02/11 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|Аннотация: в данной статье приводится обоснование важности раннего развития детей в дошкольной образовательной организации, дан анализ процесса моделирования раннего развития детей.
Ключевые слова: моделирование, раннее развитие, дошкольное образование.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве [2].
Дошкольное образовательное организация – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы [1].
Процесс раннего развития детей в условиях детского сада всегда был целенаправленным и системным, однако, сегодня время новых вызовов, время конструировать новые модели образования.
Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса [3]. Моделирование – это процесс построения модели объекта и исследования его свойств путем исследования модели.
Структурными компонентами модели являются целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический, результативный и прогностический компоненты.
Целевой компонент определяет основной замысел реализации модели, ее цель, состоящую в организации раннего развития детей в дошкольной образовательной организации.
Содержательный компонент предусматривает организацию работы по формированию системы взаимодействия педагогов и других специалистов с родителями, воспитывающими детей раннего возраста.
Организационно-деятельностный компонент раскрывает механизм реализации содержательного компонента. Данный механизм представляет систему взаимодействия субъектов «семья — ребенок», «специалист — семья», «специалист — ребенок», «специалист — специалист».
Оценочно-аналитический компонент предложенной модели сопровождения предусматривает анализ результатов педагогического обследования детей раннего возраста.
Прогностический компонент показывает возможные пути и перспективы реализации модели, в том числе обобщение и распространение методик и моделей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста.
Результативный компонент модели отражает полученные результаты реализации модели. Предложенный вид сопровождения призван помочь оптимальному развитию ребенка и последующей успешной адаптации его в социуме.
Новая модель раннего развития детей в дошкольной образовательной организации предусматривает создание культуры исследований путем применения научного обоснования и интеграции исследовательской деятельности в ежедневную работу детского сада:
1) на уровне педагогов — рефлексия о своей работе, чек-листы, мониторинг качества и индивидуального прогресса детей;
2) на уровне дошкольной организации — проведение самооценки, проведение учеными исследований в дошкольных организациях с получением согласия на участие в исследовании детей от родителей и от самих детей.
Ожидаемыми результатами реализации предложенной модели являются следующие изменения: рост внимания специалистов к вопросам воспитания детей раннего возраста; рост количества исследований, посвященных проблемам воспитания и обучения детей раннего возраста, рост консультационных пунктов по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста для родителей, чьи дети (в том числе дети 1-2 лет) не посещают дошкольные организации; повышение уровня педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей раннего возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. — М.: Аркти. – 2016 г.
2. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2016 г.
3. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии 10-11 классы», 2016 г.
/Галиева Светлана Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, mrsgalieva@yandex.ru/ /Рысбаева Назкен Рыстыбаевна магистрант Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета, Пермь, Россия rysbaieva70@mail.ru/ 02/11/21-НПС