сильнейшими гроссмейстерами, выступающими за нашу страну на международной арене, работает целая команда шахматных мастеров и теоретиков, оказывающих всестороннюю помощь спортсмену. Именно поэтому, так ценен практический опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе многолетней   разработки дебютной теории.

В данной методической разработке представлен опыт формирования уникального дебютного репертуара для каждого ребенка, процесс разжигания интереса ребенка, мотивация его на самостоятельную работу по усилению своей шахматной игры, изучение творчества сильнейших гроссмейстеров современности.

Представленная методическая разработка «Мемо. Открытые дебюты» является частью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Академия Шахмат» и представляет собой разработанную специально для изучения дебютной теории настольную игру. Данный материал будет интересен широкому кругу пользователей, в том числе и педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие программы по спортивной и технической направленности.

Ключевые слова: игра в шахматы, дебютная теория, настольная игра.

Annotation.

The Soviet and now Russian chess school has always been strong in its debut preparation. A whole team of chess masters and theorists who provide comprehensive assistance to the athlete works with the strongest grandmasters who play for our country in the international arena. That is why the practical experience of previous generations, acquired during the long-term development of the debut theory, is so valuable.

This methodological development presents the experience of forming a unique debut repertoire for each child, the process of kindling the child’s interest, motivating him to work independently to strengthen his chess game, studying the creativity of the strongest grandmasters of our time.

The presented methodological development «Memo. Open Openings» is part of the implementation of the additional general development program «Chess Academy» and is a board game developed specifically for the study of the opening theory. This material will be of interest to a wide range of users, including teachers implementing additional general development programs in sports and technical orientation.

Keywords: chess game, opening theory, board game.

Для педагога, который изучает дебютную теорию с юными шахматистами в рамках групповых занятий, остро встает вопрос: «Как сформировать уникальный дебютный репертуар, подходящий для отдельно взятого одаренного ребенка? Как учесть особенности его характера, стиль игры, тактическую и позиционную подготовку?»

Формирование в ребенке тяги к изучению нового материала, просмотру партий известных российских и зарубежных гроссмейстеров и чтению дополнительной литературы, помогающий выработать уникальный стиль игры и сформировать целостный дебютный репертуар – одна из основных задач данного проекта.

Новизна проекта в использовании новых методов изучения дебютной теории, в том числе с использованием современных информационных технологий – работа с базами партий в программе Chess Base, а также с открытой базой на портале lichess.org, а также использование уникальной разработки – игры «Мемо. Открытые дебюты», направленной на изучение и запоминание дебютов в игровой форме.

Именно поиск новых способов изучения дебютной теории является актуальным в педагогической практике, и в дополнительном образовании, в частности. Во все времена существовало наставничество, а в современных условиях эта роль отводится педагогам дополнительного образования, которые на наш взгляд, способны передать знания и стать тем связующим звеном между теоретическими познаниями ребенка и применением их на практике.

Актуальность представленного проекта обусловлена общим снижением возраста обучающихся, ранним приходом детей в шахматы – в 4-5 лет, в связи с чем актуальность изучения дебютной теории проявляется в более раннем возрасте – 6-8 лет. С массовым приходом компьютеров в шахматы, в том числе детские, усложняется материал, необходимый детям для достижения высоких спортивных результатов, удлиняются варианты, которые приходится запоминать юным спортсменам. Для того, чтобы процесс изучения дебютной теории для детей проходил легко и интересно, возникает необходимость в появлении новых современных методов подачи информации педагогом и тренером. 

Охват проекта:

В данном проекте принимают участие обучающиеся объединения «Академия Шахмат» МБУДО ЦРТДиЮ.

Количество: обучающиеся стартового уровня: 18 чел.

Количество: обучающиеся базового уровня: 16 чел.

Все циклы занятий, спортивные мероприятия и соревнования были распределены в тематические блоки:

Блок 1. «Дебютные ловушки» (6-7 лет).

Блок 2. «Общая теория дебютов» (6-14 лет).

Блок 3. «Работа с базами партий» (10-14 лет).

Циклы занятий, объединенные единой темой, выстроены с последующим усложнением тематики и углублением знаний в изучении теории дебютов. 

/Селифонова А. А.
педагог дополнительного образования высшей 
квалификационной категории
e-mail: selifonovachess@yandex.ru/
07/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *