02/03 Воспитание патриотизма средствами культурного наследия малой Родины
|Аннотация. Статья рассказывает об интеграции форм работы Центра патриотического воспитания МУ ДО ДДЮТ городского округа Люберцы по формированию нравственно-патриотического воспитания детей и подростков посредством художественного образования и изучения культурного наследия малой Родины, о создании естественной культурно – творческой среды, способствующей раскрытию и развитию способностей и талантов воспитанников.
Ключевые слова: естественная культурно-творческая среда, нравственно-патриотическое воспитание, воспитательно-образовательная практика.
В современном стремительном ритме жизни дополнительное образование призвано помочь нашим детям и подросткам сделать выбор творческих объединений для проведения досуга и повышения своего творческо-интеллектуального уровня. Учитывая высокую скорость информационных потоков, коммуникативных технологий и появление новых профессий к педагогам дополнительного образования предъявляется креативный подход к образовательно-воспитательному процессу и созданию социокультурной и творческой среды для самореализации личности, где нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков представляет важную составляющую. Система дополнительного образования также успешно закладывает основу художественного образования и эстетического воспитания. Так в Проекте « Концепции модернизации дополнительного образования до 2030 года» рекомендуется существенно пересмотреть комплекс дополнительных программ художественного профиля и обновить их, учитывая «Атлас новых профессий».
Представлю только часть основной работы муниципального учреждения дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества городского округа Люберцы, который имеет интересную 75-летнюю историю художественного образования и богатую воспитательно- образовательную практику. Главной целью деятельности нашей организации является формирование социально-активной и патриотичной личности посредством художественного образования, эстетического воспитания, изучением исторического краеведения своей малой Родины и сохранением лучших традиций народов нашего Отечества. Для совершенствования своей деятельности педагоги используют развивающие программы разного уровня и совершенствуют подходы к дополнительному художественному образованию и эстетическому воспитанию c использованием цифровых, здоровьесберегающих и инновационных технологий. Во Дворце работают десятки творческих объединений и студий художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной, технической и других направлений.
На занятиях педагоги помогают нашим воспитанникам увидеть красоту и выразительность окружающего мира посредством произведений музыки, изобразительного и театрального искусства. Многих детей и подростков так увлекает весь творческий процесс обучения и воспитания, что порой подростки окончательно определяют выбор профессии и свое дальнейшее профессиональное образование. С созданием Центра патриотического воспитания активизировалась работа по гражданско-патриотическому воспитанию посредством исторического краеведения и изучения культурного наследия малой Родины. Автор этой статьи создала Музей Великой Отечественной войны «Дорогами войны – дорогами побед» в Культурном Центре «Дом офицеров» города Люберцы, который для многих мероприятий создает особую обстановку тех давних событий и фактов, историко-культурную среду военных лет. При этом мы используем многообразные формы работы:
— пешеходные экскурсии к историко-архитектурным или природным объектам города, округа;
— тематические экскурсии в Музее Великой Отечественной войны «Дорогами войны – дорогами побед», в краеведческом музее или картинной галерее городского округа, где воспитанники знакомятся с удивительными работами местных, областных и зарубежных художников и дизайнеров;
— организация и проведение выездных экскурсий и автопробегов по местам боевой Славы ( по Подмосковью, городам России и Республики Беларусь) с обязательным сбором краеведческих материалов, интервью и фото и видеоматериалов;
— дискуссии и итоговые тематические занятия прикладного творчества, где дети делают подарки для ветеранов и почетных гостей будущих мероприятий, с дальнейшим оформлением выставок художественного творчества или презентаций Проектов;
— подготовка и проведение концертных программ, посвященных Дням воинской славы и памятным Дням России. Как правило наши педагоги уделяют особое внимание созданию творческих условий для развития индивидуальных талантов у наиболее одаренных детей, которые в дальнейшем готовятся продолжить культурно-художественное образование в средних специальных и высших учебных заведениях. В процессе повседневной работы , участия в муниципальных и областных Конкурсах , Фестивалях, концертных и театральных мероприятиях мотивируем воспитанников на творческие инициативы в проведении дискуссий и представления исследовательских тематических Проектов по краеведению, в которых еще ярче проявляются коммуникативные и творческие возможности наших воспитанников. Так в процессе подготовки, репетиций и реализации плановых мероприятий рождаются у них новые идеи в проведении будущих мероприятий и творческих Проектов: рождаются идеи глубже изучать истории национальных костюмов, фольклорных произведений прошлых веков, истории музыкальных произведений или истории названий улиц, судьбы интересных людей городского округа Люберцы и их произведения искусства.
Успехом эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию является творческая интеграция сразу нескольких объединений разных направлений нашего Дворца. Интересно то, что в процессе подготовки исследовательской работы или творческого Проекта складываются творческие группы, где дети, увлеченные исторической темой Проекта, допустим, «В войне было место подвигу и песне…», интегрируют сразу несколько художественных направлений: библиографическое, историко-краеведческое, музыкальное . При этом возникает необходимость сотрудничать с детской центральной библиотекой «Бригантина» и Центральной библиотекой им Сергея Есенина, с музеями ( историко-краеведческого и художественного профиля), с общественными организациями городского округа Люберцы и Московской области. В процессе системной работы активизируем культурно-историческую преемственность поколений в чем помогают живые встречи с ветеранами и интересными людьми (участниками Великой Отечественной войны или краеведами, писателями или художниками). В этом деле помогает Музей Великой Отечественной войны как естественное развивающее пространство, где организуем и проводим мероприятия под рубриками «Диалоги поколений» и «Диалоги с Героями», «Исторические часы», приуроченные ко Дням Воинской славы и тематические экскурсии. Здесь искренне проявляются чувства сострадания и гордости, сопричастности к тем героическим событиям и людям, защищавших наше Отечество, ответственности за настоящее и будущее! В Музее Великой Отечественной войны такие мероприятия реально формируют правдивые взгляды на исторические события и подвиги народа, позволяют правильно осмыслить историю малой и большой Родины. По отзывам родителей тех детей, с которыми мы занимаемся , они становятся намного добрее, уважительнее и позитивнее, заметно их стремление на добрые и творческие инициативы! И такие отзывы родителей и учителей общеобразовательных организаций являются своеобразным результатом нашей работы! Возрождаем традицию объединения «Школы юного экскурсовода», где обучающиеся постигают компетенции профессии экскурсовода. Обучающиеся этого объединения понимают универсальность этой профессии и творчески подходят к подготовке и проведению тематических экскурсий, гармонично и последовательно интегрируя знания краеведения и географии, истории и художественной литературы, мировой художественной культуры и этики. Таким образом и в нашем объединении «Школа юного экскурсовода», который возглавляет автор статьи, формируются элементарные знания, умения и навыки профессии экскурсовода. А значит и при этом формируются основы нравственно-патриотического и эстетического воспитания.
Результатом и этой работы являются благодарные и положительные отзывы учителей, педагогов, обучающихся о возрождении работы такого творческого объединения.
Процесс дальнейшего совершенствования методов и форм работы с нашими воспитанниками, обновление развивающих Программ всех уровней, эффективная интеграция творческого потенциала педагогов нашего учреждения, учитывая особенности наших детей, подростков и современные требования к дополнительному образованию, позволят нам быть более успешными, иметь отличные воспитательные результаты, но самое главное – рядом с нами будут социально-адаптированные, творческие и милосердные воспитанники, которые смогут быть достойными гражданами своей Родины!
Используемая литература:
— «Концепция развития дополнительного образования детей»
— Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-Р:
/Поликарпова О.П. педагог-организатор МУДО ДДЮТ гор окр Люберцы, Моск.обл./ 03/03/22-НПС