Юрий Притиск: фотография — это ты.
Что для вас фотография?
На протяжении многих лет я осмысливал этот вопрос и нашёл ответ, довольно простой, но весьма многомерный. Фотография — часть жизни.
Как и для многих, интерес возник с детства, с тех времён, когда получить изображение было не так легко как сейчас. Важно было понимать процесс формирования изображения, переноса его на материалы. Нельзя было за мгновение отсмотреть то, что запечатлевал.
До этого важно было правильно заправить плёнку в кассету, или прямо в камеру, не засветить её, не испортить. Правильно выбирать освещение, параметры экспозиции и ответственно подходить к тому, что хочешь изобразить. Ведь плёнки на 12, 24 или 36 кадров порой тратились за 2-3 месяца, люди не сорили кадрами, снимая даже вполне бытовые моменты жизни. Важно было правильно проявить плёнку, не испортить материалы и только затем перейти к процессу печати, в котором тоже есть место некоторому мастерству.
Всё это повышало ответственность в техническом плане, и кроме всего, процесс проявки фотоплёнки и печати фотографий при свете красного фонаря обладает некой магией, предвкушением познания, некоего открытия. Безусловно, это манит.
И когда освоился технически, убедительно получается то, что запечатлел, то на первый план начинают выходить вопросы эстетики и содержания. Ведь неизбежно каждый и нас столкнулся с образами, способными удивлять и вдохновлять, когда изображение выступает не просто как отпечаток реальности, а как история, как символ, способный вызвать эстетическое потрясение, как язык, который понимают люди разных стран и культур.
Для того, чтобы произвести образ, не рядовой, который взволнует, поставит вопросы перед автором и зрителем, необходимо постоянно учиться. У классиков, современных авторов, изучать историю изобразительных искусств, литературу и кинематограф. Это позволит сформировать вкус, выработать отношение к предмету и научиться транслировать собственное видение через медиум фотоискусства, который в сути своей – бездонный.
Но, чтобы прогрессировать, необходимо отчётливо понимать, где и какие рамки очерчены, чтобы уметь переступать через барьеры, которые навязывает общество.
А зачем переступать?
Дело в том, что если произведения создаются в строго очерченных рамках, то они представляют собой нечто массовое и не уникальное. Это графомания. Бесконечный самоповтор. Отсутствие лица.
Обрести своё лицо, узнаваемый стиль, собственный почерк — труднейшая цель для художника. Для многих – цель недостижимая, но двигаться к этому необходимо всем и каждому, как к одному из творческих смыслов и скорее, это даже на уровне чувств. Хороших фотографов тысячи тысяч, а уникальных и узнаваемых совсем немного.
Произведение может быть неудобным, двусмысленным или провокационным, но выдающееся произведение всегда бросает вызов и привлекает зрителя по-настоящему оригинальным способом. Оно заставляет зрителя думать, реагировать, чувствовать.
Выдающиеся авторы предлагают нечто новое, индивидуальное, неповторимую свою собственную интерпретацию мира, в котором мы живем. Такие образы вне рамок, вне времени, они запоминаются и к ним хочется возвращаться.
И к ним возвращаешься. Открываешь новые детали, удивляешься, пытаешься разобраться и понимаешь, что увиденное не оставляет тебя равнодушным.
Я часто говорю своим студентам: — Произведение ничего не стоит, если зритель остался равнодушным…
Нет универсального и готового рецепта, который позволит любому, как в поваренной книге или учебнике с пустого места стать интересным, узнаваемым, уникальным.
Можно наработать технические моменты, изучить техники съемки. Но нельзя взять и стать другим человеком, неожиданно внести идеи с собственным оттенком и верно следовать им. Очень важна личность фотографа и его жизненный опыт, что неизбежно отражается в его творчестве. В идеи, которые выносишь, необходимо искренне верить, а не подсовывать зрителю надуманное и вторичное.
Опытный зритель не дурак, и не бесчувственный, он убедительно отделит наносное и настоящее.
На протяжении всей жизни я не престаю открывать для себя самые разные измерения фотографии. От прикладной, документальной и мемориальной функции, до социальной, познавательной, информационной, коммуникативной, дизайнерской и эстетической. А вопрос – «Что такое фотография?» — лишь начало в беспрерывном процессе самопознания, связанного с тем самым творческим поиском, который движет многими из нас, без очевидных ответов, но с очевидным желанием материализовать на стекло, холст или бумагу своё мироощущение, поставить перед зрителем вопросы, или найти эмоциональный отклик на свои чувства, ощущения или мечты.
Через творчество автор транслирует себя. Фотография – это ты.
Юрий Притиск