02/06 ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ
|Аннотация. Публикация содержит наиболее актуальные в современном образовании примеры использования технологий и методов, которые формируют активную и самостоятельную позицию учащихся в процессе обучения и направлены на развитие их познавательной активности. Этому способствует введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Ключевые слова: проект; исследование; коммуникация; музей.
В современном мире универсальные умения и навыки исследовательского поиска и последующей разработки оригинальных концепций необходимы не только научным работникам – это необходимо любому человеку. Исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности, по сути – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к такой жизни, обучение его в атмосфере проектно-исследовательского поиска становится
важнейшей задачей современного образования.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Проект (латин. «projectus») – «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта: а) совокупность документов для создания изделия; б) предварительный текст документа; в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектирование – процесс создания проекта.
Исследовательское поведение – один из важнейших факторов получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике существует специальный термин – «исследовательское обучение». Исследовательское обучение (М.В. Кларин) – это обучение, при котором ребёнок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти решения, исходя из данных, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения.
Исследовательское обучение наиболее применимо к такой отрасли как музейная педагогика, цель которой – эстетическое и творческое развитие личности в рамках диалога культур.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Разработка основ музейной коммуникации предполагает утверждение специфики образовательно-воспитательного воздействия музея, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых
воздействие оказывается максимальным и результативным.
Музейная коммуникация тесно связывается с музейной педагогикой, наукой, которая позволяет комплексно рассмотреть возможности диалогового взаимодействия музея и его аудитории. Гуманитарный, диалоговый стиль поведения в музее имеет некую «технологическую» основу. Чтобы вступить в диалог, который через пространство и время ведут с ребенком люди, овеществившие свои мысли, идеи, чувства, опыт, сомнения в том или ином художественном произведении, предмете быта, техническом открытии, архитектурном сооружении, ему нужно как минимум:
- иметь желание и мотивы для общения;
- понимать язык, на котором говорит с ним История, Культура, Время;
- уметь слышать и чувствовать, то, о чем безмолвно рассказывают
экспонаты и то, что озвучивает музейный экскурсовод; - быть способным внутренне откликнуться на новую информацию.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Одной из технологий обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Одно из направлений деятельности музея – Экспозиционное (оформительское). Над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
- разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели
и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики
будущей экспозиции; - разработка архитектурно-художественного решения экспозиции.
Разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов. После утверждения проекта приступают к монтажу экспозиции. В ситуации, когда, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, в художественной школе на занятиях по истории искусств можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на занятиях по дизайну – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на занятиях прикладной композиции – изготавливать его макеты; на занятиях компьютерным дизайном заниматься оформлением экспозиции.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся формируется из таких видов как:
- проектная деятельность на уроках в школе;
- межпредметные проекты;
- участие в социальных и общественных проектах в рамках внеурочной
деятельности; - международные проекты в рамках партнерства школ.
В процессе проектно-исследовательской деятельности у учащихся
формируются следующие навыки: - наблюдение;
- планирование научного исследования;
- получение и представление данных;
- объяснение результатов.
Содержание должно преподаваться посредством навыков проектного
исследования. В процессе проектно-исследовательской работы уучащихся
формируются следующие умения: - умение организовать свою работу (организационные);
- умение работать с рекомендованной литературой;
- умение самостоятельно сопоставлять понятия и явления;
- умение делать собственные выводы, определяя верность или
ложность того или иного понятия; - умение четко излагать свои мысли.
Модели образования средствами музейной педагогики решают важнейшую задачу приобщения подрастающего поколения к музейным ценностям, позволяют выделить следующие позитивные факторы:
- учащиеся приобретают навыки визуального мышления;
- получают умение и опыт эстетического восприятия и развивают
творческие начала; - овладевают навыками музейной культуры;
- получают новые знания и стимулы к обучению;
- осознают потребность самореализации в мире культуры.
Список использованной литературы
- Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников / Н.М. Белянкова // Начальная школа. — 2011.— No9. — С.62–64
- Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления / Е. Долгих // Директор школы. — 2008. — No2. — С.82–84
- Мандебура, Е. П. Музейно-педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов / Е.П. Мандебура // Начальная школа. — 2010. — No3. — С.104–107
- Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. — 2007. — No — С.30–31
- Харитонова, А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников / А.А. Харитонова // Начальная школа плюс до и после. — No3. — С.73–77
/Жомов Сергей Викторович, преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ sergwik-z@yandex.ru 02/06/22-НПС