01/06 ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. СЫНОВЬЯ ДАНЬ.
|Посвящается Т.Салахову.
Если мысленно окинуть взглядом русское искусство XVIII-первой половины ХХ века, то, пожалуй, мы не найдём в нём диалогичной автопортретно-биографической темы, условно определяемой как «духовная общность матери и сына-художника». И это объяснимо, в барокко, классицизме широко развит интерес к мифологии, библейской истории, героически-драматическому состоянию героев, их возвышенно-сословной характеристики.
Романтизм, обратившийся к психологическим переживаниям портретируемого, всё же был далёк от этой темы, как в парном портрете, так и жанровой картине. Для художников-передвижников, служение народу, отражение социальной несправедливости в жизни современника с точки зрения критического реализма были важнее автопортретно-личного, тех чувств души, что обращены к матери. Серебряный век русского искусства решая новые стилистические, образные задачи, оставил в наследство разнонаправленные, многовекторные поиски и воплощения, произведения с печатью высокой индивидуальности, интеллектуализма, одухотворённости, знаками символизма. Но и здесь эта тема не вошла в круг художественных задач. Ситуация повторяется в годы авангарда. Острая дискуссионность которого просто исключала возможность столь жанровой темы. И кажется, только художники 1930-1950-х годов, тяготеющие к бытовой картине, могли здесь раскрыться. Но произошло это всё-таки с теми, кого принято называть «шестидесятниками».
Явление художников этого поколения получило достаточно прямолинейное определение, вероятно актуальное, правомерное непосредственно для конца 1950-х — самого начала 1960-х. Но, изначально, в лучших работах этих мастеров сложилось более глубокое, более человечное прочтение темы современника, и, может быть, не только по естественной необходимости художественного развития, но, и в противовес определениям критики. Молодое поколение углубилось в более камерные формы станковости, и тематически, интонационно обогатило своё искусство совершенно новой окраской, не изменив себе прежним в той честности, открытости и искренности, с которой они выступили как «шестидесятники».
ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
/Аверьянова Надежда Васильевна, искусствовед, педагог ДХШ им. Е.А. Кольченко г. Мытищи averyanova_nadezhda1953@mail.ru/ 01/06/21-НПС