01/06 Ежемесячный дайджест 6 (12) 2024
|Здравствуйте друзья!
Представляем вашему вниманию июньский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования».
СТАТЬИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
01/06/24-НПС КАК НАПИСАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ?
/Белоус Павел Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России Сургутского государственного университета/
Будучи в качестве члена жюри на различных конкурсах и школьных конференциях — «Шаг в будущее», «Я — гражданин России», «Кирилло-Мефодиевские чтения» — сталкиваюсь с тем, что школьники совершают одни и те же ошибки. Эти ошибки не позволяют им написать хороший проект и быть высоко оцененными компетентным жюри.
В этой статье мне бы хотелось вкратце разобрать основные проблемы, на которые следует обратить внимание, исправление недочетов по которым позволит существенно улучшить вашу работу.
1. Тема исследования
Как правило, тема либо слишком обширная, либо слишком узкая. Несомненно, заголовок «Закономерности передвижения блохи на подоконнике», представляет интерес для какой-то аудитории. Но вряд ли будет оценен компетентным жюри, равно как и «Зимняя спячка сусликов» (первая тема вымышлена, вторая реальна).
Если посмотреть на работы по истории, реальная тема, бывшая на одном из конкурсов — «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» — слишком широка и достойна многотомного исследования. Логичнее и правильнее было бы назвать тему «Вклад духовенства Западной Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне» и привести в работе конкретные цифры и факты: сколько духовенства помогало фронту, чем и в каком количестве и проч.
Итак, тема должна быть не слишком узкой и не слишком широкой.
2. Научная новизна
Это один из самых-самых главных критериев! Вы должны написать о том, о чем до Вас еще никто и никогда не писал (либо же написать под совершенно иным углом зрения, что для школьных проектов маловероятно). Это делается просто: планируемая тема набирается в поисковике и обнаруживается либо наличие, либо отсутствие таких работ. Если такой работы нет — Вы нашли то, что нужно.
3. Источники
Пункт, непосредственно связанный с научной новизной. Научную новизну мы сможем обеспечить только с помощью источников. Это архивные документы, мемуары, письма, археологические находки и другое, желательно — не опубликованное — научное сокровище. Найдя «сундук» в каком-либо архиве/библиотеке/и-даже-интернете вы сможете извлекать из него документы, анализировать их и полагать в основу своей работы.
4. Литература
В самой работе необходимо использовать литературу — откуда жюри узнает — да и Вы сами! — что эту тему больше никто не исследовал? Более того, наверняка какой-нибудь из авторов касался ее вскользь. Об этом мы и пишем в обзоре литературы: «И.И. Иванов в своей книге такой-то осветил тему лишь фрагментарно, мы же представляем ее во всем многообразии…».
5. Цель и задачи, объект и предмет исследования
Цель, объект и предмет — это пункты, о которые немало копий сломали начинающие академики. Здесь главное запомнить следующее: тема, цель и предмет напрямую созвучны.
К примеру, тема: «Строительство г. Нефтеюганска в 1960-1980 гг.», цель: «Исследовать основные этапы и результаты строительства г. Нефтеюганска в 1960-1980 гг.», предмет: «Строительство г. Нефтеюганска в 1960-1980 гг.». Да, так просто (хотя я немного утрирую для понимания картины).
Объект при этом шире предмета и в нашем случае будет звучать примерно так: «Строительство в Западной Сибири в период интенсивного нефтегазового освоения (1960-1980 гг.)».
Задачи — это те шаги, которые приведут Вас к достижению поставленной цели и, скорее всего, они будут схожи с содержанием работы. «Охарактеризовать особенности нефтегазового освоения и строительства…», «проследить динамику…», «выявить основные сложности…» и проч.
6. Актуальность
Актуальность — это ответ на вопрос: «зачем ваша тема нужна сейчас?». Не путайте актуальность с научной новизной! Тема может быть совсем не исследована, но не представлять значимой актуальности. Критериями актуальности могут служить усиление интереса научного сообщества к данной или более широкой теме; выводы, которые можно сделать сейчас из событий прошлого; и даже геополитические изменения.
Можно придумать, как об этом написали бы журналисты: «Актуальность постройки газопровода «Северный поток — 2» обусловлена все возрастающей потребностью стран Европы в энергоносителях из России…». Так и ваша тема: «для чего она нужна сейчас» — ответ на вопрос об актуальности.
7. Территориальные и хронологические рамки
Здесь Вы должны обосновать, почему Вы взяли именно эту территорию и именно этот хронологический период. Вариант ответа: «я здесь живу и поэтому мне это интересно» не проходит — Вы должны четко обосновать, что именно применительно к этой территории тема не исследована, на этой территории проходили такие-то значимые события, именно эта хронология является важной, потому что в эти годы происходили процессы, обусловившие дальнейшее развитие региона и т.д.
8. Методология
Самый сложный раздел. Если Вы не владеете конкретной методологией, лучше использовать общенаучные методы: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (почитайте о них в интернете) — в любом случае выбор методов будет зависеть от конкретной работы и (как и многие другие пункты), предварительно набросав и «прикинув» методы с научным руководителем, доделаете уже после написания основной части исследования.
Надеюсь, эта заметка окажется Вам полезной. Постаравшись изложить основные пункты, отмечу, что требования конкретного конкурса могут отличаться от другого. Но, уделив внимание этим позициям, Вы несомненно улучшите Вашу работу.
Буду искренне рад услышать ответы и предложения в комментариях!
Успешных вам проектов!
02/06/24-НПС ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПУТЬ К ПРОФЕССИИ ИЛИ ЗАБАВА ДЛЯ ВСЕХ?
/Подрезов Алексей Владимирович, заместитель директора МАУДО ДХШ ГОЩ, сопредседатель редакционной коллегии журнала «Парадигма образования», e-mail: podrezov@scofart.ru/
В данной статье рассмотрена проблематика реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства в Детской художественной школе в контексте современных тенденций и направлений развития системы дополнительного образования.
Современные реалии работы Детских художественных школ можно образно обозначить как «Период перемен», который характеризуется «недосказанностью» государственной политики в поле их деятельности и, как следствие, неопределенности дальнейшего стратегического развития учреждений данного вида с одной стороны, а также стремительно изменяющимися тенденциями развития современного общества с другой. Данная ситуация выражается в следующих аспектах.
Нормативно-правовые и политические аспекты.
Определение ведомственного статуса детских школ искусств.
Вопрос подведомственности Детских школ искусств в той или иной степени возникал в различных дискуссиях довольно часто. Данные учреждения имели различную ведомственную принадлежность, находились в ведении органов исполнительной власти то в области культуры, то образования. Можно сказать, что точку в данном вопросе поставили с принятием Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года только в марте 2022 года. При этом осуществить передачу детских художественных школ в ведение министерства культуры в полном объеме предполагалось до 2024 года.
Здесь возник первый нормативный прецедент, который вносит неясность в понимание дальнейших перспектив развития Детских школ искусств и предпрофессионального художественного образования в частности. Дело в том, что принятие Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года осуществлялось с расчетом на передачу Детских школ искусств в ведение Министерства культуры, поэтому в вышеуказанной концепции сказано, что в части реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства необходимо обеспечить выполнение задач в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года. Однако данная стратегия была принята в 2016 году, до окончательного решения вопроса ведомственной принадлежности детских школ искусств и поэтому не включает в себя существенного и проработанного блока вопросов, связанных с работой учреждений данного вида.
В рамках деятельности Министерства культуры к стратегическому нормативному документу, определяющему перспективы развития Детских школ искусств можно отнести План мероприятий по перспективному развитию детских школ искусств на 2018-2022 годы, однако, сроки его реализации завершились. Другого нормативно-правового акта, обладающего преемственностью по отношению к указанному плану, в настоящее время не утверждено.
Данные ради данных.
Идея принятия решения на основе данных имеет в своей основе глубокие рациональные корни и сегодня активно применяется, в том числе и в государственном управлении, что выражается не просто наличием программных документов
декларативного характера, но и различных аналитических материалов, ключевых показателей результативности и т.д., сопровождающих указанные документы.
Однако принципы подобного подхода часто искажаются, когда их применение осуществляется в контексте тех или иных политических аспектов работы. Принципиальным становится устремление не в получении объективных данных, их анализе и выработке на основе этого соответствующих решений, а необходимость достижения установленных целевых показателей.
В этой связи в Детских художественных школах остро встает вопрос о выполнении требований к сохранности контингента и увеличению охвата детей дополнительным образованием с одной стороны (что является одним из ключевых направлений государственной политики в этом отношении) и переходу учреждения к более академической, с учебной точки зрения более трудоемкой, модели образовательной программы, нацеленной на получение начального художественного образования и предпрофессиональной подготовки обучающихся с другой. При этом фактором оценивания этой работы является исключительно достижение плановых показателей (даже не смотря на их возможную противоречивость) без учета запроса на данный вид образования, его организационных аспектов и других особенностей.
Примером данной тенденции также служит огромное количество информационных систем, отчетных документов, гугл-таблиц, заполнение которых никаким образом не способствует реальному решению проблем образовательной организации или выработке возможных управленческих решений и стратегий развития.
Нормативное регулирование содержания предпрофессиональных программ.
Ввиду того, что содержание дополнительных предпрофессиональных программ подлежит строгому нормативному регулированию (наличие федеральных государственных требований и типовых программ), возникают сложности в обновлении их содержания, при том, что данная задача отражена в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Как Федеральные государственные требования, так и типовые предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства не претерпели каких-либо существенных изменений с момента их разработки в 2012 году. При том, что в системе общего и профессионального образования изменения происходят постоянно.
С учетом того, что современное образование должно отвечать тенденциям гибкости и вариативности возникает очевидная потребность доработки Федеральных государственных требований на предмет введения возможностей для образовательных организаций, реализующих указанные виды программ, осуществлять их разработку с большей степенью самостоятельности. Особенно в связи с наметившейся тенденцией интеграции предпрофессионального образования с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
03/06/24-НПС Методическое сопровождение профессионального роста педагогов в процессе аттестации
/Пробылова Людмила Брониславовна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г.о. Королёв +7 (926) 479-48-04, e-mail: rumila@list.ru/
Аннотация: в статье рассматривается важность методического сопровождения педагогов в процессе их аттестации. Автор подчеркивает, что аттестация является ключевым механизмом оценки профессиональной компетентности педагогов и стимулирования их профессионального развития. Однако для того, чтобы аттестация действительно способствовала профессиональному росту, необходимо организовать эффективное методическое сопровождение этого процесса. В статье представлены основные направления и формы методического сопровождения, такие как консультирование, разработка методических рекомендаций, создание портфолио достижений педагогов и др. Особое внимание уделяется роли методических служб образовательных организаций в обеспечении профессионального развития педагогов в ходе аттестации. Статья будет полезной для руководящих работников в сфере образования, методистов.
Ключевые слова: аттестации педагогических и руководящих работников, методическое сопровождение,направления методической работы.
Отличительной чертой современного образования в Российской Федерации является интенсивный процесс прогрессивного обновления, затрагивающий многие сферы педагогической деятельности, в том числе и аттестацию педагогов.
Сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников опирается на Закон Российской Федерации «Об образовании», Трудовой кодекс Российской Федерации, на
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023г. №196 о Новом порядке аттестации педагогических работников организаций, на Распоряжение Министерства образования Московской области от 19.12.2023г. № Р-1145 с утверждёнными изменениями в Административный регламент государственной услуги.
Методическое сопровождение аттестации даёт информационно-аналитическую поддержку в данной процедуре, способствует в результате профессиональному росту педагогов. Также сопровождение аттестации даёт возможность сконцентрироваться на моментах профессиональной компетентности и мастерства каждого педагога, обнаружить «сложные места» и противоречия в его профессиональной деятельности. Являясь стимулом повышения качества образования, возможностью опережающего развития профессиональных возможностей, педагоги получают уникальный опыт достойного самоутверждения и самопрезентации. Также значение аттестации можно рассматривать в контексте связи положительных результатов профессиональной деятельности и развития системы образования в целом, что является ключевым моментом образования будущего.