01/07 НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|Аннотация. В статье представлена научно-исследовательская работа автора в области дополнительного художественного образовании. Раскрываются основные направления и достигнутые результаты научно-исследовательской работы.
Abstract. The article presents the author’s research work in the field of additional art education. Reveals the main directions and the achieved results of research work.
Ключевые слова: дополнительное художественное образование; индивидуальная образовательная траектория; социокультурное пространство; сетевая лаборатория.
Keywords: additional art education; individual educational trajectory; social and cultural space; network laboratory.
В Московской области сложилась стабильная система непрерывного художественного образования. По числу образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Московская область занимает лидирующее место среди субъектов Российской Федерации [2].
В настоящее время на территории региона работают 210 муниципальных учреждений дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям в области искусства. Среди них 122 детские школы искусств, 61 детская музыкальная школа, 18 детских художественных школ, четыре хореографические школы [1]. Необходимо подчеркнуть, что 47 % школ в сфере искусств в Московской области относится к ведомству образования и в них организуется вариативный подход к обучению: используются общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Несомненными достижениями дополнительного образования художественной направленности на сегодняшний день являются: широта вовлеченности детей; межведомственное взаимодействие организаций дополнительного образования, образовательных организаций общего образования, учреждений культуры; разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.
В рамках концепции модернизации дополнительного образования и реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» для успешного дальнейшего развития дополнительного художественного образования необходимо изучение и использование в практике наиболее интересного и прогрессивного опыта.
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) не только являлась ведущим организатором повышения квалификации педагогов дополнительного образования художественного профиля, но и осуществляла научно-исследовательскую и методическую деятельность по реализации этих задач в системе дополнительного образования Московской области [8].
По проблеме «Научно-образовательный потенциал педагогики искусства в развитии дополнительного художественного образования Московской области» автором статьи на базе учреждений дополнительного образования ведется научно-методическая и исследовательская работа по следующим темам:
- Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины.
- Разработка дистанционного модуля программы «История искусств» «Культура и искусство Подмосковья» с региональным компонентом.
- Технологии музейной педагогики в образовательном процессе педагогов дополнительного образования художественного профиля Московской области.
- Разработка модели социокультурного пространства сопровождения одаренных детей в области художественного образования.
- Индивидуальная траектория художественного развития ребенка в организации инклюзивного дополнительного образования.
- Разработка и апробация виртуальной сетевой лаборатории педагогов дополнительного образования художественного профиля как ресурс непрерывного профессионального роста.
В течение нескольких лет на базе детской школы искусств г. Королёва ведется работа над внедрением комплексной культурологической программы «Родники» по приобщению детей и подростков к культурному наследию малой Родины. Ведущая линия программы – культурологическая и краеведческая идеи развития образования и воспитания детей и подростков школы искусств, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров литературы, изобразительного искусства, музыкальной культуры, театра, философии и православной культуры северо-востока Подмосковья. Программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает работу всех отделений школы, интегрируя учебные занятия и культурно-досуговую жизнь, и разнообразные виды художественно-творческой деятельности.
Особую ценность представляет исследовательская деятельность обучающихся и педагогов в этой области, через разработку искусствоведческих и культурологических проектов. В рамках программы «Родники» были представлены результаты исследовательских проектов:
- «Культурологическое краеведение как основа воспитания гражданских позиций детей и молодежи»;
- культурно-просветительский проект «Борис Заходер в истории и современности» театра-студии «Муравейник»;
- проект отделения журналистов «Добрые взрослые».
В рамках проекта «Выставочный зал» были организованы тематические виртуальные вернисажи по материалам пленэров в Любимовку, Мураново, Абрамцево, Сергиево-посадский район с приглашением художников Подмосковья.
На базе школы проводится региональный постоянно действующий семинар по одноименной теме научно-исследовательской деятельности, который на протяжении пяти лет собрал вокруг себя педагогов из других территорий Московской области. К работе по проблеме «Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины» присоединились педагоги из г. Сергиева Посада, Пушкино, Ногинска, Щелково, и научно-методическое взаимодействие стало носить сетевой характер [9].
Несколько лет Детская художественная школа г. Щелково участвует под руководством кафедры в научно-методическом исследовании и практической разработке технологий педагогики искусства. Проведена систематизация данных технологий, проводится проектирование и апробация новых образовательных практик в области художественного образования.
Результатами исследования стала обновленная классификация технологий педагогики искусства, в которую вошли:
Технологии сотрудничества:
- технология творческих мастерских;
- технология коллективной творческой работы (при создании спектакля, танца, совместной работы по ИЗО и др.);
- поликультурное сотрудничество на основе диалога культур;
- Workshop;
- игровое проектирование;
- операционные художественные игры;
- игры-тренинги и др.
Проектные технологии:
- творческие проекты;
- исследовательские проекты;
- социальные проекты (создание фильмов, конкурсов, спектаклей, выставок и др.).
- Технологии построения художественно-образовательного процесса:
- художественно-педагогическая драматургия учебного занятия (завязка, кульминация, развязка);
- технология перевода из одного художественного ряда в другой;
- технология интеграции искусств;
- технология контекстного анализа художественного произведения;
- технология полихудожественного воспитания;
- технология занятия – погружения в эпоху;
- технология виртуальной экскурсии в музей и др.
- Арт-терапевтические технологии:
- изотерапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- имаготерапия (театральное действие);
- кинезитерапия (движение танца);
- фототерапия и др.
Диссеминация лучших образовательных практик, передового опыта, связанных с инновационной деятельностью в области художественного образования, реализуемых через проведение методических семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций для педагогов художественного профиля на базе Детской художественной школы, подтолкнула нас к решению создать на ее базе сетевую лабораторию педагогов дополнительного образования художественного профиля. Основной целью деятельности лаборатории будет являться создание модели сетевого взаимодействия педагогов для непрерывного профессионального совершенствования с учетом профессиональных дефицитов педагогов, получение консультационной и информационной поддержки, оказание помощи в организации проведения мониторингов, анализ и экспертиза программ и лучших педагогических практик в области художественного образования. Данная модель была презентована на научно-практической конференции АСОУ.
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа по выявлению, сопровождению и продвижению одаренных детей становится одним из ведущих трендов дополнительного образования детей. На основе имеющегося опыта по работе с одаренными детьми в области художественного образования на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Одинцовский Центр эстетического воспитания» в этом году была организована академическая площадка кафедры по теме «Разработка модели социокультурного пространства сопровождения одаренных детей в области художественного образования». Основными задачами этого года стали:
- Разработка и корректировка инструментария для выявления одаренных детей.
- Разработка гибких индивидуальных дополнительных общеразвивающих программ продвинутого уровня, моделей построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей.
- Привлечение психологической службы (на основе межведомственного взаимодействия) к оказанию консультативной помощи педагогам в работе с одаренными детьми и одаренным детям в развитии их творческого потенциала.
На первом этапе нашего исследования было выявлено, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде мини-открытий, создания новых методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это подтверждается научными исследованиями ученых Н. С. Лейтеса, А. А. Мелик-Пашаева, А. И. Савенкова, А. В. Хуторского [1, 5–7].
Следующим этапом было изучение способов выявления одаренности в различных видах продуктивной деятельности в том числе художественно-творческой. Изучены методы выявления одаренности П. Торенса, Р. Э. Торндайко, Д. Векслера и др. За основу выявления одаренности в художественном творчестве обучающихся (музыка, хореография, театрализованная деятельность, изобразительное искусство) были приняты следующие методики:
- «Карта интересов» А. И. Савенкова [5];
- выявление творческого мышления П. Торенса;
- шкала детских способностей Маккарти;
- методика диагностирования творческой активности М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова.
Наши исследования в данном направлении продолжаются, ведется работа по созданию комплексной программы сопровождения одаренных детей, в которой модуль «Психолого-педагогическое сопровождение» разрабатывают специалисты-психологи Одинцовского центра «Сопровождение», модули «Технология разработки и продвижения креативных идей», «Технология проектно-исследовательской деятельности» разрабатываются под руководством научного руководителя академической площадки, автора статьи.
На региональном проблемно-методическом семинаре «Территория успеха» был представлен опыт работы в данном направлении. К работе семинара были подключены дипломники кафедры, работающие над этой проблемой в различных направлениях: техническое творчество, исследовательская деятельность обучающихся, раннее выявление одаренности, индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка, продвижение одаренных детей через организацию конкурсной системы.
Подводя итог анализу научно-методической деятельности академических площадок, необходимо раскрыть межрегиональное и международное взаимодействие с партнерами из Ивановской области, Дальнего Востока и Китая.
Давние партнерские отношения сложились с Кинешемским педагогическим колледжем. Совместно мы провели на базе колледжа несколько семинаров для педагогов и студентов дополнительного образования г. Кинешма Ивановской области по двум направлениям: «Гражданско-патриотическое воспитание средствами культурного наследия малой Родины» и «Технологии музейной педагогики в практике работы педагога художественного профиля».
Основываясь на богатом историко-культурном прошлом г. Кинешмы в систему воспитательно-образовательного процесса в образовательных организациях под нашим кураторством стали вводиться технологии музейной педагогики, организуются тематические мини-музеи об истории семьи, малой Родины, народных промыслах, памятниках культуры.
Рассматривая исследования в области реализации средового подхода в дошкольном образовании, кафедра ведет активный поиск ресурсов развития научно-методической работы [3–4]. Так, на базе ряда дошкольных образовательных организаций мы внедряем технологии музейной педагогики, разрабатываем развивающие маршруты для детей дошкольного возраста по ознакомлению с культурными памятниками малой Родины. Преподаватели колледжа и педагоги дополнительного образования г. Кинешмы дистанционно участвовали в этом году в семинарах по патриотическому и художественному воспитанию.
В рамках совместного проекта «Запад – Восток: диалог культур» и научно-педагогических практик с Тихоокеанским университетом г. Хабаровска и Хэбейским университетом Китайской Народной Республики на протяжении нескольких лет автор статьи участвует в международных симпозиумах, организованных в рамках международного проекта «Искусство от сердца для души», на которых поднимаются вопросы научных исследований вокруг разработки инновационных подходов и внедрения художественной педагогики в практику образовательных организаций.
Совместно с факультетом искусства, ремесел и дизайна Тихоокеанского университета г. Хабаровска и факультетом изобразительного искусства Хэбейского университета, Китай, г. Шицзячжуан, разработано несколько совместных межкультурных проектов:
- Виртуальные экскурсии (музеи и галереи Китая, Дальнего Востока, Подмосковья).
- Исследовательские проекты детей и педагогов «Культурное наследие малой Родины».
- Творческие проекты «Дальний Восток и Подмосковье глазами ребенка».
Два последних направления успешно реализовались в 2019 г. Опыт педагогов Подмосковья, Дальнего Востока, Китая успешно демонстрировался дистанционно на проблемно-методических, научно-методических семинарах и конференции кафедры в АСОУ. В рамках мероприятий Международного фестиваля на Дальнем Востоке «Территория межнационального творчества “Малая Родина в рисунках детей”» в выставке-конкурсе детского изобразительного творчества участвовали 12 учреждений дополнительного образования Московской области, их работы опубликованы в международном буклете конкурса.
Результаты научно-исследовательской и научно-методической работы отражены в научных сборниках, методических и учебных пособиях кафедры, демонстрировались на международных и региональных научных конференциях. В частности, в 2019 г. на Международной конференции АСОУ «Педагогические практики поликультурного взаимодействия в дополнительном образовании детей и взрослых» была организована секция для педагогов художественного профиля с участием канд. пед. наук Н. В. Мартыновой, декана факультета ФИРИД Тихоокеанского университета г. Хабаровска, и виртуальным участием профессора Хэбейского университета Хао Шоумин и китайскими студентами.
Научно-исследовательская работа по проблеме «Научно-образовательный потенциал педагогики искусства в развитии дополнительного художественного образования Московской области» продолжается, определены задачи по разработке следующего этапа исследований:
- Апробация технологии индивидуального образовательного маршрута одаренных детей.
- Разработка дополнительной общеразвивающей программы дистанционного курса по «Истории искусств» с региональным компонентом Подмосковья для школ искусств.
- Техническая разработка и запуск некоторых блоков виртуальной сетевой лаборатории педагогов дополнительного образования художественного профиля.
- Разработка основных подходов к технологии составления программы и способов реализации виртуальной экскурсии.
- В рамках темы научно-исследовательской работы готовятся программы будущих академических площадок по темам:
- «Технологии интеграции основного и дополнительного художественного образования как средства успешной социализации детей “группы риска”» – МБОУ СОШ № 16 г. Королёв.
- «Интеграция основного и дополнительного образования в области гражданско-патриотического воспитания на основе культурного наследия малой Родины» – МБОУ СОШ № 12 г. Королёв.
В заключение необходимо отметить, что современное художественное образование должно объединить возможности педагогики искусства, богатство синтеза искусств, новейшие вызовы технического прогресса, создавая оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и наше культурное наследие, создавать художественно-эстетическое пространство, способствующее становлению активной творческой личности.
Список использованных источников
- Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Академия, 2010. – 416 с.
- Лопачева, К. М. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в условиях инклюзивного дополнительного образования / К. М. Лопачева, Г. А. Романова, И. В. Штанько // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54–6. – С. 146–152.
- Нечаев, М. П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО: учеб.-метод. пособие / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. – М.: Перспектива, 2015. – 212 с.
- Нечаев, М. П. Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО / М. П. Нечаев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 4–8.
- Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общество России, 1999. – 220 с.
- Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. – Дубна, 2006. – 112 с.
- Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 220 с.
- Штанько, И. В. Новые ориентиры и форматы развития дополнительного художественного образования в Московской области / И. В. Штанько // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 3. – С. 31–37.
- Штанько, И. В. Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей / И. В. Штанько // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. – 2019. – № 2. – С. 23–30.
/Штанько Ирина Вениаминовна, кандидат педагогических наук, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кафедра методики воспитания и дополнительного образования, доцент, Россия, г. Москва. irinashtanko@inbox.ru/ 01/07/21-НПС