Цифровизация в образовании: основные аспекты
То, что цифровизация – один из ведущих трендов современности говорить не приходится. О применении всевозможных цифровых технологий в самых разных сферах человеческой деятельности мы привыкли слышать достаточно регулярно. Не исключением является и сфера образования, где внедрение цифровых технологий осуществляется достаточно активно. Отметим, что цифровизация образования – понятие емкое и весьма многоаспектное, поэтому мы не будем подробно рассматривать все особенности данного процесса, а остановимся на тех наблюдениях, которые непосредственно выражаются в практической образовательной действительности и деятельности среднестатистической образовательной организации.

Что такое цифровизация в школе и где она применяется?
Под цифровизацией школы понимают внедрение цифровых технологий в ее работу. Данное внедрение осуществляется на всех уровнях деятельности школы это и управление учреждением и организация взаимодействия с участниками образовательных отношений и непосредственно образовательный процесс. Давайте разберемся, какие преимущества и недостатки возникают в сложившейся практике работы в каждом из этих направлений.
Управление образовательной организацией
В управленческой практике внедрение цифровых технологий позволяет решать широкий спектр задач, к которым можно отнести как общеотраслевые (бухгалтерский учет, статистическая отчетность, планирование, кадровый учет, делопроизводство и др.) так и специфические для школы (составление расписания, зачисление на обучение, повышение квалификации и аттестация педагогических работников, оценка качества образования и т.д.). С уверенностью можно сказать, что все организационно-управленческие процессы осуществляются в современной школе с применением цифровых технологий, которые, безусловно, помогают в решении указанных задач.
При этом активная цифровизация данной сферы деятельности школы имеет и негативные эффекты. Как рассказывает руководитель одной из школ: «Я хорошо помню время, когда наиболее важные документы мы готовили на печатной машинке, некоторые и вовсе писали от руки. Районный отдел образования был в двух часах езды. Сколько документов можно напечатать за день и передать их в отдел? Естественно командировки были не частыми, раз – два в месяц. Было время по-настоящему узнать, как работает моя школа. Сходить на уроки, обойти школьное здание и территорию, пообщаться с педагогами и работниками, родителями, учениками, выступить на педагогическом, методическом совете. Кто-то считает, что современному директору этим заниматься не нужно, есть замы, надо делегировать и т.д. Но школа – тонкая материя, не завод, не фирма и, перефразируя известного классика, чтобы управлять ей во всех отношениях, нужно познать ее во всех отношениях. Сегодня я и мои заместители могут в течение дня подготовить ответы на десяток различных запросов от всевозможных ведомств, которые моментально направляются через различные информационные системы, онлайн-формы, электронную почту и т.д. И это только внеплановые запросы! При этом возникают большие сомнения, что все эти бесконечные данные несут какую-то пользу для нашей школы, а на их подготовку порой уходит целый рабочий день».
Организация взаимодействия с участниками образовательных отношений
Сегодня существует большое количество технологий, которые позволяют нам общаться. При этом все они достаточно доступны и есть у большинства людей. Это, конечно же, дает большие преимущества, т.к. информацию можно получить быстро и практически в любом месте. Совокупность цифровых решений в данной сфере деятельности школы, несомненно, обеспечивает открытость и доступность информации о ее работе для всех заинтересованных лиц. Всегда можно решить экстренные вопросы, обратиться к администрации школы самыми разными способами. Все эти решения могут оказать большую помощь для построения эффективной коммуникации между участниками образовательных отношений.
Тем не менее, проблемы у новых форматов коммуникации все же присутствуют. Прежде всего, иногда, создание всевозможных чатов для родителей, детей, учителей в огромном количестве, не способствует продуктивному решению задач. Не случайно про всевозможные родительские чаты сегодня существует огромное количество шуток. Есть и другая проблема. Любая дистанционная коммуникация все же не выражает всех невербальных составляющих, присущих живому общению. Вот что рассказывает по этому поводу один из школьных психологов: «Очень часто родители обращаются с жалобами по самым разным вопросам, при этом начинаются такие обращения с того, что мне показывают экран какого-либо чата, где они сами или их ребенок общаются с учителем. При внимательном рассмотрении со стороны становится очевидным, что никто ничего плохого и некорректного в данной переписке никому не говорит и не желает, но чат дает очень опосредованные представления о невербальной составляющей коммуникации с собеседником. Высказывает ли он упрек или просто обозначает некоторую проблему для предложения последующего решения? Какова эмоциональная реакция собеседника, интонация его сообщения? Все это крайне важно в общении и невозможность понять данные аспекты взаимодействия действительно могут привести к ситуации, когда самые благие и добрые намерения вашего собеседника будут истолкованы вами как нападки или оскорбления».
Есть и другая проблема, связанная с информационными системами подобного рода. Коллега-руководитель рассказывает: «Как-то раз, родитель не поняв как воспользоваться услугой в электронном виде, написал вопрос через соответствующий региональный портал. Вполне здравая ситуация, но что получилось в итоге? Оказалось, что сообщения, поступающие через этот портал, рассматриваются как жалоба на соответствующий муниципалитет, а это, как сказали чиновники – рейтинг нашего Главы! Несмотря на то, что по сути и содержанию сообщение данного родителя не являлось жалобой, человек просто воспользовался удобным для себя форматом получения информации об электронной услуге. Но вот для меня как руководителя школы, которая была упомянута в сообщении, это вылилось в написание объяснительных записок и разбирательства». Мы понимаем, что описанные тут случаи это, в большей степени, огрехи отдельно взятых и не самых квалифицированных чиновников, но факт остается фактом – такие случаи не единичны. Вместо того чтобы решать реальные задачи, школе приходится заниматься разбирательствами, почему получилось так, что кто-то что-то написал в отзывах о школе на Яндекс-картах или каком-либо региональном портале? А ведь сейчас не выходя из дома можно хоть Президенту Российской Федерации отправить обращение.
Образовательный процесс
Касательно применения цифровых технологий в образовательном процессе можно сказать, что современные цифровые образовательные решения действительно позволяют сделать занятия более увлекательными и интересными для детей. Сегодня есть множество образовательных сервисов, интерактивных игр, электронных библиотек. Все эти технологии при их грамотном использовании педагогом позволяют существенно разнообразить образовательный процесс. Большие возможности открываются и для организации дистанционного обучения.
В этом сегменте работы школы главное понимать, что все вышеуказанные технологии должны применяться для решения конкретных задач, а не просто для того, чтобы создать видимость некоторой современной образовательной действительности, при этом не стоит забывать и традиционные методы преподавания. Более того важно обеспечить педагогическим работникам реальную свободу в выборе тех или иных технологий. Ведь по большому счету, не важно, с использованием презентации или мела и доски педагог смог увлечь детей и получить достойные образовательные результаты. По большому счету ребенку совершенно не важно, какие технологии использует педагог.
Хороший пример можно привести из жизни. У меня двое детей, которые, как и большинство современных детей, очень любят проводить время с различными гаджетами. Но когда мы с супругой купили обычные настольные игры и начали увлеченно в них играть, дети очень быстро забросили свои телефоны и присоединились к нам. О чем это говорит? Что главное для ребенка все же не технология, а увлекательное времяпрепровождение и сделать его таковым можно по-разному. Существует огромное количество традиционных видов деятельности, которые сами по себе далеки от цифровой технологической действительности и это не делает их не нужными, не востребованными, а в чем-то они даже могут быть более полезными для детей.
Подводя итог, можно сказать, что цифровизация образования — процесс неизбежный и в чем-то необходимый. Цифровой мир прочно вошел в повседневную жизнь человека, значит и школа должна готовить ребенка к тому, что в жизни он будет пользоваться этими технологиями. Но при этом не нужно фанатично насаждать исключительно цифровые образовательные решения везде, где только можно под предлогом соответствия современным трендам и прочим веяниям времени. Во всем нужно сохранять разумный баланс.
Эдуард Зарояль