04/11 Дополнительное образование детей: предпрофессиональные vs общеразвивающие программы
|Аннотация: в данной статье речь пойдет о том, какую дополнительную общеобразовательную программу выбрать для ребенка. Мы рассмотрим основные виды программ, их отличия в нормативно-правовом и психолого-педагогическом контекстах, а также разберемся, в каких случаях та или иная программа будет наиболее подходящим вариантом для получения ребенком дополнительного образования.
Введение
Практика работы показывает, что родители, записывая детей на занятия по дополнительным общеобразовательным программам, часто осуществляют сравнение предпрофессиональных и общеразвивающих программ в категориях «лучше» — «хуже», отдавая предпочтение предпрофессиональным программам, как более качественным и необходимым для их ребенка. Скорее всего, подобный подход обусловлен особенностями восприятия термина предпрофессиональная программа. В данном случае очевидна связка с понятием профессии, что с одной стороны выступает некоторым эталоном качества подобных программ, а с другой является своего рода гарантией дальнейшего поступления ребенка в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В свою очередь, в довольно распространенном упрощении, подготовка к получению профессии является одной из основных задач общего образования ребенка. Таким образом, в сознании родителей возникает очевидная траектория: предпрофессиональная программа – качественное образование — колледж (вуз). В действительности предпрофессиональные программы не лучше и не хуже общеразвивающих и в каждом конкретном случае выбор программы обучения является более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.
Нормативно-правовые аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ
Нормативно-правовых документов регламентирующих те или иные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ достаточно много. Для разграничения основных понятий в рамках данной статьи обратимся к положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ указаны в ст. 75, 83, 84 настоящего документа.
Закон об образовании разделяет дополнительные общеобразовательные программы на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие программы реализуются по всем направлениям дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых. Предпрофессиональные программы реализуются в области физической культуры и спорта и в области искусств исключительно для детей. Стоит отметить, что в положениях закона об образовании не ограничивается возможность для общеразвивающих программ обеспечивать решение задач, аналогичных задачам, решаемым в рамках реализации предпрофессиональных программ. Не указывается в законе и то, что степень сложности общеразвивающих программ может быть различной[1]. Таким образом, в нормативно-правовом контексте, различия между предпрофессиональными и общеразвивающими программами могут практически отсутствовать[2]. Обращаем внимание и на то, что по некоторым направлениям деятельности и вовсе отсутствуют предпрофессиональные программы, что не мешает успешно решать задачи допрофессиональной подготовки детей в рамках реализации разноуровневых общеразвивающих программ.
Далее приведем сравнительную таблицу общеразвивающих и предпрофессиональных программ, в которой продемонстрированы их основные отличия.
Характеристика | Общеразвивающие программы | Предпрофессиональные программы | Примечание |
Продолжительность обучения | Определяется организацией | 5-10 лет | |
Объем учебной нагрузки | До 12 часов в неделю | До 14 часов в неделю | Зависит от уровня программ, года обучения, направленности |
Регламенты содержания | Определяются организацией | Определены ФГТ* | * Федеральные государственные требования |
Форма и порядок итоговой и промежуточной аттестации | Устанавливается организацией | Устанавливается в соответствии с ФГТ | |
Документ об окончании | Форма устанавливается организацией | Форма государственного образца | |
Требования к приему на обучение | Без вступительных испытаний | Наличие вступительных испытаний | |
Допуск к реализации | На основании лицензии | На основании лицензии |
Табл. 1. Сравнительная таблица предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
Как следует из представленной таблицы, отличия между общеразвивающими и предпрофессиональными программами в нормативно-правовом поле не столь существенны. Разберем их более подробно:
- Продолжительность обучения по общеразвивающим программам определяется образовательной организацией и, как правило, эти сроки короче, чем в предпрофессиональных программах. При этом четких нормативных ограничений для общеразвивающих программ нет и в случае уровневого построения программы (программа состоит из отдельных программ стартового, базового и продвинутого уровней) их суммарная продолжительность обучения может даже превышать предпрофессиональную программу;
- Объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах, как правило, превышает общеразвивающие примерно в 2 раза. Максимальный объем учебной нагрузки также выше для предпрофессиональных программ;
- Под регламентами содержания понимаются нормативно-правовые основания разработки программ и в данном вопросе предпрофессиональные программы наиболее отличаются от общеразвивающих. Для предпрофессиональных программ разработаны Федеральные государственные требования (ФГТ), в которых достаточно подробно прописаны все содержательные и организационные аспекты реализации данных программ. Для общеразвивающих программ характерно лишь наличие различных рекомендаций и нормативно-правовых документов затрагивающих вопросы структуры программ и общих особенностей их разработки и реализации, задача создания программного содержания возлагается на образовательную организацию. На наш взгляд подобный подход позволяет быстрее адаптировать общеразвивающие программы к современным реалиям и более оперативно обновлять их содержание;
- Формы и порядок итоговой и промежуточной аттестации традиционно считается, что процедуры промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в большей относится к предпрофессиональным программам. В действительности и предпрофессиональные и общеразвивающие программы подразумевают контроль результативности их освоения, просто порядок этих мероприятий для предпрофессиональных программ определяется нормативно-правовым актом федерального уровня, а в случае с общеразвивающей программой разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Также стоит отметить, что промежуточная и итоговая аттестация по общеразвивающим программам может проходить менее формально, в виде викторины, теста, игры, защиты проекта и др. Для предпрофессиональных программ, как правило, установлены более строгие, академические формы аттестации – зачет, экзамен;
- Форма документа об окончании общеразвивающих программ устанавливается организацией, осуществляющей реализацию данных программ. Для предпрофессиональных программ формы документов об окончании устанавливаются соответствующими федеральными документами;
- В соответствии с действующим законодательством прием на обучение по дополнительным общеразвивающим программам любого уровня сложности должен быть обеспечен всем желающим, без проведения каких-либо вступительных испытаний. Прием на обучение по предпрофессиональным программам осуществляется на основании процедуры отбора, порядок которого устанавливается образовательной организацией на основании соответствующих нормативно-правовых актов;
- Для реализации программ дополнительного образования любого вида образовательной организации требуется получение соответствующей лицензии.
Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию дополнительных общеобразовательных программ позволяет утверждать, что на уровне законодательного регулирования данного вопроса выстраивается логика, когда предпрофессиональные программы ориентированы на то, что выпускники, окончившие данные программы, будут поступать в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. Общеразвивающие программы в большей степени ориентированы на организацию содержательного досуга и решение задач общего развития, социализации детей. Тем не менее, качество полученного образования, объем знаний и навыков, достаточный для дальнейшего поступления ребенка в профильные учебные заведения зависит не только от вида дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной).
Психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ
На наш взгляд именно психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ стоит учитывать при их выборе. Качество конечного результата освоения любой программы, равно как и возможность и желание ребенка поступить по итогам их реализации в профильные учебные заведения целиком и полностью будут зависеть от того, насколько правильно подобраны для ребенка необходимые условия получения образования.
Обозначим основные психолого-педагогические аспекты, которые следует учитывать при выборе дополнительной общеобразовательной программы.
- Мотивация и индивидуальные особенности ребенка.
Родителям довольно сложно самостоятельно выявить структуру мотивации ребенка и лучше всего в этом вопросе мог бы помочь педагог-психолог. Но независимо от того, обратитесь вы к помощи педагога-психолога или нет, нужно понимать, что выбирать предпрофессиональную программу обучения стоит в том случае, когда желание ребенка заниматься данным видом деятельности не вызывает сомнений. Необходимо быть готовым к тому, что предпрофессиональные программы реализуются значительно дольше общеразвивающих, при этом структура мотивации ребенка может сильно измениться за это время, поэтому возможна ситуация, в которой придется приложить немало усилий, чтобы ребенок не бросил занятия и закончил обучение.
К эмоционально-волевым особенностям относится множество показателей, среди которых способность к произвольной регуляции деятельности, общая эмоциональность, особенности восприятия критики. В отличие от общеразвивающих программ, где педагог в большей степени ориентирован на создание ситуации успеха, подборе более индивидуальных, посильных для каждого ребенка заданий, в предпрофессиональных программах превалирует задача достижения образовательного результата, предусмотренного ФГТ.
- Досуг ребенка
Прежде чем определиться с выбором образовательной программы, необходимо проанализировать структуру досуга ребенка, а также структуру вашего семейного досуга в целом. Обучение по предпрофессиональным программам более трудоемкое, чем по общеразвивающим и предусматривает больший объем аудиторной и самостоятельной работы ребенка, а занятия в системе дополнительного образования часто проходят в выходные дни. Нужно быть готовым к тому, что ребенку, при освоении предпрофессиональной программы, потребуется существенную часть ранее свободного времени затрачивать на учебную работу и выполнение домашних заданий. Игнорирование данных требований не позволит успешно осваивать соответствующие программы.
- Общая учебная нагрузка
Практика работы показывает, что очень часто родители записывают ребенка на несколько предпрофессиональных программ (например: художественная и музыкальная школы). Как было сказано выше, объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах крайне велик. При этом дети занимаются еще и в общеобразовательной школе. Мы не рекомендуем выбирать для ребенка более одной предпрофессиональной (или общеразвивающей повышенного уровня сложности) программы. Необходимо ответственно подходить к нормированию учебной нагрузки ребенка. Не стоит забывать и о том, что трудоемкость предпрофессиональных программ весьма высока и требует дополнительной домашней работы.
Резюмируя хотелось бы отметить следующее:
- Общеразвивающие и предпрофессиональные программы не лучше и не хуже друг друга, у каждой из таких программ свои цели и задачи;
- Предпрофессиональные программы более ориентированы на достижение образовательного результата, нежели на организацию содержательного досуга ребенка, однако качество знаний напрямую не зависит от типа выбранной образовательной программы;
- При выборе программы важно учитывать психолого-педагогические аспекты: мотивацию и индивидуальные особенности, структуру досуга ребенка, объем учебной нагрузки.
[1] На практике существует ряд стратегических, нормативных и методических документов, устанавливающих уровневую дифференциацию сложности для общеразвивающих программ. Как правило, выделяют общеразвивающие программы стартового, базового и продвинутого уровней, что в совокупности сопоставимо по объему образовательного содержания с предпрофессиональными программами.
[2] Исключение составляет, пожалуй, факт выдачи свидетельства государственного образца об окончании дополнительной предпрофессиональной программы. Для общеразвивающих программ форма свидетельства устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
/Рыбачок Анна Владимировна преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ, ania.rybachok@yandex.ru/ 04/11/21-НПС