03/12 Взаимодействие с родителями как условие формирования УУД в дополнительном образовании
|Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”.
Обязательным участником процесса формирования универсальных учебных действий у детей, в условиях дополнительного образования, являются родители. Они – помощники, наблюдатели, диагносты, информаторы, наставники, носители знаний и мнений, участники учебных моментов. Педагогам важно иметь родителей в knockoff rolex datejust mens rolex calibre 2836 2813 m126331 0002 chocolate dial 15mm качестве союзников. Вместе с ними можно создать единую зону развития ребенка с верным и позитивным содержанием. Получая обратную связь от родителей. Можно более успешно реализовывать проекты и планы, корректировать при необходимости содержание педагогической деятельности, осуществлять индивидуальный подход, более тщательно диагностировать и отслеживать развитие и формирование личности каждого ребенка.
Одной из проблем дополнительного образования hbbv6factoryrolex является недостаток взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.
Причин этого достаточно много.
1. Родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, даем все что можем, а воспитывают и учат пусть в школе».
2. Отсутствие интереса к тому, что делается в учреждении дополнительного образования.
3. Предпочтительнее для родителей является платное дополнительное образование, которое могут получить дети.
4. Родители не считают важными знания и опыт, полученные в дополнительном образовании для развития личности ребенка.
5. И наиболее частая причина – это загруженность родителей работой и другими делами.
На сегодняшний момент Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Таким образом, успех процесса воспитания возможен только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.
2. Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания.
3. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации «О взаимодействии ОУ с семьей» (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.
Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей.
Родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители являются трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-педагогической культуры имеют огромное значение.
Случалось в моей практике сталкиваться с недостаточной компетентностью некоторых родителей моих учеников. Анализируя данную ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо системно и методически поддерживать педагогов в реализации программ повышения педагогической компетентности родителей.
На достижение цели — повышение педагогической компетентности родителей направлены следующие задачи:
— вовлечь семью в образовательный процесс и сплотить коллектив родителей;
— способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком;
— содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.
В основу работы отдела дополнительных программ для учащихся в ДШИ считаю возможным предложить комплекс форм взаимодействия педагога и семьи.
1. Налаживание контактов с семьями учащихся, происходит в процессе индивидуальных бесед, наблюдения, выполнения совместных заданий, что помогает увидеть отношение родителей к своему ребенку, узнать об их педагогических возможностях, выявить мнение родителей по вопросам развития ребенка, их стиле воспитания, уровне педагогических знаний.
Индивидуальная работа осуществляется в формах доверительной беседы, рекомендуемых для прочтения статей по педагогике и психологии, материалов о семейных увлечениях, направленных на ознакомление с опытом семейного воспитания и традициями семьи.
2. Различные формы взаимодействия.
Семейные концерты, праздники и развлечения. Совместные походы на природу, которые направлены, в том числе, и на развитие умений у родителей общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками, правильную организацию детских праздников, семейного досуга. Все эти мероприятия помогают сплотить детско-родительский коллектив.
3. Совместное планирование мероприятий.
Реализация дифференцированного подхода про организации работы с родителями достигается при обеспечении:
— взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогическим коллективом и родителями;
— соблюдения такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
— учета своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания;
-сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
— взаимосвязи разных форм с родителями;
— одновременного влияния на родителей и детей;
— обеспечение определенной последовательности, системы.
Такая система работы даст возможность повысить педагогическую компетентность родителей. Как следствие произойдет понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим.
В настоящее время в классе сольного пения и общего фортепиано проводятся тематические концерты, встречи-чаепития с родителями и детьми, досуговые мероприятия для детей и родителей на Новый год, Рождество, 8 марта; совместное посещение храма Блаженной Ксении Петербургской и участие в богослужении.
Применение комплексного, системного и дифференцированного подхода к реализации модели формирования педагогической компетентности родителей, помогают каждой заинтересованной семье – разработать план работы по воспитанию детей с учетом возможностей и традиций семьи и особенности детей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Активные формы работы с родителями в условиях дополнительного образования дают возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создают условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, способствуют согласованному принятию совместных решений.
/Молчанова Олеся Васильевна, педагог, концертмейстер Медвежье-Озерской детской школы искусств/ 03/12/22-НПС