02/01 Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях фольклорного отделения ДШИ
|В трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, есть «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы», в которой есть: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. В необходимых умениях включено:
«Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей
избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы».
Как это выполняется мною в классе фольклорного отделения?
Наши занятия построены на различных видах учебнойдеятельности — это музыкально-ритмические упражнения с распевками под аккомпанемент концертмейстера, использование шумовых инструментов, подключение сценических движений – это традиционные формы, основа, база, но на определённом этапе мы переходим к просмотру и прослушиванию изучаемого или аналогичного музыкального материала в интернете (электронные гаджеты, ноутбук). В этот момент идёт активное обсуждение с постановкой вопросов перед учащимися: чем заинтересовало выступление, что можно взять для себя в исполнении? Особое внимание уделяется слуховому восприятию произведения в исполнении певца, фольклорного ансамбля, народного хора. Учу детей вслушиваться в музыкальную ткань с целью выявления красок тембра, отличительных особенностей и манеры исполнения певца в стиле исполняемого произведения, а также обращаю внимание на культуру поведения исполнителя на сцене и пр.
При распределении ролей в концертном номере решаются и воспитательные задачи. Важность проявления уважения к товарищу: один играет, а другой поет в ансамбле и почему нельзя музицировать каждому по себе? Без технических средств такая работа не доступна в классе. В последнее время чаще обращаюсь к интернету, где размещены полезные, учебные видеоматериалы фольклорных коллективов. Отбираю для работы наиболее ценные образцы, с целью постепенного ввода находок коллег в репертуар своего коллектива (использую в соответствии с психофизиологическими особенностями каждого своего ребенка). Нельзя допускать формального просмотра видеоматериала. При повторных просмотрах распределяются роли: певец, запевала, солист, ансамбль, танцор, ансамбль шумовых инструментов. Благодаря глубокому анализу, выявляются возможности внутри нашего коллектива для того, чтобы наиболее ярко раскрыть возможности и особенности каждого ребенка. После такой интеллектуальной и творческой проработки песенного материала за несколько репетиций кристаллизуется замысел произведений, тем самым повышается общий уровень подготовки детей в жанре фольклорного творчества.
Дополнением для самостоятельной работы детям мною предлагается просмотр выпусков рейтинговых программ по телевидению: «Голос. Дети», «Страна талантов», «Привет, Андрей» (субботний выпуск по 2-ому каналу), «Ты — супер» по НТВ, с дальнейшим обсуждением на уроке.
Уверена в том, что если мы хотим достичь результата и быть в контексте времени, то необходимо применять различного рода современные средства в учебном процессе.
Важнейшим моментом в моей работе является контакт с родителями, их заинтересованность в учебном процессе, без чего невозможен творческий рост воспитанников. Поэтому с родителями поддерживается постоянная переписка, личные беседы, рекомендации, предложения по каждому ребенку индивидуально. Родители, общаясь со мной, интересуются репертуаром, успехами и задачами коллектива. В созданной мной группе я размещаю не только достижения: Дипломы, Благодарственные письма, полученные коллективом, записи с конкурсных и концертных выступлений, но и репетиционные моменты для того, чтобы дома родители и дети могли вместе их просмотреть, обсудить достоинства или недостатки исполнения музыкального произведения, сценических движений, сделать правильные выводы каждый для себя.
Быть всегда на связи — это большой плюс современных гаджетов, ставших такими необходимыми в организации образовательной и воспитательной работы преподавателя детской школы искусств художественной направленности.
/Казимирская Надежда Алексеевна, преподаватель фольклорного отделения МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, shel_dshi_medoz@mosreg.ru/ 02/01/23-НПС