01/09 Ежемесячный дайджест 9 (12) 2024
|Здравствуйте друзья!
Представляем вашему вниманию сентябрьский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования».
СТАТЬИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
01/09/24-НПС Учение в радость или как помочь ребенку добиваться высоких результатов в обучении игре на фортепиано
/Молчанова Олеся Васильевна, преподаватель, концертмейстер, МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
«Дети и молодые люди, которые любят и понимают большую, великую музыку, всегда будут любить своих близких и свою страну, ценить и уважать человеческий труд, человеческие чувства и мысли, работать много и честно, дружить с достойным людьми, творить благородные дела. Такие добрые и отзывчивые, духовно развитые и юноши и девушки необходимы сегодня как воздух, как сама жизнь».
Сергей Слонимский.
Я убеждена, что абсолютно каждый ребенок может обучаться музыке. Мой многолетний опыт практики преподавателем фортепиано, Монтессори педагогом, а также наблюдение за детьми в период написания выпускной дипломной работы в университете на кафедре педагогики и психологии позволяют мне сделать такое убеждение.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучием природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Известно, что в музыке скрыт большой потенциал воздействия на чувства человека, его душу. Иногда музыка оказывает большое влияние не только на эмоции человека, но и на его чувства и разум, чем словесная речь.
Например, для новорожденного ребёнка абсолютно не понятен смысл слов человеческой речи, но он заметно оживляется, если включить весёлую музыку, а если музыка передаёт бурные переживания и страсти, то он может заплакать.
Дети познают мир чувственным путём. Прежде всего им нужно потрогать, попробовать, почувствовать и через это они познают окружающую среду, приобретают умения, навыки, накапливают опыт. Следовательно, для развития личности ребёнка, педагог должен организовать ребёнку чувственное сенсорное познание мира. В связи с этим музыка – естественная среда для полноценного развития ребёнка.
Все дети с рождения по своей природе музыкальны. Музыка — это первый вид искусства, с которым человек сталкивается в жизни.
Воспринимать музыку ребенок начинает еще в период внутриутробного развития. В раннем возрасте начинает закладываться интерес к музыке. К четырем-пяти годам ребенок не только начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял и накопил.
Мое убеждение о возможности развития музыкальных способностей у любого ребенка подтверждается наблюдениями и опытом многих известных преподавателей фортепиано. В частности, хотела бы поделиться одни из них. Из воспоминаний Анны Даниловны Артоболевской: «Я всегда придерживалась взгляда, что начинать заниматься с детьми, приобщать их к искусству, следует с самого раннего возраста. Многолетний опыт убеждает меня, что буквально к каждому ребёнку, независимо от степени его одарённости (и даже в том случае, если у него не обнаруживается в начале заметно тяги к музыке), можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке.
Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, которым ребёнок обычно научается к трём – четырём годам, мы учим его любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкального искусства, их понимание. Музыка может быть, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернациональный и не нуждается в переводе в то же время музыка способна передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.
Зажечь ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога».
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/09/24-НПС Важность педагогической этики и авторитета учителя в модернизации образования
/Майер Юлия Михайловна, сопредседатель редакционной коллегии по вопросам международного сотрудничества, преподаватель иностранного языка, методист, тренер, автор книг/
Образование снижается тогда, когда снижается авторитет учителя
Каждое десятилетие образование и его система в той или иной мере меняются. Появляются новые программы, новые стандарты, новые пособия и новые критерии к экзаменам. Во всем этом неизменной остаётся только одна единица — педагог!
Без него невозможно представить себе ни один образовательный процесс.
В нашей стране у педагога есть только две проблемы: низкая заработная плата и потеря авторитета.
Эти два фактора безусловно сильно повлияли бы на образование и на отношение к нему, но пока они остаются без должного внимания со стороны
нашего правительства.
Когда учитель обладает авторитетом , дети с начальной школы понимают, как здорово получать знания и становиться умным, образованным, эрудированным. Учитель демонстрирует не только высокий уровень знания своего предмета, но и свои навыки в самодисциплине, в коммуникации, в креативности, в умении мобилизоваться в той или иной ситуации.
Заработная плата педагога должна быть на высоком уровне. Ни для кого не секрет, что чем выше наш доход, тем выше и качество нашей жизни, а качество жизни учитель транслирует и ученикам. Только своим примером учитель способен показать ученикам мир, где:
- Знания =сила
- Знания = качество жизни
- Знания = приоритет в любой области
- Знания = развитие
Кстати, частый вопрос мне задают молодые специалисты: а на что стоит обратить внимание самим учителям?
Я много общаюсь со своими студентами, и они делятся со мной разными историями из их школьной жизни. Истории всегда разные, тем не менее, я заметила один важный момент, который не учитывается современными и молодыми учителями и репетиторами: нехватка педагогической этики.
Сейчас учителя общеобразовательных учреждений заняты в основном бюрократией, репетиторы же, в свою очередь, разрабатывают новые методики.
И это не может не радовать. Вследствие изменения программ обучения, доступности частных занятий и дополнительных курсов, повысилось и качество образования и количество образованных людей. Но вот педагогический такт хромает. У всех.
Во время моего обучения в институте, мы решали разбирали ситуации, в которые попадает учитель с учениками, классом, родителями.
Например: в классе новый преподаватель по профильному предмету. Во время опроса он ставит одному из учащихся низкую оценку «за слабый и неразборчивый ответ» . На следующий день к нему подходит классный руководитель: оказывается, низкая оценка поставлена круглой отличнице, и ее родители возмущены. Что делать?
При решении таких задач находятся варианты грамотного коммуницирования с каждым участником взаимодействия. Становится проще, проясняется позиция ребёнка, родителя, классного руководителя. После этого, попадая в реальную ситуацию, эмоции уже не проявляются в полную силу и соблюдается педагогическая этика.
Педагогическая этика — это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
Педагогически «не этично» когда :
⁃ педагог вмешивается в семью ребёнка, спрашивая про маму/папу и других родственников, когда к учебному или воспитательному процессу это не имеет никакого отношения;
⁃ педагог критикует другого педагога ( школы, курсов, центров, дет.сада);
⁃ педагог навешивает ярлыки «ты станешь кем/никем», «дворником», «бандитом»;
⁃ педагог навязывает своё мировоззрение / нормы/ правила/ бытие/ вкусы/ хобби и т.д.;
⁃ педагог переходит грань в общении с учениками, забывает,что ученик это не его ребёнок;
⁃ педагог переходит грань в общении с родителями, диктуя им про хорошо/плохо, без запроса с их стороны;
⁃ педагог критикует родителей при ребёнке и ребёнка при родителях;
⁃ педагог не соблюдает субординацию.
Развитие педагогической грамотности является основой для каждого преподавателя.
03/09/24-НПС Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования
/Исаева Елена Витальевна, педагог дополнительного образования, МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев/
Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании подрастающего поколения является фольклор, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывной передачей национальной культуры из поколения в поколение. Одним из таких жанров является музыкальный фольклор. Музыкальный фольклор, рассматривается нами как одна из важнейших областей народного творчества, как фактор духовности, преемственности поколений и приобщения подрастающих поколений к национальной культуре и истории народа и является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.
Большую роль в теоретическом и практическом исследовании русской народной музыкальной традиции сыграла деятельность таких ученых, как В. М. Беляев, Д. И. Варламов, Е. В. Гиппиус, Е. А. Дорохова, Б. Б. Ефименкова, И. И. Земцовский, Л. П. Иванова, К. В. Квитка, В. А. Лапин, И. В. Мациевский, О. А. Пашина, Т. С. Рудиченко, Г. Я. Сысоева, А. Чекановска, В. М. Щуров и др.
Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в трудах JI.A. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, A.B. Мудрика, Б.А. Трегубова и др.
Сегодня мы наблюдаем возрождение русской музыкальной культуры, появление детских фольклорных исполнительских ансамблей и хоров, в связи с чем создаются рабочие программы по направлению «Музыкальный фольклор» (Е.И. Алешко, И.Ю. Антошина, Н.В. Калугина, Л.Л. Куприяновой, Л.С. Стенюшкина, Л. В. Шаминой, О.А. Шулико, Л.М. Жарова.).
Однако, следует отметить, что комплекс методов, направленных на развитие русских народных певческих традиций в рабочих программах недостаточно разработан для условий общего и дополнительного музыкального образования детей.
Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения сознания определенной этнокультурной принадлежности. Необходимо отметить, что специфика деятельности ЦРТДиЮ, заключается в разнообразии педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, что является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.
Одна из таких программ этнокультурной направленности, реализуется в ЦРТДиЮ фольклорным ансамблем «Весень». Важнейшим направлением работы коллектива является изучение русских народных календарных праздников и обрядов, традиций, песенного творчества. На фольклорной основе формируются и развиваются исполнительско — творческие навыки и умения.
В процессе репетиций участники коллектива обучаются манере, стилистике, приемам многоголосного пения путём варьирования с музыкальным сопровождением и а капелла, знакомятся с региональными певческими особенностями областей.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
04/09/24-НПС Технология коллективной творческой деятельности, как инструмент системы воспитания.
/Котова Е.В., преподаватель хореографии, МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
Стратегия воспитания, принятая в Российской Федерации на период до 2025 года, в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания, направлена на развитие механизмов, которые должны обеспечить воспитание, как неотъемлемую часть образования.
В рамках федерального проекта «Образование», в Национальном проекте «Успех каждого ребенка», в № 304 — ФЗ от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» обозначены направления государственной политики по актуализации поиска новых подходов и инструментов к организации воспитательной деятельности в системе УДО, поставлена задача реализации традиционных и поиска инновационных воспитательных практик путёмуспешного взаимодействия УДО и СОШ, определяющего перспективы развития государственной системы воспитания.
В МБУДО Медвежье- Озёрская ДШИ ГОЩ разработана Модель сетевого и межведомственного взаимодействия с организациями и ведомствами для создания единого воспитательного пространства, для синхронизации задач основного и дополнительного образования, обеспечения непрерывности и преемственности дошкольного, общего и дополнительного образования, воспитания и социализации детей через интеграцию общего и дополнительного образования в условиях городского округа Щёлково.
Основой для разработки Модели стали имеющиеся наработки- многолетний опыт работы МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ в условиях размещения на образовательных площадках: на базах МАОУ СОШ № 12, 13, 19 ГОЩ, в Медвежье- Озёрском Доме культуры и в Храме Ксении Петербургской. Совместные образовательные, культурно- просветительские и воспитательные мероприятия, разработанные преподавателями дополнительные общеобразовательные программы, публикации опыта по направлению работы —всё это сетевое сотрудничество ДШИ в социуме.
Технологией выполнения данной задачи является технология коллективной творческой деятельности(И.П. Волков, И.П. Иванов). Общеизвестное сокращенное название этой технологии – КТД.
Она направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать.
Кроме того, технология КТД способствует воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества.
КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
В технологии КТД практикуется организация деятельности в рамках разновозрастных групп. Данная практика позволяет учащимся чувствовать себя достаточно свободно, раскованно, способствует их индивидуальному самовыражению и самореализации и эффективному сотрудничеству внутри коллектива (группы). Основным методом обучения в рамках данной технологии является диалог, как способ взаимодействия, при решении творческих задач.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся содержание деятельности в рамках технологии КТД имеет свою специфику:
1. Для младших школьников эффективны игровые формы творческой деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты (танец)
2. Для подростков целесообразно создать условия для проявления их творческих способностей: участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, хореографических мероприятиях.
3. Старшие школьники готовы работать над разработкой творческих проектов и праздников.