02/12 Цветоведение – обучение законам живописи
|«…в нашем деле бесконечное количество упражнений есть один из залогов успеха…»
Художник Д.Н.Кардовский
Ключевые слова: цветоведение, изобразительное искусство, живопись, дополнительное образование детей.
Каждый ребенок рождается талантливым. На свет появляются новые Леонардо да Винчи, Репины и Суриковы, Павловы и Плисецкие…Важно в раннем возрасте заметить склонности ребенка к тому или иному виду творчества. Хорошо, когда родители подмечают в своем малыше стремление к какому либо виду творчества и помогают ему определиться с выбором. Тех, кто хочет научиться рисовать, мамы и папы приводят к нам, на занятия в Медвежье Озерскую детскую школу искусств, на художественное отделение.
Мало просто заметить способности ребенка. Важно и нужно их раскрыть, обучая основным законам живописи. И одним из таких законов, наверное даже главным, основным по праву считается цветоведение. Сам предмет цветоведение есть только у первоклашек, дальше дети его изучают, занимаясь живописью. Цветоведение изучает природу цвета, спектр цветов, видимых человеком. Ученый В. Освальд распределил цвета по цветовому кругу и это хорошо подходит для практических занятий и подробного изучения цветовых гармоний. С первого класса дети изучают холодные и теплые цвета, выполняют упражнения, закрепляют новые знания. В последующие годы учебы на уроках живописи мы продолжаем изучать гармонии родственные, родственно-контрастные и контрастные. Ученики рисуют простые композиции, делают упражнения на разные виды гармонии, пишут натюрморты. Все это помогает понять цвет и его взаимосвязь с другими цветами. И хотя первоклашки может быть еще не до конца осмысленно, в силу своего очень юного возраста, понимают значение цветоведения в живописи, однако эти знания все же остаются в копилке знаний и в дальнейшем обучении непременно сыграют свою основополагающую роль.
Цветоведение изучает одно из самых субъективных средств живописи и композиции цвета, психологии его восприятия, закономерности смешивания цветов и т.д. Цель занятий цветоведения – сформировать у обучающихся культуру цветового восприятия, работы с цветом.
Перед преподавателем встают такие задачи:
- Выявить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета.
- Вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе изучения теории цвета.
- Развить умение передавать колористическое состояние в живописи, работая с натюрмортами.
- Научить осмысленно применять знания о теории цвета.
Решение этих задач невозможно без развития у детей цветочувствительности. Необходимо, в том числе, развивать самостоятельность, творческую активность. Это способствует развитию вкуса, чувства цветовой гармонии.
Содержание теоретических и практических заданий по цветоведению адаптированы с учетом возраста и индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: рассказ, объяснение, беседа. Новые темы сопровождаются демонстрацией репродукций картин мастеров, визуальным рядом в компьютере, работами учеников прошлых лет, наглядными пособиями. Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией. Знакомство детей с теорией цвета мы начинаем с живой беседы о знакомых цветах и оттенках – изучаем цвета окружающих предметов, животных.
Практика живописи выработала несколько методов начала работы красками на изобразительной плоскости, которые часто зависят от характера постановок, композиционного замысла. Можно начинать писать с композиционного центра. А можно начинать писать с цвета или сочетания цветов, которые преобладают в постановке.
Некоторые художники рекомендуют начинать писать “свет” и “тени” элементов изображения или начинать “писать” насыщенные или темные цвета постановки, что становится “настройкой” звучания цвета. К. Коровин объяснял: “Я люблю начинать с самых густых, темных мест. Это не позволяет влезать в белесость. Колорит будет насыщенный, густой…. Видите, на палитре я приготовил эту кухню как начало для предстоящих сложных поисков дальнейших отношений.” Так называемая настройка палитры – нахождение на палитре основных цветовых и тональных отношений того участка натуры, с которого начинается изображение, — необходимый этап профессионального мастерства в живописи, которым нужно овладеть ученикам старших классов в ДШИ.
Источником наших зрительных и цветовых впечатлений в живописи служит картина – окрашенная поверхность, представляющая систему красочных пятен. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, цветовой тон и насыщенность. Для теории цвета они имеют важное значение, потому как это основа систематизации всего богатства цветовых явлений в природе и искусстве. Невозможно обойтись и без уяснения таких понятий как «гармония», «колорит», «живописность».
Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или своей светлотой.
Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра.
Насыщенность заменяется словом «чистота» цвета. Под «чистотой» цвета в цветоведении понимается отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или оттенков.
Первый закон состоит в том, что для всякого цвета имеется другой, дополнительный к нему. Будучи смешаны, эти два цвета дают в сумме ахроматический (белый или серый) цвет. Два ахроматический цвета дают ахроматический цвет при определенном соотношении их интенсивности.
Второй закон – смешиваемые (не дополнительные) цвета, лежащие по цветовому кругу ближе друг к другу, вызывают ощущение нового цвета, лежащего между ними. Этот закон имеет практическое значение. Из него вытекает тот факт, что путем смешивания 3-х цветов в разных пропорциях можно получить практически любой цвет.
Третий закон – одинаковые цвета дают одинаково выглядящие смеси. Одинаковые по цветовому тону, но разные по светлоте и насыщенности.
Контраст — это резко противоположные по каким-либо параметрам явления: черный и белый, красный и синий, желтый и пурпурный. Выразительность контраста очевидна. Одновременный световой контраст (ахроматический) наиболее распространен в изобразительном искусстве.
Цветовая гармония — не случайное нагромождение цветовых пятен. Это красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенную соразмерность и пропорциональность. Между различными цветами картины существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, и два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.
Между отдельными цветовыми пятнами картины существует тесная взаимосвязь: каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой. Изменение одного цвета нарушает гармонию. Сочетание цветов может быть гармоничным и негармоничным. Сочетания, взятые в изолированном виде, могут оцениваться как негармоничные, но в общей цветовой структуре произведения, могут представляться, как интересные и выразительные. Самый некрасивый цвет или сочетание в определенном контексте изобразительных средств могут быть охарактеризованы как «красивые» и «приятные».
Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен в картине. Существует определенные пропорциональные соотношения площадей пятен необходимых для достижения цельности и единства цветового впечатления.
“Размер мазка, пропорциональный величине картины и однообразный на самой картине, нужен для того, чтобы на определенном расстоянии легко получилась оптическая смесь разобщенных красок”, — писал П. Синьяк. Найденная гармония цветовых пятен и их отношение к фону, теряется, когда мы его увеличиваем по отношению к цветовым пятнам. Площадь фона меняется, образуя пустоту.
Существует взаимодействие между очертанием цветового пятна, его формой и самим цветом.
Мазок, линия, штрих сами по себе еще не представляют какой-либо эстетической ценности, если они определенным образом не связаны между собой, не организованы, не подчинены более общей задаче. Иначе говоря, они, как средства выразительности, свою полную эстетическую содержательность получают лишь в системе изображения.
В старших классах на уроках живописи большое значение имеют практические занятия. При выполнении практических заданий по живописи учащиеся сталкиваются с проблемами использования цвета. Встает проблема взаимодействия цвет-форма-свет-пространство.
Начав живопись с определенного участка изображения, найдя цветовые и тональные отношения 2-3 цветов одновременно, не следует слишком долго задерживаться на этом участке. Проложив свет и тень на одном участке работы, необходимо проложить свет и тень на втором, третьем, сравнивая при этом их между собой. Живопись должна при цельном видении вестись по всей работе одновременно. Вся изобразительная плоскость должна находиться в поле зрения, изображение должно совершенствоваться, дополняться, обогащаться цветом.
Второй этап в последовательности работы над учебным живописным этюдом заключается в конкретизации форм предметов, выявлении пространства (планы).
Каждый цвет предмета натурной постановки имеет присущий ему локальный цвет, который изменяется в зависимости от освещения, под влиянием находящихся рядом цветов.
При изображении объемных форм локальный цвет предмета виден в полутени (между источником света и отражением рефлексов в тенях). Сложность поиска цветовых и тональных отношений при моделировке формы каждого предмета состоит в том, что цвет состоит из множества оттенков. Сочетание теплых и холодных цветов на плоскости изображения повышает звучание каждого из них. Если освещенные участки постановки имеют теплый оттенок, то тень – холодный, и наоборот. Следовательно, очень важно определить преобладание теплых и холодных цветов в колористической гамме постановки.
Работу над живописным этюдом необходимо проводить от общего к частному, от больших цветотональных отношений к малым – к проработке деталей форм, решению планов. В завершение работы необходимо обобщение с акцентом на композиционном центре.
Уроки академической живописи дают возможность осмысливать новые цветовые ощущения и представления. Время от времени художник должен становиться прилежным учеником, если не желает отставать в развитии, и живописные навыки, полученные в начале учебы, будут служить ему всю творческую жизнь.
На протяжении всего обучения ученики усваивают все основные разделы цветоведения, которые используются на уроках живописи. Помимо практических занятий и работы над постановками, применяются методы наблюдения, анализа и копирования картин художников, беседы с детьми, анализ работ учащихся.
Таким образом, учащиеся не только изображают материал в цвете, но и выражают свое эстетическое отношение к окружающему миру, проявляя индивидуальное цветоощущение.
На нашем художественном отделении все ученики талантливые, старательные и творческие дети. И даже когда приходит пора расставаться, я знаю, что занятия для ребят не прошли даром,. Пусть они не выберут делом жизни живопись, но они вырастут образованными людьми, которым не чуждо чувство прекрасного, умение разбираться в творчестве великих художников, находить в мелочах радость, быть духовно богаче. Разве этого мало?
/Волочаева Ирина Петровна, преподаватель высшей категории художественного отделения Медвежье- Озерской детской школы искусств/ 02/12/22-НПС