04/01 Творческое развитие и самоопределение ребенка в системе воспитания
|«Внимательный индивидуальный подход
может из двоечника сделать отличника.
Не все двоечники по-настоящему двоечники,
некоторые из них-Леонардо да Винчи,
навсегда погибшие, благодаря
гениальным усилиям учителей»
(Т.В. Черниговская.)*
Одной из задач системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.
В связи с этим, проблема развития творческих способностей личности является актуальной на сегодняшний день. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.
В настоящее время встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Творческое развитие детей школьного возраста наиболее благоприятно и эффективно происходит при личностно-ориентированном подходе.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность заниматься художественным и другими видами творчества в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Художественная деятельность, занятие музыкой – одно из основных средств самовыражения ребенка, которая основана на индивидуальном, эмоционально — образном видении, приобщение детей к национальной культуре. Занятия музыкой – тонкая, изящная настройка нейронной сети. «Человек, который начинает музыкой заниматься, вынужден начать обращать внимание на маленькие штучки, длительность и тому подобное, это тонкая настройка. Когда он будет писать — это сработает.» (Т.В. Черниговская) *
Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ей ребёнок начинает заниматься рано. Занятия музыкой развивают зоны мозга, ответственные за речь.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Сегодня перед обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира.
По мнению В.А. Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.
«Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, – считает выдающийся педагог, перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится».
Притча от Шалвы Амонашвили **
«Два учителя, два принципа».
Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:
— Пойдём в гору, будем познавать через трудности.
Сказал другой своим ученикам:
— Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.
Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.
Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.
Первые научились летать. Вторые научились копать. Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?
Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.
Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации.
К их числу относится собственный опыт интеллектуально-творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности.
Познавательные экскурсии в музеи, изобретательская деятельность, посещение выставок, концертов, защита исследовательских и дипломных проектов, и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях науки и культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка.
Поддерживать творческое развитие ребенка не менее важно, чем работать над его эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием. Это и называется целостным воспитанием.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий;
- любовь к природе, животным и т. д..
при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.
Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги, ободряют учащихся при неудачах.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует гуманного отношения к личности учащегося; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.
Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
«Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них-Леонардо да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей» (Т.В. Черниговская.)*
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих учеников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагог должен быть воспитан сам.
Огромная роль в формировании личности и решение всех воспитательных задач принадлежит семье. Недаром большинство педагогов согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
Притча от Шалвы Амонашвили
«Божественная педагогика» ***
Люди обратились к Мудрецу:
— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
— Послушайте тогда притчу.
Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей:
— Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
— О, Царь царей! Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же — развитие души, ибо она у нас небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
— Истинно, это Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
— О, Царь царей! Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания ребёнка — воспитание в нём разума. Методы же — природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
— Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
— Послушай, о Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, ноги — ходить, а руки — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
— Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс: ****
— В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои — народность, общественное воспитание, жизнь и устремлённость.
Царь царей торжественно произнёс:
— Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
— Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя — воспитание радостного человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
— Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
— Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, — это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех, он провозгласил:
— О, достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, — Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк. Молчание людей затянулось. Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех
пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».
/Киреева Елена Львовна, преподаватель МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, shel_dshi_medoz@mosreg.ru/ 04/01/23-НПС