01/10 Ежемесячный дайджест 10 (12) 2024
|Здравствуйте друзья!
Представляем вашему вниманию октябрьский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования»
СТАТЬИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
01/10/24-НПС ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШИРОКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА)
/Павлов Александр Константинович — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент, академик МАНЭБ,заведующий кафедрой педагогики КИРО г. Петрозаводска/
Теория и практика адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения — одного из педагогических направлений в подготовке выпускников образовательных организаций, создающего предпосылки для благоприятного комплексного решения задач, стоящих перед педагогической наукой и образовательной практикой в современных условиях. Методология гарантий качества в современном образовании требует представления его как психолого- педагогической проблемы, где усилия учёных и педагогов-практиков направлены на создание предпосылок обеспечения целенаправленности, системности и индивидуализации обучения и на этой основе повышения самостоятельности и активности обучающихся.
Таким образом, адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, — это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающих сочетание приёмов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска.
Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения — это специально созданная система специфических приёмов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и под руководством педагога учился применять их на практике, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу. В то же время адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, представляет собой специально созданную систему специфических приёмов и методов, позволяющих порциально формировать свои знания и умения. Объединение технологий модульного и проблемного обучения в адаптивно-развивающем аспекте даёт возможность по-иному решать задачи в современных условиях подготовки выпускников образовательных организаций.
Методологической основой данной работы, посвящённой теории и практике адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения, выступает диалектико-материалистический, системн-деятельностный, комплексный подход к анализу и оценке современной действительности. Именно с этих позиций оцениваются адаптивно-развивающие и личностно-ориентированные теории педагогики, и в то же время в них выделяется то рациональное, что при развитии и трансформации может лечь в основу плодотворной идеи. В связи с этим отбрасывается неуправляемость в теории и практике обучения и принимается идея активного участия обучающегося в педагогическом процессе; принимая идею адаптивно-развивающего аспекта педагогики, целенаправленного развития умений и навыков, практикуется фрагментарность предоставляемых знаний. Наиболее перспективной для нас является теория поэтапного формирования умственных действий, созданная психологом П. Я. Гальпериным и развитая Н. Е. Талызиной.
Большое значение для построения теории и отработки практики адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения имели предложения В. Л. Беспалько, его концепции последовательности формирования опыта человека, совокупность алгоритмов функционирования и управления. Адаптивно-развивающая теория и практика педагогической технологии проблемно-модульного обучения, базирующаяся на системе её специфических принципов, коррелирует с общедидактическими проблемами.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
АНОНСЫ И СОБЫТИЯ
Напоминаем, что идет прием заявок на всероссийский конкурс «Методическое обеспечение современного педагога», который проводится редакцией Социально-педагогического журнала «Парадигма образования». Условия и порядок участия вы сможете найти в прилагаемом положении.
Всероссийский конкурс педагогических разработок «Методическое обеспечение современного педагога»
Цель проведения конкурса: выявление и распространение передового педагогического опыта работников сферы образования.
Задачи конкурса:
- обобщение и распространение опыта педагогов по проектированию современного методического обеспечения;
- стимулирование деятельности по совершенствованию методической работы в образовательных организациях различных видов;
- содействие внедрению передового педагогического опыта в практику работы.