03/11 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
|Аннотация: в статье рассмотрены особенности и проблемы преподавания современных художественных направлений, таких как «Граффити» и «Японская анимация», а также обусловлена необходимость разработки данного вопроса в современном научно-педагогическом поле.
Ключевые слова: граффити, японская анимация, художественное образование, дополнительное образования детей, художественная школа.
Социокультурное и творческое пространство современного ребенка крайне многогранно. В настоящее время существует огромное количество различных творческих, социальных и культурных практик, которые не всегда попадают в поле деятельности организаций дополнительного образования. А именно социализация, т.е. включение ребенка в социокультурное пространство – одна из важнейших функций всей системы дополнительного образования детей. С этой точки зрения совершенно очевидной является необходимость педагогического изучения вышеуказанных феноменов и разработка соответствующих образовательных программ, которые позволили бы привлечь детей в педагогический процесс, ориентированный на их актуальные потребности и запросы.
Данная установка прослеживается и в Законе «Об образовании в РФ», который определяет основную задачу дополнительного образования как: «Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[1].
В процессе работы в детской художественной школе автором были сделаны наблюдения, связанные с большим интересом детей к таким направлениям как граффити и японская анимация. При этом, как в поле Федеральных государственных требований, регламентирующих реализацию предпрофессиональных программ, так и ew rolex datejust 116244bkdo rolex calibre 2836 2813 mens 12mm среди имеющихся дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ данные направления практически не представлены. Неоднозначным является и мнение некоторых исследователей и практиков [1,2,4,5] о необходимости и целесообразности их изучения.
Однако, более детальное изучение научных источников, интернет-ресурсов, мнений специалистов по рассматриваемому вопросу, позволило нам сделать следующие выводы, подтверждающие актуальность и необходимость разработки проблем преподавания таких направлений как граффити и японская анимация в системе дополнительного образования:
- Граффити и японская анимация являются неотъемлемой частью современной культуры, пользующиеся не только огромной популярностью, но и признанные в профессиональном художественном сообществе;
- Игнорирование интересов детей к рассматриваемым направлениям может отрицательно сказаться на их мотивации и будет способствовать попыткам, со стороны ребенка, удовлетворить свой интерес вне рамок образовательного пространства и не в семье, а в сторонних сообществах, характер влияния которых на детей будет сложно предсказуемым;
- Часть проблем, связанных с увлечением детей граффити и японской анимацией, вызваны именно невозможностью ребенка проявить себя в указанных направлениях деятельности в системе образования, а также незнанием родителей некоторых аспектов данных творческих практик (несоблюдение возрастных цензов, стереотипные представления, провоцирующие нонконформистские проявления со стороны детей и др.).
Таким образом, нами сделаны выводы о необходимости изучения подобных творческих практик. Польза данной работы очевидна. Преподавание таких дисциплин как граффити и японская анимация в системе дополнительного образования детей будет способствовать:
- Удовлетворению имеющегося детского запроса на их изучение, а также повышению привлекательности системы дополнительного образования детей;
- Развитию просветительской деятельности среди родителей, что также позволит им приобщиться к интересам ребенка, лучше понять его;
- Формированию безопасной творческой среды, в которой дети смогут изучать интересующие их направления;
- Всестороннему творческому и интеллектуальному развитию детей их профессиональной ориентации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
- Кожанов А. П., Приказчикова Н. П. Граффити: «Искусство или вандализм?» // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2020. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-iskusstvo-ili-vandalizm-1 (дата обращения: 09.10.2021).
- Милюкова А.В. Влияние японской аниме — культуры на современную молодежь России // Инновационная наука. 2017. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-yaponskoy-anime-kultury-na-sovremennuyu-molodezh-rossii (дата обращения: 09.10.2021
- Скорик Анастасия Владимировна Граффити как субкультура вызова и протеста // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-subkultura-vyzova-i-protesta (дата обращения: 09.10.2021).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/anime-kultura-kak-yaponskie-multfilmy-vliyayut-na-podrostkov/
- https://www.mk.ru/social/2021/05/23/psikholog-obyasnil-dlya-kakikh-detey-opasno-anime.html
- https://www.e1.ru/text/education/2019/04/15/66052432/
- https://graffitimarket.ru/article/20322/
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75).
/Рыбачок Анна Владимировна преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ, ania.rybachok@yandex.ru/ 03/11/21-НПС