01/09 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблемы малого охвата детей раннего возраста дошкольным образованием и недостаточная открытость в деятельности дошкольных организациях. Проанализированы особенности моделирования процесса раннего развития детей.

Ключевые слова: дошкольная организация, раннее развитие, дошкольное воспитание.

С самого раннего детства необходимо обеспечить каждому ребенку равный доступ к качественному дошкольному образованию как успешному старту в жизни. Во всем мире ранний возраст является приоритетным, так как в этом возрасте формируется 90% массы мозга человека, закладываются основы интеллекта, социализации и познавательной деятельности [1]. Ранний возраст – период освоения ребенком социального мира, предметов и отношений, способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений, которые необходимы ему в дальнейшей жизни.

Сегодня отношение к раннему развитию в мире меняется. Специалисты и родители начинают понимать, что базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность [2].

В Республике Казахстан проведена значительная работа по созданию новой модели дошкольного образования в раннем возрасте. Так, в период с 2014 по 2017 годы в целях определения научно-методологических основ развития детей раннего возраста изучен опыт зарубежных стран (Малайзия, Япония, Финляндия, Россия, Беларусь и др.) и разработаны Концептуальные основы раннего развития детей [4]. Проработаны рекомендации международных экспертов ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирного банка совместно с которыми подготовлен «Страновой обзор дошкольного воспитания и обучения в Казахстане» [3].

На основании указанных материалов и собственного опыта, мы согласны, что в мировом сообществе психологов и педагогов отмечается значимость периода развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в семье и дошкольной организации. В связи с этим необходимо обеспечить единство взаимодействия ребенка, педагогов и родителей и психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах повышения компетентности родителей, охраны и укрепления физически развитого ребенка. Вот здесь и проявляется проблема — это недостаточность открытости в деятельности дошкольных организаций и отсутствие свободного, гибкого, дифференцированного педагогического процесса [2].

Таким образом, перед нами стоит цель — создание условий для целостного развития, социализации и раскрытия потенциала каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Реализация указной цели, возможна посредством решения таких задач, как создание развивающей безопасной образовательной, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных, возрастных особенностей и потребностей детей на основе игровой деятельности с применением инновационных методик и технологий воспитания и обучения; выстраивание доброжелательных взаимоотношений путем качественных значимых взаимодействий педагога с каждым ребенком и родителями.

На данном этапе уже запущен процесс моделирования такой среды. Так, например, созданы при дошкольных организациях консультационные пункты по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста для родителей, чьи дети (в том числе дети 1-2 лет) не посещают дошкольные организации. Кроме того, разработаны методические рекомендации по созданию групп кратковременного пребывания при дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных семей, семей воспитывающих детей-инвалидов. В целях психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ведется работа по внедрению в систему дошкольного образования института домашних воспитателей (социальных нянь) по уходу и развитию неохваченных дошкольными организациями детей в домашних условиях. В ближайшее время запускается на постоянной основе информационно-консультационная платформа для родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста [6].

В меняющемся мире важна способность педагога развиваться, слушать и слышать детей, задавать вопросы, искать доказательства, критически анализировать их и проводить творческие эксперименты. Педагоги должны быть активными исследователями и создателями новых форм работы с детьми, быть инновационными и ответственными [5].

Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей:

1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусматривать подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами;

2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей.

Методистами дошкольных организаций должны осуществляться:

1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг;

2) совместное определение направления развивающих программ;

3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребенка;

4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике;

5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов;

6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей;

7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализацию;

8) внедрение инновационных подходов.

Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через:

1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями;

2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса;

 3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду;

4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организацию психолого-педагогического сопровождения;

5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования;

6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации);

В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации.

Реализация модели позволит:

1) на уровне дошкольной организации:

— создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;

— разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса;

— создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;

— формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;

— расширить формы сотрудничества с семьей;

— разработать комплексную программу сбалансированного питания;

— разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;

— создать условия для детей раннего возраста;

2) на уровне педагогов:

— подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях;

— обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов;

— создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка;

— развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях;

—  обеспечить прохождение курса «вхождение в профессию» (для молодых специалистов);

3) обеспечить детям:

— физическое благополучие;

— социально-эмоциональную компетентность;

— развитие когнитивных навыков коммуникаций;

— высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;

— развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;

— заботу о себе и окружающих;

— умение делать самостоятельный осознанный выбор;

— работу в команде;

— развитие критического мышления;

— поддержание креативности;

— психолого-педагогическую поддержку;

4) предоставить родителям возможность:

— быть участниками образовательного процесса;

— обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка;

— развивать индивидуальные возможности ребенка;

— повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;

— получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома.

Таким образом, ожидаемые результаты Модели:

— конкурентоспособность дошкольных организаций в сфере предоставления образовательных услуг;

— сохранение и укрепление здоровья воспитанников «ребенок — педагог – родитель» по итогам положительной динамики здоровья воспитанников всех возрастных групп;

— усовершенствование в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

— рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников.       

Список литературы

1. Н. Назарбаев: Семь граней Великой степи (21 ноября 2018 года);

2. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988);

3. Послание Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014г. «Нұрлыжол – болашаққа бастар жол»;

4. Послание народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

5. Приказ МОН РК от 5 мая 2020 года № 182 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»;

6. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (Приказ МОН РК от 24 сентября 2020 года № 412).

/Галиева Светлана Юрьевна 
кандидат педагогических наук, 
доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, 
mrsgalieva@yandex.ru/

/Базарбаева Роза Жолаушиевна  
магистрант Пермского государственного 
гуманитарно - педагогического университета, 
Пермь, Россия/
01/09/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *