01/03 ОСНОВОПОЛОЖНИКИ АРТ – ТЕРАПИИ К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ АРТ –ТЕРАПИИ
|Начиная с доисторического времени, искусство сопровождало и поддерживало человека на протяжении многих веков. Оно активно использовалось людьми в ходе ритуалов, магических и исцеляющих практик, а также в качестве эффективной формы их взаимодействия друг с другом, освоения и преобразования окружающей среды.
Арт — терапия в научно-педагогической литературе рассматривается как средство, позволяющее следить о эмоциональном самочувствии и психическом состояние здоровья личности, группы, коллектива средствами образной деятельности.
Одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель — художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Л.Ловенфельд, Е.Г. Макарова) [5].
Однако необходимо отметить, что использование арт-терапии с целью профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний дошкольников требует новых подходов и научных разработок.
Рассмотрим становление и развитие арт-терапии.
Как наука, арт-терапия является относительно молодой зародившейся одновременно в Англии и в США соединившей в себе изобразительное искусство и психологию.
В Великобритании, английский врач и художник Адриан Хилл (1895 г. – 1977 г.) в 1938 году, был первым человеком, который использовал термин «арт-терапия» при описании своей работы в санатории с больными туберкулезом, он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время их восстановления от болезни и вскоре получил широкое распространение.
Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающей ум (а также пальцы ) … творческой энергии». Художник начал свою творческую работу с пациентами , которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945г). Эдриан Хилл создал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов в 1964 году стал ее первым президентом [2].
Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) присоединился к Адриану Хиллу, чтобы продлить работу в британской психиатрической больнице Nethern в графстве Суррей в 1946 году.
Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Его стиль работы был назван «невмешательство».
За время работы Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных. Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний [1].
Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон, одной из первых в Соединенных Штатах, начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально [7].
В это же время начала свою работу и доктор Эдит Крамер. Она родилась в Вене, Австрия , где изучала искусство, графику, скульптуру и живопись. После прибытия в Соединенные Штаты в 1938 году в качестве беженца , она стал гражданкой США в 1944 году и продолжала заниматься искусством. В 1958 году она опубликовала книгу «Арт-Терапия у детей» . Эдит Крамер является выдающимся учёным и почетным членом Арт-терапевтической ассоциации Америки, которая была создана в 1969 году [9].
В 1908 году в Российской империи врач-терапевт И.А. Яроцкий выделяет набор психотерапевтических принципов «арететерапии», направленных на вдохновение людей средствами искусства, творчества и наслаждения от природы. (Александр Иванович Яроцкий (1866, Санкт-Петербург — 1944, Самарканд) — советский ученый, терапевт, доктор медицинских наук, профессор. Автор психотерапевтического метода «Арететерапия»).
В 1913 году невролог В.М. Бехтеров создает комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. Его исследования, а также исследования И.М. Догель, С.И. Констрорум, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова Г.И. Шипулиной, В.С. Шараджан выделяют положительное влияние музыки на сердечно-сосудистую, двигательную, центральную нервную системы человека [8].
Сейчас арт-терапия является независимой дисциплиной, в рамках которой созданы обучающие программы, и издаются специальные журналы, проводятся конференции и семинары, она применяется в разнообразных областях специалистами помогающих профессий (психологи, врачи, социальные работники, педагоги)
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения [4].
Арт-терапия — это сложное понятие, которое включает множество разнообразных форм и методов в связи, с чем общепризнанной ее классификации не существует.
Выделяют 4 основных направления арт-терапии:
1. Пассивная арт-терапия. Анализ и интерпретация пациентом уже существующих произведений искусства.
2. Активная арт-терапия. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.
3. Одновременное использование первого и второго принципов.
4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству [3].
Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение человека, составить мнение, на каком этапе жизни он находится. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, а также подавленные и скрытые переживания. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы [6].
Арт-терапия — это способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.(10)
Ссылки на источники:
1. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.
2. Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.
3. Юткейт Л. и Тельгер К. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице г. Мюнстера // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.
4. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб: Наука, 1992.
5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.
6. Беккер-Глош В. Арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице // Арт-терапия: хрестоматия /Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001
7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.. М: Медицина, 1989.
8. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. М: Академический проект, 2000.
9. А. Данто «Мир искусства», 1964 г.
10. В.Э. Франкл «Воля к смыслу» 1969, 1988 г.г.
/Шампетова Кубажай Шарипбековна магистрант Пермского Государственного университета, факультет «Педагогика и психология». Научный руководитель Белова Г.Б ./ 01/03/22-НПС