03/06 Проблемы и перспективы процесса воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации
|Говорить о проблемах инклюзивного образования можно исходя из опыта как стран Западной Европы, где накоплен достаточный опыт инклюзивного направления, так и опыта стран постсоветского пространства несмотря на то, что он небольшой.
При организации деятельности дошкольных организаций по созданию инклюзивного образовательного пространства существуют следующие проблемы:
– отсутствие апробированных технологий разработки индивидуальных программ для детей с ООП;
– непринятие родителями нормально развивающихся детей присутствия детей с ООП;
– низкий уровень информированности населения о возможностях инклюзивного образования;
– отсутствие практики создания инклюзивных групп, где дети с ООП могут находиться в системе полного и неполного дня;
– отсутствие системы постепенного вхождения детей с ООП в коллектив нормально развивающихся детей;
– отсутствие системы подготовки педагогов к обучению нормально развивающихся детей к взаимодействию с детьми с ООП.
В плане организации менеджмента существуют проблемы с недостаточностью взаимодействия специалистов учреждений разного ведомственного подчинения [1].
Организация инклюзивного образования наиболее перспективна и значима на этапе дошкольного развития. Важность дошкольной инклюзии определяется тем, что дети с особыми образовательными потребностями могут столкнуться в школе с большими трудностями. Уже в период дошкольного детства необходимо создавать условия для их социально-психологической адаптации и включения в общеобразовательную среду и правильно выявить их потребности.
Для реализации принципов инклюзивного образования создаёт принципиальную возможность диагностика образовательных потребностей детей. Процедура диагностики ООП необходима для создания условий при совершенствовании системы оказания комплексной поддержки в воспитании и обучении детей с ООП. Решение этой проблемы способствует устранению существующих барьеров и ограничений, сдерживающих внедрение инклюзивного образования в практику дошкольных организаций образования.
Как процесс детализированной многоцелевой идентификации особых образовательных потребностей ребенка можно рассматривать процедуру диагностики и оценки ООП детей дошкольного возраста, который проводится заинтересованными сторонами и специалистами различного профиля с использованием имеющейся классификации и номенклатуры особых образовательных потребностей.
Так, например, в соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года «Об образовании», утверждены категории детей с ООП, порядок оценки особых образовательных потребностей и критерии их оценки» с целью определения необходимых специальных условий для получения образования [2].
Диагностика и оценивание особых образовательных потребностей ребенка-дошкольника состоит из трех этапов, которые раскрывают структуру и логику проведения диагностического исследования. Содержание диагностики на предыдущем этапа создает необходимые условия для реализации задач последующего этапа. На первом этапе происходит сбор информации о характере трудностей ребенка-дошкольника в обучении и социализации. Такая информация проводится с помощью таких психолого-педагогических методов, как изучение и анализ имеющейся документации, наблюдение, беседа, различные виды опроса воспитателей и родителей (анкетирование, диагностическое интервью и др.). Как главный метод изучения, наблюдение за ребенком используется во всех формах организации воспитательно-образовательного процесса образовательной деятельности в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. В процессе наблюдения изучают процесс как ребенок ведет себя на занятиях, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как реагирует на различные явления окружающую действительность, какие формы переживания проявляются у ребенка в его эмоциональной сфере.
Результаты первичного наблюдения, данных беседы и анкетирования являются основанием для дальнейшей углубленной диагностики. На основе анализа всех полученных данных формулируется гипотеза, в которой делается предположение о наиболее вероятных причинах трудностей в обучении и развитии дошкольника. К ребёнку, у которого зафиксировали трудности, применяется ряд диагностических методик, позволяющих выявить причины возникновения трудностей.
Второй этап включает психологическое обследование, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Эффективность психологического обследования и степень обоснованности выводов в большей мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.
Педагогическое обследование, целью которой является оценка актуального развития ребёнка, выявление имеющихся у него умений и навыков, должно соответствовать требованиям образовательной программы. Педагогическое обследование проводится с помощью метода наблюдения и применения специальных диагностических заданий.
Результаты обследования различными специалистами фиксируются в речевых картах, протоколах психологического обследования и др. Конечным результатом данного этапа должно стать подробное обоснование причин и характера трудностей ребенка, а также описание потенциальных возможностей ребенка, его сильных сторон, на которые следует опираться в процессе воспитания и обучения.
Третий этап состоит из комплексной оценки ООП ребенка по результатам командного обсуждения и обобщения материалов. Это первичное наблюдение, педагогическое изучение воспитателя, углубленное обследование специалистами, данные беседы и анкетирования родителей. На этом этапе происходит окончательная обработка полученных результатов и сведение всех данных в единое описание, которая позволит наглядно представить соотношение различных показателей развития дошкольника в возникновении имеющихся у него трудностей.
Таким образом, весь комплекс диагностических процедур нацелен на удовлетворение ООП ребенка и оказание ему необходимой психолого-педагогической поддержки и помощи.
Для оценки особых образовательных потребностей и определения содержания психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста важно подготовить:
— анкету для родителей;
— протокол беседы с родителями ребенка-дошкольника (заполняется специалистами службы психолого-педагогического сопровождения);
— протокол наблюдения за ребенком-дошкольником в организованной (учебной) и свободной деятельности;
— опросный лист для оценки социальной адаптированности ребенка;
— психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника;
— сводную характеристику ребенка-дошкольника (по результатам командного обсуждения);
— индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения детей с ООП.
В целях методического обеспечения можно использовать рекомендации для педагогов в построении стратегии обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей [3]
Список литературы:
1. Ярош Е.А. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика, проблемы, перспективы. / Специальное образование. 2018. № 3
2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании».
http://engime.org/ob-osobennostyah-organizacii-obrazovatelenogoprocessa-v-obshe-v4.html?page=189
/Макишева К.Б., заведующая Султангазина А.К., методист ГККП Ясли- сад № 79 "Шабыт" г. Астана, Республики Казахстан. Шакирова Ш.Х., методист ГККП «Методический центр» г. Астана, Республики Казахстан Научный руководитель: Таринова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пермского гуманитарно-педагогического университета/ 03/06/23-НПС