04/05 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: в статье раскрывается роль учителя в патриотическом воспитании школьников. Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Тематическое рисование как создание сюжетных решений на уроках станковой композиции в детской  художественной школе является одним из важнейших направлений в обучении изобразительному искусству. Здесь формируется становление гражданской позиции и дух патриотизма подрастающего поколения художников. Обращаясь при создании своих композиций к трудам и полотнам великих мастеров мировой изобразительной культуры различных эпох: античного периода, Возрождения, средневековья, и далее до современности, школьники под руководством преподавателя опираются на лучшие примеры. Путем изучения, анализа, трансформации и аналогии в многовековой истории работ великих художников, выражающих в картинах свою высокую гражданскую позицию и глубокое чувство патриотизма, детьми создаются свои творческие проекты согласно возрасту. Статья дополнена примерами творческих учебных детских работ, выполненных под руководством преподавателя Дмитриевой С.Ю. и выражающих любовь к Родине, культуре, родной земле.

Ключевые слова: патриотизм, подрастающее поколение, «Родина», «народ», «род», «родители», «родня», «родственники», педагогика патриотизма, принципы патриотического воспитания, композиционно-тематическое рисование.

Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения можно рассматривать как отношение, как чувство, как качество, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны!

Исследователями был определен феномен культуры патриотизма, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных способов человеческой деятельности и общения. Она представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Культура российского патриотизма — явление самобытное, духовно богатое, эмоционально насыщенное и идейно укреплённое. Её присутствие в конкретном человеке составляет патриотическую культуру личности.

Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности.

Велика глубинная связь понятий «Родина», «народ», «род», «родители», «родня», «родственники» — если человек любит своих родителей и свой род, значит, он любит и свой народ, свою большую и малую Родину. Одно без другого существовать не может. Эта цепочка — основа патриотического воспитания.

Процесс становления гражданина-патриота в современной социокультурной ситуации, по мнению В.С. Горбунова представляет собой целостную систему патриотического воспитания, которая понимается автором как «педагогика патриотизма», включающая в себя обоснование нравственных ценностей, целей, задач, принципов, содержания патриотического воспитания, форм и методов, видов деятельности. В авторском понимании «педагогика патриотизма» — это целостный процесс патриотического воспитания, сущностью и пафосом которого является любовь к Родине, идеал Родины; в ходе и в результате этого процесса в специально организованных педагогических ситуациях, осуществляемых в разных видах деятельности, происходит становление и развитие гражданско-патриотической направленности личности (её гражданского, патриотического самосознания, патриотического видения мира) на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания и сформированного умения жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности  в системе общего и дополнительного образования.

В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, выделяем следующие основополагающие принципы:

  • принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания;
  • принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания;
  • принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников;
  • принцип межпоколенной преемственности духовного опыта;
  • принцип исторической и социальной памяти;
  • принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов;
  • принцип социокультурной и национальной идентификации;
  • принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании;
  • принцип субъектности.

Сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

  • целостность;
  • систематичность и длительность,
  • перспективность,
  • комплексность,
  • ступенчатость,
  • активность,
  • полифункциональный характер.

Станковая композиция в художественной школе является одной из важнейших дисциплин, формирующей становление гражданской позиции и формирование патриотических качеств подрастающего поколения художников.

Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Основой тематического рисования является композиция. Понятие композиции употребляется в более широком и в более узком смысле. В широком понимании композиция означает расположение, составление, построение всех основных элементов и частей произведения искусства в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественных образов. Именно в таком понимании трактуется композиция исторической или жанровой картины, пейзажа.

Замечательный советский художник Ю. И. Пименов писал: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею, чувства художника».

Поскольку обучение в художественной школе ведется грамотно, методично,  профильные предметы дополняют и совершенствуют друг друга. Интегрирование дисциплин рисунка, живописи, бесед по искусству, истории искусств, скульптуры, станковой композиции помогает активнее захватить сознание ребенка и дать более полные знания в теории и навыки в практическом рисовании сюжетных композиций, позволяет в полной мере воспитать высокие патриотические чувства школьников.

Обращаясь при создании своих работ по станковой композиции к трудам и полотнам великих мастеров мировой изобразительной культуры различных эпох: античного периода, Возрождения, средневековья, и далее до современности, школьники под руководством преподавателя опираются на лучшие примеры. Путем изучения, анализа, трансформации и аналогии в многовековой истории работ великих художников, выражающих в картинах свою высокую гражданскую позицию и глубокое чувство патриотизма, детьми создаются свои творческие проекты согласно возрасту.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа.

Тематическая композиция — один из основных разделов учебно-творческой деятельности учащихся. Рисование на темы — это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности. Эти качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности. Содержание композиционно-тематического рисования в школе составляет рисование на темы окружающей жизни, которое осуществляется по памяти, по предварительным наблюдениям, по воображению, а также иллюстрирование литературных произведений поэтических и прозы: сказок, баллад, рассказов, басен, повестей и романов. Такое обращение к образцам литературной мировой культуры закладывает основу для воспитания любви к Родине, к достижениям величайшей культуры человечества, укрепляет дух патриотизма.

Данные задания отражают различные стороны деятельности людей, их достижения, труд, праздники, близкую школьникам жизнь.

Для более глубокого понимания и осмысления роли уровня горизонта, контрастов света и тени, колорита и других выразительных средств в композиции следует рассмотреть, например, цветные слайды или репродукции произведений выдающихся художников и проанализировать их. Например, изображение весенней, летней и осенней природы, ее цветовой окраски, очертания и силуэты деревьев, различных построек, красоту заката и восхода солнца, порывы ветра и предгрозовую пору можно видеть на картинах А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, Н.М. Ромадина. Распределение светотени и сочетание цветовых пятен хорошо выражено в картинах А.И. Куинджи «Березовая роща», К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.», «Мартовское солнце», И.Э. Грабаря «Мартовский снег», «Февральская лазурь». В этих же картинах — пейзажах легко проследить пространственные планы и роль выбора уровня горизонта и точки наблюдения в изображении простора, далей. Особенности современного индустриального пейзажа, его характерных признаков можно увидеть в картинах Г.Г. Нисского, Ю.И. Пименова и другие.  Созерцание, изучение и анализ подобных художественных произведений поможет детям в создании аналогичных своих рисунков по теме «пейзаж», передать чувства любви к природе, Родине.

Труд человека в разное время года изображен во многих произведениях А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, Ткачевых. Детская тематика — в картинах Ф.П. Решетникова, С.А. Чуйкова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки. Влияние формата на раскрытие темы легко проанализировать на картинах И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.А. Серова, Б.В. Иогансона. Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, по горизонтали, прямоугольный, квадратный, крупный и т.д.).

Работа над иллюстрацией  начинается с беседы о творчестве мастеров книжной иллюстрации. Для анализа  рассматриваются иллюстрации Ю.А. Васнецов, В.А. Серова, В.Н. Горяева, В.М. Конашевича,   величайшего графика В.А. Фаворского, Е.И. Чарушина и т.д. У каждого из художников свой стиль работы, индивидуальная техника исполнения и подход к раскрытию глубины литературных образов и событий, в которых они участвуют.

Художник К.Ф. Юон предлагает целую систему для развития композиционного мышления. Он включает в нее: схематичные наброски лиц, фигур людей, животных, рисование по памяти и воображению фигур в движении, воспитание привычки альбомного рисования как в студиях, так еще больше в процессе наблюдения живой жизни, коллекционирование альбомных фигур, сценок, уголков жилищ, типажей, костюмов, видов природы, процессов труда, сцен общественной жизни и т.п.; упражнения в композиционных импровизациях на любые темы; иллюстрации; работа над композициями с использованием подготовительных рисунков, этюдов; упражнения в применении законов перспективы в различных условиях композиции. Последовательность выполнения тематической композиции в общих чертах напоминает процесс создания известными художниками своих произведений.

Возможность следования этим советам глубоко патриотична, поскольку лучшие советы выдающихся художников актуальны на все времена. На уроках станковой композиции учитель совместно с учениками шаг за шагом проходит эти важные ступени на пути рождения творческой работы.

Рисование на темы ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению.

В процессе композиционно-тематического рисования у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения.

Виды тематического рисования:

1. Изображение окружающей действительности.

2. Иллюстрирование (сказки, рассказы, стихи, басни, песни).

3. Рисунки на историческую тему.

4. Фантастические изображения.

Огромная творческая работа по созданию станковой композиции в художественной школе с начального по выпускной класс по любой теме направлена на становление и развитие гражданско-патриотической грани личности ребенка, на развитие лучших человеческих качеств подрастающего человека, на раскрытие талантов через творческий созидательный труд на благо Родины, на формирование глубокого уважения к великому мировому культурному наследию, на воспитание  гражданской ответственности, на патриотическое воспитание школьников.

/Дмитриева Софья Юрьевна, 
преподаватель  МАУДО ДХШ ГОЩ 
kosmosofia17@gmail.com/
04/05/21-НПС

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *