01/01 Сущность воспитательной технологии

Воспитательная технология — совокупность форм,

методов, приемов и средств воспроизведения

 теоретически обоснованного процесса воспитания,

позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» — понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но, если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются.

К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль.

Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно – ориентированная.

Необходимо подчеркнуть важность содержательного компонента воспитательной технологии для ее успешности. От него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно — ориентированной, продуктивной или малоэффективной.

В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

В  детской школе искусств в образовательном процессе используются разнообразные педагогические технологии: здоровье-сберегающие, игровые и др.

Вместе с тем особенно часто применяется   специфическая воспитательная технология — технология коллективной творческой деятельности(И.П. Волков, И.П. Иванов).

Общеизвестное сокращенное название этой технологии – КТД.

Она направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (танец, концертное выступление хора, фольклорный праздник и т.п.).

Кроме того, технология КТД способствует воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества.

КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

В технологии практикуется организация деятельности в рамках разновозрастных групп. Данная практика позволяет учащимся чувствовать себя достаточно свободно, раскованно, способствует их индивидуальному самовыражению и самореализации и эффективному сотрудничеству внутри коллектива (группы). Основным методом обучения в рамках данной технологии является диалог, как способ взаимодействия, который может быть трансформирован в мозговую атаку, деловую игру, творческую дискуссию.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся содержание деятельности в рамках технологии КТД имеет свою специфику:

1. Для младших детей эффективны игровые формы творческой деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

2. Для подростков целесообразно создать условия для проявления их творческих способностей в рамках мероприятий: участие в массовых хореографических, музыкальных, театральных, вокально-хоровых и др.

3. Старшие обучающиеся готовы работать над разработкой творческих проектов и исследовательских работ.

Технологическая цепочка КТД:

подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);

психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);

коллективное планирование (обсуждение вариантов творческого дела);

коллективная подготовка дела (распределение обязанностей, уточнение плана);

осуществление разработанного плана;

завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? что не получилось? как улучшить?

  В рамках сетевого взаимодействия СОШ и УДОД данная технология играет роль, направленную на интеграцию и синхронизацию образовательного и воспитательного процесса.

/Тимонина Екатерина Борисовна,
Заместитель директора по УВР 
МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, 
shel_dshi_medoz@mosreg.ru/
01/01/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *