01/05 Ежемесячный дайджест 5 (12) 2024


Здравствуйте друзья!

Представляем вашему вниманию майский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования».


СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

01/05/24-НПС Социальные проекты в творческой деятельности как инструмент для формирования социально-активной личности и гражданской позиции обучающихся

Аннотация: учебно-методические материалы разработаны в процессе реализации разноуровневой комплексной общеобразовательной программы «Изостудия «Креатив», и знакомят с педагогическим опытом, возможностью применения различных социальных практик в детском объединении, ориентированном на занятиях изобразительным творчеством. Социальное проектирование рассматривается в качестве приоритетного направления работы с обучающимися изостудии в учреждении дополнительного образования при формировании их гражданской позиции.

Данный материал будет интересен широкому кругу пользователей, в том числе и педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие программы по изобразительному искусству и активно включающие в свою педагогическую деятельность социальное проектирование.

Ключевые слова: социальное проектирование, изобразительное творчество, дополнительное образование, социально-активная личность, гражданская позиция.

 В 2009 году в Российской Федерации принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,

в которой, наше время обозначено как время смены ценностных ориентиров, которое требует формирование личности нового поведения на основе новых ценностей.  В документе прописан «воспитательный идеал», который понимается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

И поэтому, одной из важнейших составляющих процесса воспитания в изостудии является формирование целостной гармоничной личности с активной жизненной позицией.   Сегодня гражданское воспитание подрастающего поколения становится актуальным и приоритетным направлением, реализуется через социальное проектирование, которое как никакая другая деятельность   готовит к жизни и труду, создаёт благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе сверстников.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


02/05/24-НПС Традиционные и инновационные подходы в обучении декоративной композиции художественной росписи ткани в учреждении дополнительного образования

Аннотация: Учебно-методические материалы разработаны в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Изостудия «Креатив» «Батик», которая является частью или ступенью комплексной разноуровневой программы, реализуемой в Центре детского творчества педагогами изостудии для детей от 7-17 лет. Рассматриваются и анализируются вопросы изучения традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства, методика преподавания декоративной композиции и основ батика.

Данный материал будет интересен широкому кругу пользователей, в том числе и педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие программы по изобразительному искусству и активно включающие в свою педагогическую деятельность   проектирование (выполнение долгосрочных творческих работ)

Ключевые слова: роспись ткани, батик, декоративная композиция, методика, традиции, инновации.

Перемены в современном мире и во всех областях человеческой жизни коснулись такой важной сферы культурной деятельности общества, как образование. В современном дополнительном образовании миссия педагога — особая. Необходимо дать ребенку не только необходимую информацию, научить его чему-то, но и включить его в социально-значимую деятельность.  Нашему обществу нужны образованные, творчески мыслящие, уверенные и целеустремленные в любых жизненных условиях личности. Для решения этих задач призвано учреждение дополнительного образования, в котором каждый ребенок имеет возможность свободного выбора образовательной области, профиля понравившейся программы, времени освоения программы. У детей есть возможность   реализовывать свои творческие способности в разнообразных видах деятельности.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


03/05/24-НПС Создание условий и организация образовательного пространства как фактор выявления ранней одаренности

Аннотация: В  данной статье представлен опыт работы объединений «Непоседы» и «Совята», и реализуемой программы комплексного раннего развития дошкольников в Центре развития творчества.  Занятия педагога по данной программе позволяют создать необходимые условия и образовательное пространство для полноценного развития ребенка и выявления его способностей, задатков, ранних профориентационных наклонностей и ранней одаренности.

 Представленный материал будет интересен педагогам и руководителям дошкольных объединений, работающим по комплексным программам раннего развития.

Ключевые слова: развитие дошкольников, занятия в группах, ранняя одаренность.

Одаренность является предметом исследований многих авторов.  Этот сложный феномен изучен далеко не во всех деталях и не многими авторами.   Вопрос особенностей ранней детской одаренности, рассматривался не в полной мере, складывающихся под воздействием современной образовательной среды. 

Педагогические поиски в данном направлении необходимы. От правильного понимания перспектив развития ребенка зависит его успех во взрослой жизни. Чем раньше педагоги обратят внимание на признаки одаренности, тем данные перспективы окажутся реалистичнее, могут воплотиться в индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В учреждении дополнительного образования созданы максимально комфортные условия для выявления и развития ранней одаренности.  

Ранняя одаренность, по мнению В. И.Панова, подразумевает особые психические состояния ребенка, вызванные «подчинением» одаренности.   Если окружающая обстановка благоприятна, то ребенок активен в предпочитаемой им сфере.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


04/05/24-НПС Скорочтение как инструмент по выявлению и развитию ранней одаренности детей

Аннотация: В данной методической разработке представлен опыт работы с детьми в творческом объединение «Непоседы» в учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества». Комплексная методика по скорочтению, помогает выявить интеллектуальные способности одаренных детей, используя в работе такие методы как: диагностика и наблюдение, через личностно — ориентированный подход к каждому ребенку.

Ключевые слова: скорочтение, программа дополнительного образования, ранняя одаренность, дошкольный возраст.

Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности, в последнее время все больше возрастает. Это связано с тем, что в семье такие дети на ранних этапах развития в большинстве случаев остаются непонятыми, так как их способности чаще всего сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, что в свою очередь вызывает обеспокоенность родителей за будущее ребенка.

Период дошкольного возраста и начального школьного является наиболее благоприятным для выявления ранней одаренности. Однако, как показывает практика, возможности данного возраста, выявить педагогу достаточно   непросто. 

По нашему мнению, есть дети с более развитым интеллектом, со определенными способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  Такие дети ориентированы на поиски ответов на интересующие их вопросы.  Дети очень активны и любознательны только в той деятельности, в которой заложены их способности, и возможно, у таких детей может наблюдаться снижение интереса к другим областям знания.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


05/05/24-НПС К вопросу об учете свойств темперамента детей в образовательной деятельности

Аннотация: В статье представлен опыт работы педагогов МБУДО ЦРТДиЮ  г.о.Королев по выявлению и организации работы с детьми с различными типами темперамента.

Ключевые слова: Темперамент, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Рассматривая проблему индивидуализации обучения в научных исследованиях ученые пришли к выводу, что она является   многоаспектной как в теоретическом, так и в практическом планах. Индивидуальный подход – важнейший   психолого – педагогический принцип, согласно которому в воспитательно – образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные   особенности каждого ребенка. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.     

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность [1].

В отечественной и зарубежной психологии представлены разные подходы к исследованию темперамента. В отечественной психологии темперамент рассматривался в контексте индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, Б.Ф. Ломов, М.К. Кабардов и др.). Б.Г. Ананьев определяет личность как целостную индивидуальность в ее социальном развитии. В трудах Б.Г. Ананьева обозначено значение целостности в интерпретации индивидуальности. Более близким для автора данного исследования является определение индивидуальности, представленное в исследованиях Э.А. Голубевой: индивидуальность — это неповторимое своеобразие каждого человека, сочетающее индивидуальные особенности его организма и уникальные черты личности.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *