06/12 ПРОБЛЕМА ЖАНРА И СТИЛЯ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ
|Аннотация. В статье рассматривается жанр лирической песни и выявляются основные понятия «жанра» и «стиля». Описываются научные подходы, выдвинутые учеными в процессе становления жанра лирической песни. Это одна из наиболее сложных и до конца неизученных тем современной фольклористики.
Ключевые слова: лирическая песня, жанр, стиль, песенный фольклор.
Annotation. The article examines the genre of a lyrical song and identifies the basic concepts of «genre» and «style». The scientific approaches put forward by scientists in the process of the formation of the genre of lyrical song are described. This is one of the most difficult and completely unexplored topics of modern folklore.
Keywords: lyrical song, genre, style, song folklore.
Лирическая песня для русского человека один из наиболее любимых жанров фольклора. Лирика своеобразна по содержанию и художественной форме, что обусловлено ее жанровой природой, конкретными условиями возникновения и развития.
Термин «жанр» часто используется как в музыковедении, так и в языковедении, поэтому неизбежным становится пересечение критериев в понимании данной категории. Это происходит, прежде всего, потому, что природа ключевых признаков в определении жанра не одинакова. Также стоит отметить и историческую зависимость культурного процесса жанрообразования от фольклорных начал, соотносимых со стилевыми признаками разных эпох.
Таким образом, проблема жанровой систематизации народно-песенной лирики является основной в науке. Попытки в определении жанра осуществлялись на протяжении последних двух столетий такими учеными, как А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Н.М. Лопатин, Н.П. Колпакова, Ю.Г. Круглов, В.М. Щуров, О.А. Пашина и другие. Но наиболее точное, на наш взгляд, определение понятию «жанр»,дал В.М. Щуров, выводя его комплексную характеристику (род, вид, жанр) из общих свойств музыкально-стиховой структуры, музыкально-поэтической образности, социальной среды и художественной функции [2, С. 4].
Исторический фактор представляется значительным и в формировании категории «стиль». Внутри любой песенной традиции проявляются три основные группы стилевых свойств: историко-временные, жанровые и региональные. При сравнении песенных примеров, возникших в разные исторические периоды, наблюдается разница их стилевой характеристики. С этой точки зрения стилевое родство наблюдается в песнях разных жанров одного и того же периода истории в одной песенной традиции. Таким образом, понятие «жанр» и «стиль» становятся взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Взаимосвязь слова и напева в языковедении и музыковедении рассматривается по-разному, выводя на первый план специфические характерные особенности лирики. Наиболее значительный опыт в области жанровой классификации фольклора накоплен в языковедческой фольклористике.
Впервые специфика лирического способа отражения действительности была отмечена еще Аристотелем. Лирический способ отражения действительности, по Аристотелю, — воспроизведение событий жизни от своего собственного лица, а следовательно и проявление своего эмоционального отношения. Вслед за Аристотелем в литературоведении определение понятия «лирика» сформировалось на основе логического разделения двух типов творческих процессов и их результатов – изображения внешнего мира (сфера эпического творчества) и выражения его внутреннего мира (сфера лирического). Ф.М. Головенченко писал: «Лирика – поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека» [8, С.206]. Лирический способ предполагает выражение мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями внешнего мира.
В трудах ученых-фольклористов мы также встречаем суждения о том, что родовой признак лирической песни – это выражение чувств, эмоций и настроение, отношение к окружающему миру. Но в сравнении с лирикой авторского происхождения, песенная лирика имеет свою специфику, обусловленную существованием народной лирической песни в системе фольклора. Если в профессиональной, авторской лирике «лирическое» выступает в значении личного, индивидуального, то в народной лирике на первый план выходит выражение типического чувства, настроения, душевного состояния.
О соединении личностного и коллективного лирического чувства в народной лирике пишут многие ученые фольклористы и филологи. Например, Пропп В.Я.: «Лирика наряду с эпикой и драматикой есть род поэтического творчества, который выражает не только личные чувства грусти, любви и т.д., но всенародные чувства радости, скорби, гнева, возмущения, причем выражает его в самых разнообразных формах» [9, С.90].
Назначение лирических песен в традиционной культуре связано с обеспечением внутренних связей личности и коллектива посредством передачи традиционной системы мировосприятия, поведенческих норм, типовых реакций, стереотипов.
А.Н. Веселовский относил зачатки лирики к первобытному синкретизму. Выделившись из обряда, хоровые возгласы типизировались, застыв в коротких формулах как выражения простейших эмоций. Они составляют запевные и припевные части лиро-эпических и эпических песен [1, С.182]. Так значительная их часть начинает жить самостоятельно, образуя мотивы лирического жанра. Исследователь выводит взаимозависимую связку «лирика — хор, эпос – солист», отмечая, что авторское начало более обозначено в эпосе, а обряд носит коллективный характер.
С этого момента языковеды-фольклористы в своих исследованиях сопоставляют лирику, эпос и обряд. И значительная их часть опирается на концепцию Веселовского, выстраивая оппозицию «лирика – эпос». К примеру, В.Я. Пропп отмечает: «Лирика есть понятие широкое, в которое входят самые различные виды народных неэпических песен» [3, С.49]. К лирике автор относит обрядовые и необрядовые песни и песенно-хореографические формы фольклора. Представляется, что такое широкое понимание рода поэзии диктуется необходимостью упорядочить весь массив песенного фольклора. В результате в одной родовой категории оказываются различные по природе явления фольклора, и прежде всего, противоречие возникает при отнесении к лирике всего огромного пласта обрядового фольклора. Б.Н. Путилов отмечает, что говоря о лирике, как явлении культуры, мы уходим в сторону «от той стихии, в которой она рождена и полностью принадлежит» [4, С.160] .
Вторая группа фольклористов придерживается оппозиции «лирика – обряд». Одним из первых об этом писал Н.М. Лопатин: «Она (лирическая песня) не сопровождает какого-либо обряда, она не сочиняется на известный случай ее употребления, и, выражая собой душевное состояние поющего, поется всегда и везде….» [7, С.43-44]. Другие исследователи так же разделяют эту точку зрения, например Н.П. Колпакова: «Лирическими, в отличие от других традиционных народных песенных жанров, называются только песни, свободно исполняемые в условиях крестьянского быта, не связанные ни с игрой, ни с каким-либо обрядовым действием» [5, С.9].
Третья группа исследователей придерживается промежуточного положения между вышеупомянутыми концепциями. Этой группой ученых была выделена область «обрядовой лирики». Приведем мнение Ю. Г. Круглова: «В обрядовом фольклоре можно выделить произведения собственно обрядовые и лирические. Собственно обрядовые произведения исполнялись с определенными утилитарно-магическими целями; лирические, возникнув как следствие обряда, изображали внутренний мир персонажей (участников ритуала), а благодаря этому – и их обрядовое отношение к совершавшимся событиям» [6, С.11].
Таким образом, в сфере лирики как рода искусств народным лирическим песням отведено особое место. Жанр лирической песни таит в себе много секретов. Вопрос о признаках, которые характеризуют, как специфический культурный феномен – род или область фольклора, рассматривается различными сферами ученых: фольклористы, музыковеды, этномузыкологи, филологи и историки. Соотнесение ими понятий «жанр» и «стиль» в комплексной характеристике народной песни является одной из нерешенных проблем современной фольклористики.
Библиографический список
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Веселовский А.Н. — Москва: Высшая школа, 1989. – 404 с.
- Жанры русского музыкального фольклора. / (Щуров В.М).: Учеб. Пособие для музыкальных вузов и училищ. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. – Москва: Музыка, 2007.- 400 с.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора. / Пропп В.Я. – Москва: Лабиринт, 1998. – 352 с.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. / Путилов Б.Н. – СПб.: Наука, 1994. – 457 с.
- Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. / Колпакова Н.П. – Москва ; Ленинград: Акад. Наук СССР, 1962. – 284 с.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. / Круглов Ю.Г.– Москва: Высшая школа, 1989. – 319 с.
- Русские народные лирические песни / (Лопатин Н.М., Прокунин В.П.) // Под ред. и вступ. ст. В. Беляева. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 458 с.
- Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение / Головенченко Ф.М. – Москва: Высшая школа, 1964. – 318 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки / Пропп В.Я. – Москва: Наука, 1969. – 170 с.
/Данилевская Екатерина Вячеславовна, преподаватель Медвежье-Озерской детской школы искусств/ 06/12/22-НПС