Ежемесячный дайджест 10 (12) 2024
|Здравствуйте друзья!
Представляем вашему вниманию октябрьский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования»
СТАТЬИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
01/10/24-НПС ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШИРОКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА)
/Павлов Александр Константинович — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент, академик МАНЭБ,заведующий кафедрой педагогики КИРО г. Петрозаводска/
Теория и практика адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения — одного из педагогических направлений в подготовке выпускников образовательных организаций, создающего предпосылки для благоприятного комплексного решения задач, стоящих перед педагогической наукой и образовательной практикой в современных условиях. Методология гарантий качества в современном образовании требует представления его как психолого- педагогической проблемы, где усилия учёных и педагогов-практиков направлены на создание предпосылок обеспечения целенаправленности, системности и индивидуализации обучения и на этой основе повышения самостоятельности и активности обучающихся.
Таким образом, адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, — это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающих сочетание приёмов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска.
Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения — это специально созданная система специфических приёмов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и под руководством педагога учился применять их на практике, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу. В то же время адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, представляет собой специально созданную систему специфических приёмов и методов, позволяющих порциально формировать свои знания и умения. Объединение технологий модульного и проблемного обучения в адаптивно-развивающем аспекте даёт возможность по-иному решать задачи в современных условиях подготовки выпускников образовательных организаций.
Методологической основой данной работы, посвящённой теории и практике адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения, выступает диалектико-материалистический, системн-деятельностный, комплексный подход к анализу и оценке современной действительности. Именно с этих позиций оцениваются адаптивно-развивающие и личностно-ориентированные теории педагогики, и в то же время в них выделяется то рациональное, что при развитии и трансформации может лечь в основу плодотворной идеи. В связи с этим отбрасывается неуправляемость в теории и практике обучения и принимается идея активного участия обучающегося в педагогическом процессе; принимая идею адаптивно-развивающего аспекта педагогики, целенаправленного развития умений и навыков, практикуется фрагментарность предоставляемых знаний. Наиболее перспективной для нас является теория поэтапного формирования умственных действий, созданная психологом П. Я. Гальпериным и развитая Н. Е. Талызиной.
Большое значение для построения теории и отработки практики адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения имели предложения В. Л. Беспалько, его концепции последовательности формирования опыта человека, совокупность алгоритмов функционирования и управления. Адаптивно-развивающая теория и практика педагогической технологии проблемно-модульного обучения, базирующаяся на системе её специфических принципов, коррелирует с общедидактическими проблемами.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/10/24-НПС ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.Ф.ОЙСТРАХА
/Осыковская Т.А. — преподаватель по классу скрипки, МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
Творчество Давида Федоровича Ойстраха является одним из высших достижений в советском скрипичном искусстве. Его поразительное инструментальное мастерство, философская глубина и масштабность интерпретации, чуткость ко всему новому соединялись с увлечением педагогической работой, особой заботой о передаче своего гигантского опыта новому поколению скрипачей. Его умение видеть в каждом ученике задатки самобытного дарования, тщательно и планомерно, с большим педагогическим тактом развивать их, позволило воспитать замечательных исполнителей и педагогов, продолжающих ныне его традиции.
Ойстрахом была создана оригинальная педагогическая система, которая была неотделима от его мастерства исполнителя, тех принципов, которыми он руководствовался в своей деятельности великого интерпретатора, одного из ведущих мастеров мира. Д. Ф. Ойстрах во многом сумел синтезировать наиболее прогрессивные методы советской скрипичной педагогики, органично соединить их с предельно точно понимаемыми им задачами артистической практики.
Однако система эта не была вторичной в содержательном плане, не шла только вслед за его находками и поисками в области исполнительства или за известными достижениями других педагогов. Она была во многом самостоятельной, в чем-то даже первичной, дававшей богатый материал и для интерпретации, понимания скрытых закономерностей исполнительского процесса, и для дальнейшего расцвета педагогической мысли.
В педагогической системе Д. Ф. Ойстраха во многом можно отыскать необходимый ключ к решению сложнейших проблем, стоящих и ныне перед скрипичной педагогикой. Ойстрах сам считал свою педагогическую деятельность непосредственным продолжением исполнительской, органично с нею связанной как прямыми, так и косвенными связями. Он правомерно полагал, что педагогика — уникальная «творческая лаборатория», где индивидуальный опыт артиста приобретает более обобщенный характер, где на сложные вопросы интерпретации, выразительности, технологии находятся в совместном поиске необходимые, зачастую неожиданные, оригинальные ответы. «Порой видишь,— писал он,— как твой ученик интуитивно или сознательно решает ту задачу, над которой тебе не раз приходилось задумываться. Так постепенно суммируется новый опыт, и, в конечном итоге, это благотворно влияет на собственное исполнительское искусство. Уровень наших молодых скрипачей настолько высок, что постоянное общение с ними уже как-то поднимает самого себя… Я убежден в том, что если мое исполнение, начиная с 1934 года, становилось зрелей, то в этом большую роль играла и педагогическая деятельность». Естественно, что достижения мастера в исполнительском искусстве, эволюция его творчества самым непосредственным образом сказывались и на росте его педагогического мастерства. В другой статье он отмечал: «Положительные моменты в игре учеников, их успехи, или, наоборот, отрицательные моменты их исполнения, трудности, с которыми они встречаются, у внимательного педагога оставляют полезный след: замечаешь у учеников то, что пропускаешь у себя. Ученические ошибки — серьезное предупреждение, ученические достижения заставляют работать фантазию».
Давид Федорович не оставил специальных методических трудов. Его мысли о скрипичной педагогике, отдельные конкретные замечания разбросаны в многочисленных статьях, интервью, запечатлены в редакциях скрипичных сочинений, игре его учеников, их воспоминаниях о занятиях с выдающимся мастером. Однако многое еще осталось незафиксированным, хранится в памяти его учеников, частично осталось в переписке, зарубежных материалах.
Этот ценнейший материал, помогающий дальнейшему развитию исполнительской школы, углубляющий наши знания о путях развития исполнителя, раскрытии его индивидуальных способностей, способов и методов развития различных сторон скрипичной выразительности и технологии, должен быть тщательно собран, обобщен, проанализирован. О педагогической системе, школе Д. Ф. Ойстраха должна быть создана самостоятельная книга, в которой его новаторские педагогические принципы, конкретные методы воспитания исполнительского мышления ученика, развития его виртуозного мастерства и артистических качеств получили бы всестороннее освещение и стали достоянием всех педагогов.
В данной работе мной сделана попытка очертить основные грани подхода Д. Ф. Ойстраха к вопросам обучения скрипача, формирования тех профессиональных качеств, которые он считал самыми главными и первоочередными, на которые обращал особое внимание в своей практической работе.
Педагогическая система Ойстраха во многом отлична от других аналогичных, сложившихся в практике работы таких замечательных педагогов, как А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич, Л. Б. Коган. Его система отражает не только огромный опыт скрипача-интерпретатора, но и уникальные человеческие качества, его высокий интеллект, этическое начало, открытость сердца, огромную эрудицию, непрерывное стремление к совершенствованию.
«Я ничему не могу научить ученика, но вместе с ним мы можем многому научиться, вместе пойти вперед. Но я всегда помню, что ученик должен превзойти своего учителя, пойти дальше его. Это — самое трудное в педагогическом деле». Данные слова как нельзя более точно отражали его подход к преподаванию как двустороннему процессу, где особая ответственность падает на педагога, особенно если он — крупнейший исполнитель, во многом «законодатель» современного стиля игры.
Д. Ф. Ойстрах призывал студентов к всестороннему развитию своего таланта, раскрытию личностных качеств, широкому под ходу к искусству. Он призывал: «Очень важно уметь слушать музыку во всей совокупности». И сам он стремился к тому, чтобы охватить всесторонне область любимого дела — не только как исполнитель-солист, но и как ансамблист, дирижер, педагог. Но увлечения Ойстраха не сводились только к музыке. Он любил литературу и театр, хорошо разбирался в живописи, блестяще играл в шахматы. Но все это было на втором плане. Он цитировал слова И. П. Павлова о том, что наука требует от человека всей его жизни, большого напряжения и великой страсти. Этого же он требовал он от своих учеников, эти требования предъявлял и к себе, в том числе и как к педагогу. Доказательством служит поразительная эволюция его стиля, продолжавшаяся до конца жизни.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
03/10/24-НПС Организационно-методическая деятельность по развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования
/Забельская Татьяна Викторовна — методист МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев/
Аннотация: в статье представлены направления методической работы по развитию детской одаренности в условиях МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев.
Ключевые слова: одаренность, модель развития, воспитательный процесс, образовательная деятельность.
Проблема одаренности детей находится в центре пристального внимания ученых, педагогов, психологов и многих других специалистов. Данная проблема содержит в себе целый ряд аспектов: психолого-педагогический, методический, организационный, социальный и др.
Вклад в развитие теории одаренности, определение принципов практической работы с одаренными детьми внесли многие отечественные ученые. Фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития исследовали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В. А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др. [1].
Большой вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли также Л.А. Венгер, Э.А.Голубева, Н.В. Гончаренко, В.Н.Дружинин, С.А.Изюмова, А.А.Мелик-Пашаев, М.А. Холодная, В.Э.Чудновский.
Важные методологические вопросы, связанные с целостным подходом к проблеме одаренности с учетом ее личностных составляющих, поставлены учеными А.К. Байметовым, Ю.З.Гильбух, Н.С.Лейтесом В.С.Юркевич [4].
Анализ исследований проблемы одаренности, отечественного и зарубежного опыта обучения одаренных детей, организационных сторон работы с ними дает возможность определить направления деятельности, которые позволяли бы талантливому человеку свободно проявлять свои способности и развиваться как уникальной личности.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях.
Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре дополнительного образования, остаются слабо изученными. Недостаточно разработаны вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий и др. Работа педагогов с одаренными детьми свидетельствует о возникающих педагогических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов работы, а также недостаточным числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми [3].
Исходя из того, что дополнительное образование — это сфера свободного выбора деятельности ребенком, которая выражается в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и предоставляет возможность самореализации, культурной и социальной адаптации. Нами, дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, имеющий потенциал свободного времени ребенка, сферу, где ребенок может реализовать свое право на свободный выбор. Именно такая модель свободного выбора и развития реализуется в Центре развития творчества детей и юношества г.о. Королев Московской области. Приоритетной задачей воспитательно-образовательной деятельности Центра по выявлению и сопровождению одаренных детей является создание оптимальных условий для развития личности одаренного ребенка, формирование способности к самореализации и самоопределению.
Принципами организации образовательного процесса являются: признание ценности и самоценности личности; признание уникальности личности; приоритет личностного развития; ориентация на зону ближайшего развития ребенка; субъектность учебно-воспитательного процесса [2]. На основе данных принципов, и существующих на сегодняшний день моделей обучения («свободная модель», «личностная модель», «развивающая модель» и др.) нами была разработана методическая модель работы с одаренными детьми в ЦРТДиЮ. Данная модель в системе дополнительного образования предполагает безбарьерное развитие одаренного ребенка в любой выбранной им образовательной сфере деятельности. Тем не менее, разработанная модель не исключает комплексного применения существующих образовательных моделей в системе дополнительного образования, так как может обеспечить воспитаннику ЦРТДиЮ возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.
На основе выбранной методологической основы разработанная модель состоит из следующих взаимосвязанных блоков:
— целевой,
— диагностический,
— содержательный,
а также выполняемые функции, соответствующие блокам:
оценочная, деятельностная и регулятивная.
Целевой блок определяет цель, на основе социального заказа.
Диагностический блок — мониторинг познавательного, поведенческого и личностного развития с последующим систематическим наблюдением и психолого – педагогическим обследованием учащегося с целью изучения динамики развития одаренности.
Содержательный блок – деятельностная функция по следующим напралениям:
• экспертному оцениванию поведения детей педагогами, родителями, специалистами;
• проведение занятий, мастер — классов с участием заслуженных деятелей, имеющих высокий статус признания в определенном виде деятельности;
• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований и т.п.;
Реализация разработанной образовательной модели обучения предполагает использование рабочих программ, которые должны отвечать следующим требованиям:
— включать широкие но своему смыслу и направленности темы и проблемы, позволяющие учитывать разнообразие интересов детей;
— использовать междисциплинарный и интегративный подходы, расширяющие и углубляющие знания, стимулирующие стремление одаренного ребенка к обобщениям, систематизации, классификации;
— включать в программы обучения проблемы «открытого типа», позволяющие организовать диалоговое и проблемное обучение, применять исследовательские методы, приемы логики т.д. Кроме того, программы для одаренных детей должны поддерживать и развивать самостоятельность в учении, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса, предусматривать использование разнообразных источников информации, способствовать развитию самопознания и пр.
Изучение различных аспектов проблемы организационно- методической деятельности по развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования позволило нам сделать вывод о том, что «одаренность» является системным понятием, включающим в себя высокий уровень развития который обеспечивается выраженной познавательной активностью и эффективной саморегуляцией учащегося. В связи с этим процесс выявления детей для специального обучения должен носить комплексный характер.
В связи с этим была разработана модель развития одаренных детей, реализующаяся при следующих условиях:
— индивидуализация процесса обучения, основой которой является учет повышенных творческих способностей учащихся;
— активизация позиции учащихся по отношению к своей учебной деятельности через формирование у них навыков самоорганизации и индивидуального стиля учения;
— организация воспитательных воздействий, способствующих формированию зрелой, творческой личности;
— включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов.
Реализация данных условий позволяет нам успешно организовать учебно — воспитательный процесс с одаренными детьми, и правильно организовать педагогическую поддержку для каждого участника образовательного пространства.
Литература:
1. Жигайлов A.B. Организационно — педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного образования: Автореф. дис. канд.пед.наук. Ставрополь , 2001 — с 22.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. 368С.
3. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности. // Образование. № 1, 2000 г. стр. 97115-118.
4. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие, диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., Наука 1991.-c.7-21.
ССЫЛКА НА ТЕКСТ
04/10/24-НПС Формирование творческих способностей подростков средствами театральной импровизации
/Игнатенко Андрей Михайлович — заместитель директора, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества». ignatenko.andrey.92@mail.ru/
Аннотация: статья посвящена исследованию эффективности применения театральной импровизации как средства формирования творческих способностей подростков. Цель статьи – проанализировать возможности театральной импровизации, как способа поддержки и стимуляции творческих способностей подростков. В статье рассматриваются проблемы формирования творческих способностей и преимущества театральной импровизации как метода обучения театральной педагогики. Определено понятие театральной импровизации, а также выявлены её основные принципы: командное единство, свобода от боязни ошибок, спонтанность, предложение и принятие идеи, обращение к собственному опыту, рефлексия и инициативность. Театральная импровизация является одним из лучших способов развития творческих способностей подростков, а приобретённые во время занятий театральной импровизацией творческие навыки и умения, находят применение в различных областях жизни подростка, помогая лучше приспосабливаться к социуму.
Ключевые слова: театральная импровизация, подростки, театральная педагогика, театральные принципы, творческие способности.
Формированию творческих способностей во все периоды существования отечественной педагогики уделялось особое внимание. И этот интерес легко объясняется тем, что творческие люди во все времена являлись движущей силой развития науки, искусства, образования и в целом способствовали развитию государства и его ценностей. Несмотря на то, что в современном мире существует тенденция к развитию вычислительных и информационных технологий, интерес к развитию у детей креативности не потерял своей актуальности, а даже попал под более пристальное внимание педагогов и психологов.
Нормативно-правовая основа современных школ, которая базируется на Конституции Российской федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и Концепции федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, сформировала четкий образ будущего выпускника или иными словами, концепцию идеального результата образовательного процесса. И одним из ключевых элементов этой концепции, является «готовность и способность выпускника мыслить творчески, находить нестандартные решения и проявлять инициативу» [3]. Данное требование или «ожидание» диктуется неуклонно повышающимся уровнем образования по всему миру, и потому соответствие стандартам современных школ и требований со стороны общества становится краеугольным камнем формирования будущего общества.
И чтобы соответствовать модели современного выпускника, мы считаем, что формирование творческих способностей должно являться одним из главных видов деятельности на протяжении всего подросткового возраста, который можно охарактеризовать, как: возраст наиболее чувствительный к формированию социальных установок, морально-нравственных качеств, самоопределения, повышенного интереса к собственной личности, рефлексии. В перспективе, желание самопознания и самосовершенствования, должно стать важным инструментом для успешной адаптации и самореализации подростков. Но на практике формирование творческих способностей подростков сталкивается с рядом препятствующих факторов.
Над проблемами формирования творческих способностей подростков работали такие выдающиеся деятели педагогики и психологии, как: A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.П. Волков, Б.И. Коротяев, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Хуторской, B.C. Шубинский и др.
Например, Л. С. Выготский утверждает, что отправной точкой для развития креативности является проблема, которую невозможно решить с помощью стандартных подходов. Для детей любого возраста творчество — это способ познания мира, поскольку они активно познают себя, исследуют окружающую реальность и общество [1, С. 35].
Различность подходов и методов такого количества уважаемых отечественных ученых доказывает высокое значение стимулирования и поддержки творческих способностей. Из множества научных взглядов, мы можем выделить следующие основные проблемы препятствующие развитию творческих способностей подростков: противоречие между стремлением к социальной маскировке и желанием выделиться, ситуативные факторы (стресс, тревожность, стремление быстро решать сложности), личностные факторы (конформизм, нерешительность, эмоциональная подавленность, отсутствие склонности к поиску и риску, страх неудачи, отсутствие стремления к успеху).
И именно выявление проблем поспособствовало появлению и развитию как отдельно взятых методов и технологий, так и универсальных инструментов развития креативности подростков.
Среди многообразия универсальных средств мы хотели бы выделить несколько ключевых: организация досуга, решение творческих задач, эстетическая деятельность, творческие объединения по направлениям искусств. И, на наш взгляд, одним из самых эффективных для развития творческих способностей, является театральное искусство, а в частности – театральная импровизация.
В театральном искусстве и театральной педагогике импровизацию принято понимать как «спонтанное художественное творчество, суть которого заключается в объединении здесь и сейчас процессов рождения замысла и его воплощения» [2, С. 17].
Театральная педагогика достаточно давно применяет импровизацию как образовательную методику, в этом можно убедиться на примере работ Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, М. А. Чехова и др. А созданный К.С. Станиславским «этюдный метод», как способ воспитания актера, и по сегодняшний день не утратил своей актуальности. Станиславский считал, что «этюд-импровизация — это высшая форма творческого процесса и для актера» [2, С. 19].
Активное вовлечение в процесс и побуждение творческой любознательности, по сути, и выделяет импровизацию как инструмент обучения, наряду с другими методами. Так импровизацию мы можем понимать как процесс, протекающий в предложенных обстоятельствах, основанный на простых игровых правилах, которые ставят перед собой задачу найти выход из нестандартной ситуации. А результатом этого процесса становится новое знание, основанное на имеющемся опыте.
Основные ключи к формированию творческих способностей подростков во время занятий театральной импровизацией стоят на базовых принципах коллективного театрального творчества: на принципе коллективного подхода, целостности и многогранности театрального искусства, потребности личности в игровой деятельности, развитии психических конструктов и физических данных человека [2, С. 36-43]. Принимая во внимание специфику подросткового периода, когда молодые люди склонны к риску, и не всегда осознают возможные последствия своих действий, театральная импровизация становится безопасным пространством для спонтанного проявления индивидуальных качеств и поведенческих экспериментов. Это делает данный вид творчества особенно привлекательным для подростков.
Продвижение собственной идеи в процессе импровизации и необходимость поиска решения заданного условия активирует формирование творческого мышления подростков, помогает побороть внутреннюю пассивность, позволяет безопасно выйти из «зоны комфорта», дает возможность взглянуть на других людей и ситуации иначе. А диалогичность импровизационного процесса, строящаяся по принципу «вопрос-ответ», может считаться основой этюдных экспромтов. В целом можно сказать, что импровизация способствуют развитию у подростков умений, не только необходимых на сцене, но и в других сферах деятельности.
И самое главное — это то, что умения, приобретённые в процессе обучения, находят применение в различных областях жизни подростка, помогая ему лучше приспосабливаться к социуму.
Таким образом, можно сказать, что формирование творческих способностей подростков средствами театральной импровизации стимулируется за счет её главных принципов: командное единство, свобода от боязни ошибок, спонтанность, предложение и принятие идеи, обращение к собственному опыту, рефлексия и инициативность. Практика импровизации улучшает и формирует способность находить нестандартные решения в любых ситуациях и способствует проявлению творческой любознательности подростка. Как средство обучения подростков, театральная импровизация применяется не редко, однако её педагогический потенциал ещё не до конца исследован и требует детального анализа с теоретической и методологической точек зрения.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
2. Толшин, А.В. Импровизация в обучении актера. Учебное пособие. — СПб.: СПГАТИ, 2005. – 115 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проект [электронный ресурс] / [Российская академия образования] / под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. http: /standart.edu.ru
ТЕКСТ СТАТЬИ
АНОНСЫ И СОБЫТИЯ
Напоминаем, что идет прием заявок на всероссийский конкурс «Методическое обеспечение современного педагога», который проводится редакцией Социально-педагогического журнала «Парадигма образования». Условия и порядок участия вы сможете найти в прилагаемом положении.
Всероссийский конкурс педагогических разработок «Методическое обеспечение современного педагога»
Цель проведения конкурса: выявление и распространение передового педагогического опыта работников сферы образования.
Задачи конкурса:
- обобщение и распространение опыта педагогов по проектированию современного методического обеспечения;
- стимулирование деятельности по совершенствованию методической работы в образовательных организациях различных видов;
- содействие внедрению передового педагогического опыта в практику работы.