01/09 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|Аннотация: в данной статье рассматривается проблемы малого охвата детей раннего возраста дошкольным образованием и недостаточная открытость в деятельности дошкольных организациях. Проанализированы особенности моделирования процесса раннего развития детей.
Ключевые слова: дошкольная организация, раннее развитие, дошкольное воспитание.
С самого раннего детства необходимо обеспечить каждому ребенку равный доступ к качественному дошкольному образованию как успешному старту в жизни. Во всем мире ранний возраст является приоритетным, так как в этом возрасте формируется 90% массы мозга человека, закладываются основы интеллекта, социализации и познавательной деятельности [1]. Ранний возраст – период освоения ребенком социального мира, предметов и отношений, способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений, которые необходимы ему в дальнейшей жизни.
Сегодня отношение к раннему развитию в мире меняется. Специалисты и родители начинают понимать, что базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность [2].
В Республике Казахстан проведена значительная работа по созданию новой модели дошкольного образования в раннем возрасте. Так, в период с 2014 по 2017 годы в целях определения научно-методологических основ развития детей раннего возраста изучен опыт зарубежных стран (Малайзия, Япония, Финляндия, Россия, Беларусь и др.) и разработаны Концептуальные основы раннего развития детей [4]. Проработаны рекомендации международных экспертов ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирного банка совместно с которыми подготовлен «Страновой обзор дошкольного воспитания и обучения в Казахстане» [3].
На основании указанных материалов и собственного опыта, мы согласны, что в мировом сообществе психологов и педагогов отмечается значимость периода развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в семье и дошкольной организации. В связи с этим необходимо обеспечить единство взаимодействия ребенка, педагогов и родителей и психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах повышения компетентности родителей, охраны и укрепления физически развитого ребенка. Вот здесь и проявляется проблема — это недостаточность открытости в деятельности дошкольных организаций и отсутствие свободного, гибкого, дифференцированного педагогического процесса [2].
Таким образом, перед нами стоит цель — создание условий для целостного развития, социализации и раскрытия потенциала каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Реализация указной цели, возможна посредством решения таких задач, как создание развивающей безопасной образовательной, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных, возрастных особенностей и потребностей детей на основе игровой деятельности с применением инновационных методик и технологий воспитания и обучения; выстраивание доброжелательных взаимоотношений путем качественных значимых взаимодействий педагога с каждым ребенком и родителями.
На данном этапе уже запущен процесс моделирования такой среды. Так, например, созданы при дошкольных организациях консультационные пункты по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста для родителей, чьи дети (в том числе дети 1-2 лет) не посещают дошкольные организации. Кроме того, разработаны методические рекомендации по созданию групп кратковременного пребывания при дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных семей, семей воспитывающих детей-инвалидов. В целях психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ведется работа по внедрению в систему дошкольного образования института домашних воспитателей (социальных нянь) по уходу и развитию неохваченных дошкольными организациями детей в домашних условиях. В ближайшее время запускается на постоянной основе информационно-консультационная платформа для родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста [6].
В меняющемся мире важна способность педагога развиваться, слушать и слышать детей, задавать вопросы, искать доказательства, критически анализировать их и проводить творческие эксперименты. Педагоги должны быть активными исследователями и создателями новых форм работы с детьми, быть инновационными и ответственными [5].
Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей:
1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусматривать подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами;
2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей.
Методистами дошкольных организаций должны осуществляться:
1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг;
2) совместное определение направления развивающих программ;
3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребенка;
4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике;
5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов;
6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей;
7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализацию;
8) внедрение инновационных подходов.
Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через:
1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями;
2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса;
3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду;
4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организацию психолого-педагогического сопровождения;
5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования;
6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации);
В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации.
Реализация модели позволит:
1) на уровне дошкольной организации:
— создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;
— разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса;
— создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;
— формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;
— расширить формы сотрудничества с семьей;
— разработать комплексную программу сбалансированного питания;
— разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;
— создать условия для детей раннего возраста;
2) на уровне педагогов:
— подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях;
— обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов;
— создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка;
— развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях;
— обеспечить прохождение курса «вхождение в профессию» (для молодых специалистов);
3) обеспечить детям:
— физическое благополучие;
— социально-эмоциональную компетентность;
— развитие когнитивных навыков коммуникаций;
— высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;
— развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;
— заботу о себе и окружающих;
— умение делать самостоятельный осознанный выбор;
— работу в команде;
— развитие критического мышления;
— поддержание креативности;
— психолого-педагогическую поддержку;
4) предоставить родителям возможность:
— быть участниками образовательного процесса;
— обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка;
— развивать индивидуальные возможности ребенка;
— повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;
— получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома.
Таким образом, ожидаемые результаты Модели:
— конкурентоспособность дошкольных организаций в сфере предоставления образовательных услуг;
— сохранение и укрепление здоровья воспитанников «ребенок — педагог – родитель» по итогам положительной динамики здоровья воспитанников всех возрастных групп;
— усовершенствование в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
— рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников.
Список литературы
1. Н. Назарбаев: Семь граней Великой степи (21 ноября 2018 года);
2. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988);
3. Послание Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014г. «Нұрлыжол – болашаққа бастар жол»;
4. Послание народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
5. Приказ МОН РК от 5 мая 2020 года № 182 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»;
6. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (Приказ МОН РК от 24 сентября 2020 года № 412).
/Галиева Светлана Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, mrsgalieva@yandex.ru/ /Базарбаева Роза Жолаушиевна магистрант Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета, Пермь, Россия/ 01/09/21-НПС