01/05 Методика организации обучения игре на фортепиано учащихся с РАС (расстройством аутистического спектра)
|В современном мире учащиеся с РАС (расстройством аутистического спектра) имеют широкие возможности для обучения и развития. Долг общества – разработать и реализовать методики и подходы к образованию учащихся с РАС.
Музыкальное образование учащихся с РАС, в частности, в рамках детских музыкальных школ и школ искусств, – не просто способ дополнительного развития учащегося, но и немалый вклад в укрепление и гармонизацию его психоэмоционального состояния, а также метод коррекции нарушений, возникающих у учащихся с диагнозом РАС.
Влияние занятий фортепиано на психоэмоциональное состояние учащихся с РАС
В научной и методической литературе неоднократно говорилось о значении музыкальных занятий (в т.ч. на фортепиано) для психоэмоциональной коррекции детей с РАС. В. П. Анисимов впервые в отечественной музыкальной литературе высказал мысль о том, что музыкальные занятия необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство для развития отстающих психических функций[1].
Характерные для учащихся с РАС трудности в распознавании эмоций в социальных коммуникациях – в голосовых интонациях и мимике лица — не распространяются на область музыкальной коммуникации[3].
Музыкальные занятия, проводимые для компенсации нарушений у учащихся с РАС, использует как простые, так и более сложные виды музыкальной деятельности. Уроки фортепиано эффективны для учащихся с РАС, если преподаватель понимает и учитывает особые потребности учащегося; используемые методы обучения предполагают движение от простого к сложному, что позволяет адаптировать их для учащихся с ОВЗ и РАС. Эти методы реализуют пошаговый подход, учитывают особенности учащегося, предполагают индивидуальные занятия, тем самым минимизируя социальные требования [2].
Рисунок 1. Влияние занятий фортепиано на психоэмоциональное состояние учащихся с РАС
Рисунок 2. Приемы для развития навыков слушания, слуховой памяти [2]
Методика организации занятий фортепиано с учащимися с РАС
Задачи преподавателям:
- налаживание контактов учащийся-преподаватель и учащийся-инструмент;
- развитие эмоционального отклика на музыку в процессе совместной деятельности;
- развитие крупной моторики и координации за инструментом;
- развитие мелкой моторики, координации движения пальцев;
- воспитание коммуникативной культуры при общении с преподавателем;
- подбор репертуара согласно специфике заболевания и индивидуальным особенностям учащегося.
Рисунок 3. Правила построения занятий с обучающимися с РАС
Особенности психики учащихся с РАС
Инструментальное обучение учащихся с РАС требует особого подхода. Трудно привлечь и удержать внимание учащихся. Дефицит внимания – основа задержки их развития. Расторможенность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением мешают им в освоении информации. Учащиеся с РАС имеют проблемы с коммуникацией, неохотно идут на контакт с преподавателем, активно выражают нежелание общаться в любой форме – закрывают уши, не дают прикоснуться к рукам. Основа занятий – дружелюбное отношение к учащемуся, спокойный, тихий голос, отсутствие лишней для учащегося вербальной информации.
Этапы построения занятий с обучающимися с РАС
1 этап: знакомство с инструментом;
2 этап: снижение возбуждения нервной системы учащегося (несложные игры и упражнения, физкультминутки);
3 этап: преодоление трудностей, характерных для учащихся с РАС:
а) диагностика знаний, умений и навыков учащегося и определение актуального уровня его развития (на индивидуальных занятиях);
б) анализ и определение причин возникновения трудностей у учащегося;
в) разработка способов преодоления трудностей, возникающих у учащегося.
4 этап: адаптация учебных материалов и построение занятий с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащегося и его семьи на основе существующих рекомендаций, подходов и методов.
Способы адаптации учебных материалов
- Упрощение инструкции к заданию (использование простых алгоритмов, простых слов и фраз);
- Индивидуализация стимульных материалов (акцент на индивидуальных способностях учащегося);
- Дополнительная визуализация (краткая запись, игра преподавателя);
- Минимизация двойных требований (использование метронома при необходимости совмещения игры на инструменте вместо счета вслух);
- Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности (уменьшение количества заданий);
- Упрощение содержания задания (выбор произведений, соответствующих интеллектуальному уровню обучаемого).
Требования к подготовке преподавателей, занимающихся с учащимися с РАС
Для работы с обучающимися с РАС преподаватель проходит комплексную подготовку. Преподаватель должен быть готов к тому, что потребуется большое количество временных, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов с его стороны. Обучение учащихся с РАС – это принципиально новый этап его педагогического развития. Переподготовка преподавателя должна быть многоэтапной и разноплановой:
- Приобретение системных теоретических знаний (получение новой профессии в вузе, переквалификация, повышение квалификации);
- Практическая реализация полученных знаний и навыков (опыт налаживания контактов с обучающимися, развитие умения анализировать индивидуальные особенности и потребности каждой семьи, в которой есть обучающиеся с РАС, разработка собственной методики работы с обучающимися с РАС, реализация разработанной методики);
- Дальнейшее профессиональное развитие в данной области (мониторинг новых исследований, публикаций в области педагогики, обмен педагогическим опытом с коллегами на конференциях, проведение лекций, в том числе на курсах повышения квалификации для преподавателей, участие в педагогических конкурсах, по необходимости — коррекция своей методики на основании педагогического опыта).
Особенности подготовки:
- осуществляется с обязательным учетом специфики и сложившихся традиций музыкального образования;
- при реализации методики необходима постоянная обратная связь с учащимися и их родителями, анализ связи;
- преподаватель, приобретая опыт, должен быть психологически готов к трудностям работы;
- необходимо развивать в себе следующие моральные качества: беспристрастность, нейтральность, добровольность, терпение, чуткость, деликатность и т. д.
Взаимодействие и контакт с семьями – важнейшая составляющая работы преподавателя. От нее в большой степени зависит дальнейший успех обучения и развития учащегося. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, преподавателю необходимо знать особенности семьи: как переживается кризис, на каком этапе он находится, знать психологические защиты, распределение ролей в семье, ежедневные трудности родителей, как они с ними справляются. Преподаватель внимательно выслушивает членов семьи. Важная особенность — открытое и уважительное общение [4]. Родители ожидают от преподавателя глубоких знаний в области педагогики, но не консультаций в области медицины.
Рекомендации для родителей по организации домашних занятий фортепиано
Семья играет большую роль. Грамотный подход к организации занятий в семье повышает шансы аутичного учащегося на адаптацию. Помимо создания комфортных условий для домашних занятий, от родителей потребуется соблюдать определенные организационные правила, разработанные для домашних занятий с обучающимися с РАС:
- Для обучающихся с РАС не рекомендованы домашние занятия в привычных, традиционных формах;
- Приветствуются занятия в свободной форме, а точнее – в форме, разработанной преподавателем для данного ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- Необходимо принимать во внимание потребность самого учащегося заниматься только в определенное выбранное время;
- Следует учитывать поведенческие особенности учащихся с РАС – склонность к стереотипии, упорядоченности, завершенности, структурированности, ориентиру во времени и пространстве, развитию механической памяти, и исходя из этого стимулировать развитие других аспектов памяти, которая состоит не только из механической, но и из слуховой, эмоциональной, зрительной.
Список использованных источников |
Ткачева А. Н., «Особенности музыкального обучения детей с ограниченными,» Современное педагогическое образование, №12/ 2019. |
Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А., Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей, Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. |
Боровицкая А. Л., «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с диагнозом ASD,» Вестник Череповецкого государственного университета, №5/ 2015. |
Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра, Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. |
/Ольхина Маргарита Сергеевна Преподаватель по классу фортепиано и синтезатора МУДО «Бронницкая детская школа искусств»/ 01/05/23-НПС