02/09 Теория развивающего обучения в воспитательном процессе обучающихся класса фортепиано
|В современных условиях, при большой загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой — педагогикой и психологией.
Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика, к его интеллекту, — это основные методы воздействия при обучении игре на любом инструменте, в том числе игре на фортепиано.
Приемы обучения: словесные пояснения педагога и исполнительский показ. Наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя традиционные методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения.
Применительно к работе в классе фортепиано, это означает продумывание педагогом путей для максимальной активации и самостоятельности учащихся в решении тех или иных технических и художественных задач, которые перед ним возникают. Это — поощрение его творческой инициативы.
Обучение фортепианной игре – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся.
Необходимым его элементом является воспитательная работа, которая сводится к следующим основным направлениям:
- Воспитание мировоззрения и моральных качеств ученика;
- Воспитание воли и характера;
- Воспитание эстетических вкусов и любви к музыке;
- Воспитание интереса и любви к работе за инструментом;
- Забота о здоровье и физическом развитии ученика.
Педагог по специальности должен быть для ученика, в первую очередь, учителем Музыки, а уже потом учителем фортепианной игры. Он призван научить ученика любить и понимать музыку, самостоятельно мыслить, работать, добиваться поставленной цели.
Характеристика учащегося – это документ, в котором дается оценка деловых и моральных качеств человека. Есть характеристики производственные, аттестационные, для поступления в учебные заведения.
В музыкальной школе пишутся характеристики как результат, по прошествии учебного года и заполняются в индивидуальных планах ученика. А также по окончанию обучения пишется краткая характеристика, в которой указывается уровень музыкальных способностей, деловые и человеческие качества, работоспособность, отношения к занятиям, результативность обучения в школе.
Основными составляющими характеристики ученика являются:
- Музыкальные способности
- Музыкальный слух
- Чувство ритма
- Музыкальная память
- Исполнительские данные
- Эмоциональность
- Музыкальность
- Техничность
- Эстрадные данные
- Исполнительские навыки
- Сценическая свобода
- Владение инструментом
- Психическая организация
- Отношение к учебному процессу
- Качество домашней работы
- Самостоятельность
- Контроль родителей
- Работоспособность
- Работа на уроке
- Восприятие указаний учителя
- Активность
- Инициативность
- Внимательность
- Успеваемость
- Выполнение учебного плана
- Выполнение репертуарного плана
- Трудоспособность
- Участие в концертах
- Участие в конкурсах
- Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению
Характеристика – это важный документ, который позволяет сформировать представление о личных качествах учащегося, его трудности в обучении, оценить и отметить его достоинства, что имеет важное значение в выборе дальнейшего репертуара, с учётом индивидуальности каждого ученика.
Каждый педагог должен разумно сочетать в своей практической деятельности различные методы и приемы обучения, используя к ребёнку индивидуальный подход.
/Климова Людмила Федоровна, преподаватель по классу фортепиано МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ e-mail: shel_dshi_medoz@mosreg.ru/ 02/09/23-ПМ