01/01 Сущность воспитательной технологии
|Воспитательная технология — совокупность форм,
методов, приемов и средств воспроизведения
теоретически обоснованного процесса воспитания,
позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» — понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но, если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются.
К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.
Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль.
Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно – ориентированная.
Необходимо подчеркнуть важность содержательного компонента воспитательной технологии для ее успешности. От него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно — ориентированной, продуктивной или малоэффективной.
В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
В детской школе искусств в образовательном процессе используются разнообразные педагогические технологии: здоровье-сберегающие, игровые и др.
Вместе с тем особенно часто применяется специфическая воспитательная технология — технология коллективной творческой деятельности(И.П. Волков, И.П. Иванов).
Общеизвестное сокращенное название этой технологии – КТД.
Она направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (танец, концертное выступление хора, фольклорный праздник и т.п.).
Кроме того, технология КТД способствует воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества.
КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
В технологии практикуется организация деятельности в рамках разновозрастных групп. Данная практика позволяет учащимся чувствовать себя достаточно свободно, раскованно, способствует их индивидуальному самовыражению и самореализации и эффективному сотрудничеству внутри коллектива (группы). Основным методом обучения в рамках данной технологии является диалог, как способ взаимодействия, который может быть трансформирован в мозговую атаку, деловую игру, творческую дискуссию.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся содержание деятельности в рамках технологии КТД имеет свою специфику:
1. Для младших детей эффективны игровые формы творческой деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
2. Для подростков целесообразно создать условия для проявления их творческих способностей в рамках мероприятий: участие в массовых хореографических, музыкальных, театральных, вокально-хоровых и др.
3. Старшие обучающиеся готовы работать над разработкой творческих проектов и исследовательских работ.
Технологическая цепочка КТД:
— подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);
— психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);
— коллективное планирование (обсуждение вариантов творческого дела);
— коллективная подготовка дела (распределение обязанностей, уточнение плана);
— осуществление разработанного плана;
— завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? что не получилось? как улучшить?
В рамках сетевого взаимодействия СОШ и УДОД данная технология играет роль, направленную на интеграцию и синхронизацию образовательного и воспитательного процесса.
/Тимонина Екатерина Борисовна, Заместитель директора по УВР МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, shel_dshi_medoz@mosreg.ru/ 01/01/23-НПС