04/08 ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
|Аннотация. В данной статье рассматривается имеющийся опыт организации внебюджетной структуры инновационной профессионально-ориентированной модели непрерывного дополнительного образования в области изобразительного искусство и дизайна в условиях вуза. Авторы статьи утверждают, что именно у вуза есть все на это условия и ресурсы.
Ключевые слова: дополнительное образование, инновации, художественное образование, образовательные траектории, вуз.
ACADEMY OF THE MODERN ART AND DESIGN AS INNOVATIVE FORM OF THE ORGANIZATION OF CONTINUOUS ADDITIONAL ART EDUCATIONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. In this article the available experience of the organization of off-budget structure of the innovative professional focused model of continuous additional education in the field of graphic art and design in the conditions of higher education institution is considered. Authors of article claim that exactly the higher education institution has everything on it conditions and resources.
Keywords: additional education, innovations, art education, educational trajectories, higher education institution.
В современных экономических условиях развития общества образование становится движущей силой, направленной на формирование нравственного облика подрастающего поколения, характеризуется непрерывностью и последовательностью образовательного процесса, при этом ведущим в усвоении необходимых знаний, приобретения умений и навыков остается диалог между учителем и учеником. Именно система дополнительного образования соединяет в себе все эти качества: воспитание, обучение и развитие личности. В ранних публикациях автор статьи, показывает, что организация структуры дополнительного образования в высших учебных заведениях, которые до недавнего времени еще не были заинтересованы в дополнительном образовании детей и школьников на своих площадях, кардинально поменяли свое отношение к складывающейся ситуации. Перед вузами встала задача находить абитуриентов, формировать контингент будущих студентов, предлагая им различные услуги в образовательной сфере. Различные формы профориентационных мероприятий и итоги их проведения, показали пути в создании новых образовательных траекторий, отвечающих современным образовательным стандартам.
В.В. Путин подчеркнул особую роль современного высшего образования, отметив, что качественное образование – основа самореализации, расширения общественных возможностей, это «стратегический рес урс России, кото рый мы дол жны укреплять и в пол ной мере исполь зовать. Именно благо даря высокому каче ству российского образо вания, страна выдерж ивает конкуренцию, и, более то го, стоит н а первых пози циях в миро вом сообществе». Обнов ление современной образова тельной системы проявл яется во внедр ении на ба зе большинства универс итетов цепочки «шко ла-колледж-ву з», что н е только обес печивает целост ность и непреры вность образования, н о и инновац ионный подход к нему, т.е. пере ход от модели тео рии к мод ели практики, о т модели базо вых знаний к профессионально-ориентир ованной модели. Боль шое внимание зде сь уделяется куль туре как совоку пности общественных но рм, а так же воспитанию обучаю щихся, формированию и х личностных и профессиональных каче ств. Непрерывное дополни тельное образование явля ется примером последо вательного целенап равленного проц есса, гд е на каж дом и з его уров ней реализуется прин цип «от прос того к слож ному», направленный на разв итие творческого и духовного потен циала личности обуча емого.
Заглянув в историю разв ития дополнительног о образования, мы уви дим, что ег о началом ста ли античные врем ена (его зачатки мож но обнаружить в трудах Плат она, Сократа, Арист отеля), а в эпоху Просве щения его разви тием занимались, выдаю щиеся мыслители Воль тер, Руссо и Гёте, кото рые не предст авляли себе умств енную зрелость личности бе з данного компо нента, а заня тие искусством, игр ало в этом ведущую ро ль.
Изобразительное искусство, яв ляясь осно вой образо вания на факуль тетах искусств и дизайна, готовящих специа листов для общеобразо вательных и специализ ированных школ, буду щих работников куль туры и искус ства, может ста ть основой разв ития системы дополнит ельного образования пр и творческом факультете ву за, ведь име нно искусство сод ержащее культ урно-исторический оп ыт многих покол ений, предстаёт ка к синтез материа льного и умстве нного труда. Сме на поколений обуслав ливает и сме ну образовательных станд артов, применение инновац ионных методик обуч ения. Если образова тельный процесс буд ет грамотно органи зован, то буд ет обеспечена преемств енность, не тол ько в пере даче знаний, н о и доб рым посылом учит еля к учен ику.
На базе Тихооке анского государственного универ ситета при факул ьтете изобразительных иску сств, рекламы и дизайна, соз дано внебюд жетное подразделение непрер ывного дополнительного образо вания детей и школьников, кото рое доказало усп ех своей деятел ьности конкретными приме рами в Хабаро вском крае. Органи заторы используют новато рские подходы к органи зации своей деятел ьности, формирую т необходимые нав ыки и компет енции в сфе ре изобразительного искус ства и диза йна, а так же учат приме нять их н а практике. Акад емия современного искус ства и диза йна (АСИД) — эт о объединение детс ких студий изобрази тельного творчества, специализ ированных художественных масте рских и творч еских лабораторий. Разрабо танная на ба зе АСИД сист ема непрерывного образо вания в обла сти изобразительного искус ства и диза йна обеспечена теоретической баз ой, позволяющей обесп ечить непрерывную свя зь с ву зом, ст ав целостной сис темой, отвеч ающей современным образова тельным тенденциям, отраж ающей традиции и новат орство в профессиональной подго товке. Непрерывное творч еское развитие наш их слушателей проис ходит в проц ессе развития таких деяте льных навыков, ка к:
– восприятие в изобразительном искус стве;
– мышление в народном искус стве, декоративном искус стве и диза йне;
– воображение и образное предста вление в созд ании плоскостных компо зиций и об ъемно-констру ктивных объектов в художественном проекти ровании, АРТ-диза йне и т.д.
Разрабо танная нами конце пция способствует формир ованию творческих отнош ений слушателя и преподавателя, а также разв итию у слуша телей активной жизн енной поз иции личн ости, ведь име нно сегодня обще ству необходимы нравс твенно предпри имчивые люди, кото рые могут пр инимать ответ ственные реш ения в нестандартной ситу ации, а так же обладающие мобил ьностью, дина мизмом и конструктивн остью в действиях с развитым чув ством ответств енности за суд ьбу малой Род ины и вс ей страны. Име нно умело организованная образова тельная среда АС ИД создает усло вия для творч еской и уч ебной деятел ьности, даёт сти мул проявлять социа льную активность, реализо вывать художественные потреб ности в самостоя тельном познании, с амоутверждении в выбранной профе ссии. Дл я слушателей Акад емии реализуется деятел ьность по следу ющим направлениям:
-развивающие надпрофесс иональные навыки прогр аммы по изобрази тельному искусству и ручном у труду дл я дошкольников;
-разв итие предпрофессиональны х навыков в художественной и дизайн ерской деятел ьности школьников, ка к шаг в будущую профе ссию;
-про фессиональное образ ование в профи льных мастерских и творческих лабора ториях;
-профессиональные прогр аммы переквалификации дл я взрослого насел ения
(на ба зе имеющегося дипл ома о выс шем образовании).
Пон ятие непре рывности дополнит ельного образования в изобразительном искус стве и диза йне будущих абитур иентов мы трак туем как си стемно-целос тное интегрирование межпред метных связей п о развитию образ ных представлений в работе на д рисунком, живоп исью, композицией, изуч ении мировой художес твенной культуры, а также получ ения навыков влад ения компьютерной граф икой.
АСИ Д тесно взаимоде йствует с образова тельными учреждениями гор ода и кр ая. Ярким примеро м является прогр амма «ТОГУ в школе», в рамках кото рой проводятся регул ярные выставочные прое кты, летние шко лы для абитур иентов, даётся возмож ность повышения квалиф икации работников шк ол и эстети ческих центров, ведё тся разработка совм естных учеб ных пособий и наглядных матер иалов.
Рект ор МГУ В. А. Садов ничий на засед ании Совета п о науке и образованию отме тил важность друг ого направления в работе вуз ов –выявл ение и сопровождение интеллектуально одарё нных детей, ве дь дети, прояв ившие свои уника льные способности и знания, явля ются источником интеллект уального общественно-значи мого потенциала стр аны, исходя и з этого, он и находятся по д особым внима нием государства. Степ ень необходимости раб оты вуза п о выявлению и поддержке талант ливой молодежи проявл яется в Государс твенной программе «Разв итие образования» н а 2013–2020 гг. он а объявляет нахож дение и сопрово ждение талантливых дет ей важным направ лением, обеспечивающим формир ование будущей професси ональной элиты, дости жение долгосрочных цел ей образовательного прогр есса.
Педаг оги АСИ Д в сво ей деятельности счит ают приоритетной зада чей поиск, выявл ение и разв итие тал антов в области изобрази тельного искусства и дизайна, чер ез организацию так их видов деятел ьности, как: творч еские олимпиады, интеллектуальные конк урсы «Чт о? Где? Ког да?), профессиональные соревнования по компет енциям. В эт ом контексте проводитс я следующа я работа:
− создание н а базе Хабаро вского краев ого центра образо вания инструментария дл я мониторинга одарен ности и сопрово ждения дете й, реализация ег о методик;
− диагно стика одаренности и созда ние условий дл я одаренных дет ей через непрер ывную систему конку рсов, олимпиад, предпол агающую создание «ситу ации успеха» дл я школьников разн ого возраста;
− прове дение консультаций п о вопросам разв ития одаренных дет ей по зака зам родителей и учителей.
В рассматриваемой мод ели особенно акту ально непре рывное социа льно-педагогическое сопровождение одаренных дет ей и моло дежи. В рам ках программы ран ней профориентации нами пресле дуются следующие це ли и зад ачи:
– выяви в наиболее спосо бных учащихся и з числа абитур иентов, развива ть их художес твенные накло нности и интерес к художественно-педагог ической деятельности;
– осуще ствлять наб ор учащихся н а дополнительные прогр аммы элективных курсо в: «Современное изобразительное искус ство», «История изобрази тельного искусства и дизайна», «История наро дных промыслов», «Исто рия ДПИ», «Диз айн и соврем енные технологии»;
– реали зация комплексных прог рамм обучения дл я подготовки абитур иентов к поступ лению в ву з (выполнение рису нка гипсовых те л и ант ичных гол ов; теоретическое и практическое изуч ение цветоведения и колористики; выпол нение тематической и декоративной компо зиции)
– реализация междисцип линарных образовательных прог рамм углубленного изуч ения дисциплин: «Осн овы черчения и проектной граф ики», «Начертательная геоме трия и компью терная графика», «Изобрази тельное искусство и ДПИ», «Ми ровая художес твенная культура» (сто ит отмет ить, что больши нство знаний п о вышеперечисленным проф илям размыты ил и весьма суж ены в рам ках школьной прогр аммы).
Получение образо вания не огранич ивается возрастом, поско льку полученных в образовательном учреж дении знаний н е хватает н а всю жиз нь для качеств енного исполнения професси ональных обязанностей. Требу ется пополнение нов ой информацией, посто янное повышение квалиф икации. Здесь, ка к отмечает Я. А. Ильин ская, «отражается фено мен непрерывного образо вания, а н а теоретическом и практическом уро вне создаются осно вные идеи дополнит ельного образования, кото рые повлияют в дальнейшем н а развитие ег о основополагающих конце пций». Реализация актуал ьного направления «послеву зовское образование» в нашей деятел ьности связано с о стремлением взро слых слушателей устра нить пробелы в базовом образо вании. Осно вным инстр ументом в этой деятел ьности служит система дополнит ельного профессионального образо вания, частью кото рого являются кур сы повышение квалиф икации и професси ональная переподготовка. На ми разработаны индивид уальные образовательные траек тории, углубленное и профильное обуч ение по прогр аммам в усло виях дизайн-сту дий: «Коммуник ационный дизайн», «Ком икс», «Анимация и иллюстрация», «Брен динг в индус трии моды», «Фэ шн-фотография», «Диз айн и рекл ама», «Медиа и дизайн», «Диз айн интерьера», «Диз айн среды», «Соврем енное искусство».
Эт и программы развив аются и совершен ствуются в проц ессе реализации н а основе:
– ид еи воплощения в непре рывном художес твенном образ овании принц ипов целостности, преемств енности и систем ности;
– интеграции индивид уальных и социа льных аспектов личн ости в разв итии деятельного наблю дения, мышления и воображения;
– нов ой образовательной парад игмы, основанной н а гуманистических конце пциях идеологического подх ода в обуч ении изобразительному искус ству и диза йну.
Обучаю щиеся, выбравшие пу ть подготовки к будущей проф ессиональной деятел ьности, изучают чет ыре предмета в течение перв ого учебного го да и продо лжают изучение тр ех из ни х в тече ние второго го да. Ограни чений в изуч ении предметов не т. Ученик самостоятелен в выборе дисци плин, что поз воляет формир овать его лично стно-профессиональную пози цию. Считаем, что так ая система да ет возможн ость расширения круг озора, изуч ения предметов, относя щихся к абсол ютно разным сфе рам творческой деятел ьности. Реализация эт ой программы созд ает условия дл я выработки худож ественного виде ния, мышления, воо бражения. Обрет ение будущим абитур иентом смыслов творче ского, ответственного отн ошения к образованию и реализация лично стно-художественно го опыта – зал ог его успе шной учебной деятел ьности вузе н а ступенях бакала вриат-магистратура.
Сего дня АСИ Д ведет целенапр авленную деятельность п о созданию усло вий в сфе ре дополнительного образо вания для формир ования инновационных ком петенций слуша телей, среди кото рых можно выде лить следующие:
— способ ность и готов ность к непрер ывному образованию, постоя нному совершенствованию, переоб учению и самооб учению, профессиональной мобиль ности, стремление к новому;
— способ ность к критич ескому мышлению;
— способ ность и готов ность к разум ному риску, креати вность и предприи мчивость, умение рабо тать самостоятельно, готов ность к раб оте в кома нде и выс око конкурентной сре де;
— владение иностр анными языками, предпол агающее способность к свободному быто вому, деловому и профессиональному обще нию в рам ках проекта «Диа лог культур» (междуна родные фестивали и выставки конк урсы за рубе жом).
Авторы в ран них публикациях отм ечали и другое не менее важ ное направление в дополнительном художественном образо вании: «….образовательный век тор направлен н а освоение слушат елями АСИД культ урных тради ций и духов ности народного искус ства малочисленных наро дов Дальн его Востока и Крайнего Севера. Изучение народ ного искусства рассматр ивается как культ урная целостность, соедин яющая все ви ды народного творч ества (изобразительное, музыкальное, литера турное, хореография, обряд овые обычаи и т.д.), имеющая еди ную духо вную сущность и самобытность, пр и многообразии регион альных стилевых индивидуа льностей, особенно в условиях от даленности Хабар овска от центра льной России». [1]
В заключении, мож но сделать выв од, что в Ти хоокеа нском государ ственном универ ситете успе шно развивается непрер ывная система дополнит ельного художественного образо вания школьников, ст удентов и взрослого насел ения, как п о направлениям традиц ионного, та к и совре менного иску сства и дизайна. На наш взг ляд, перечисленные вы ше формы органи зации непрерывного дополнительного образо вания показали св ою эффективность и могут бы ть признаны инновац ионной формой деятел ьности соврем енного вуза в быстроизменяющихся усло виях жизни соврем енного общества, созда ющей для учащ ихся возможности овла деть набором компет енций для выб ора будущей профе ссии «быстрого ста рта» в не й.
Список использ ованных источников
1. Голя нкин Е.О. Работа Цен тра «АБИТУРИЕНТ» п о профессиональной ориен тации, проводимой в о Владивостокском государс твенном университете эконо мики и серв иса // Международный жур нал прикладных и фундаментальных исслед ований. – 2016. – № 7-2. – С.316-320; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=9819 (да та обращения: 18.03.2020).
2. Плахот ников А.Г. Концепция художест венного образования в системе непрер ывной подготовки учит еля изобразительного искус ства и диза йна. Ми р науки, куль туры, образования. — Гор но-Алтайск : из д-во: Реда кция международного науч ного журнала «Ми р науки, куль туры, образования», № 6-2 (31), 2011, с.326-329.
3. Карташов Р.Д., Маль цева Л.Д. Технол огии формирования инновац ионных компетенций моло дых ученых // Усп ехи современного естеств ознания. – 2013. – № 10. – С. 133-134; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33009 (да та обращения: 18.03.2020).
4. Липа това М.Е. Реализация конце пции непрерывного образо вания на юридич еском факультете МГ У. Вестник москов ского университета. сер ия 11: право. Из д — во: Моско вский государственный универ ситет имени М.В. Ломон осова» : Издательский До м, г.Москва, №4, 2016. с.98-113
5. Мартынова Н.В. Дополни тельное образование дет ей и довузо вской молодежи п о направлениям «Изобрази тельное искусство» и «Дизайн» в ТОГУ: оп ыт и перспе ктивы. Образование чер ез всю жиз нь: непрерывное образо вание в интер есах устойчивого разв ития: материалы XVII междуна родной конференции. – СП б: изд-в о СПБГУ, 2019. – 715 с.
6. Мартынова Н.В., Штанько И.В. Создание системы непрерывного художественного образования в условиях Дальневосточного региона Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Конференциум АСОУ, вып. 4, 2018 — 328 с.
/Мартынова Н.В., к.п.н..доцент каф.ДДПиЭ ПИ ТОГУ, Россия, Хабаровск. E-mail: natalmart@mail.ru/ /Мартынов В.В., доцент, каф.ДДПИиЭ ПИ ТОГУ/ 04/08/21-НПС