03/03 Инклюзивное образование в дошкольной организации
|Аннотация: Практико-ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольных организаций. Статья из опыта работы дошкольной организации, в которой уделяется большое внимание психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование
При инклюзивном образовании в ДО обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ООП. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.
Именно в инклюзивных группах нашего детского сада дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в образовательный процесс вместе со своими сверстниками. Воспитатели, работающие с этими детьми, учитывают их особые индивидуальные образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую психолого-педагогическую поддержку.
В обычные группы мы принимали по 1–2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают ДО в режиме полного пребывания со сверстниками при сопровождении психолога ДО и других узких специалистов. Эти группы называются инклюзивными. В инклюзивных группах создается возможность для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации в соответствии с его интересами и наклонностями. Систему взаимоотношений в ДО мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наша группа» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри группы между детьми и педагогами были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности и взаимопомощи. Поэтому овладение социально-желательными формами поведения детей, развитие социального взаимодействия у воспитанников в инклюзивных группах ДО является приоритетным направлением всей психолого- педагогической и коррекционно-развивающей работы.
Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно — речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.
Взаимопонимание в инклюзивной группе — это сотрудничество «взрослый – ребенок», но и «ребенок – ребенок». Это обеспечивает развитие здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья; поддержку взаимного уважения, толерантности; взаимопомощи в деятельности; возможности учиться друг у друга; возможности помочь самим себе и другим детям. Вот почему, на наш взгляд, инклюзивное образовательное пространство ДО «Радость общения» — это позитивная атмосфера принятия и поддержки.
Задачами инклюзивной группы являются:
- Создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
- Формирование умения поддерживать друг друга;
- Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- Развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
- Формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:
— Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.
— Приобщение детей с ООП ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации.
— Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.
— Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОД.
— Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно общеообразовательной программе ДО. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Наши воспитатели широко используют в своей работе народные традиции. Например, традицией в ДО стала ежегодное проведение соревнований по настольным играм «Бестемше», «Кокпар», «Кыз куу». Проведение таких соревнований формирует у ребенка внимательность, ловкость, выносливость, терпимость; прививает любовь к народным традициям, обычаям и играм.
Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого- педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДО обеспечивают не только педагог – психолог, логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДО совместно с методическим центром, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.
Литература
- Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.
- Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.: ВЛАДОС, 2006.
- Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
- Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно- методическое пособие. – М., 2006.
5. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5.
/Макишева К.Б., заведующая Султангазина А.К., методист ГККП Ясли- сад № 79 "Шабыт" г. Астана, Республики Казахстан Научный руководитель работы: Таринова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пермского гуманитарно-педагогического университета/ 03/03/23-НПС