05/04/25-НПС Формирование читательских компетенций подростков средствами театральной импровизации

/Игнатенко Андрей Михайлович – заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, МБУДО ЦРТДиЮ г.о. Королев ignatenko.andrey.92@mail.ru/

Аннотация: Статья посвящена исследованию эффективности применения театральной импровизации как средства формирования читательских компетенций подростков. Цель статьи – проанализировать возможности театральной импровизации как способа поддержки и стимуляции читательских компетенций подростков. В статье рассматриваются проблемы формирования читательских компетенций и преимущества театральной импровизации как метода обучения театральной педагогики. Определено понятие театральной импровизации, а также выявлены её основные преимущества в развитии читательских компетенций: глубокое погружение в текст, сопереживание персонажам произведения, побуждение подростков делиться своими идеями, постоянное обращение к литературному источнику, рефлексия и работа в команде. Театральная импровизация является одним из лучших способов развития читательских компетенций подростков на уроках литературы, она делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, помогая учащимся не только лучше понять произведение, но и вызывает интерес к дальнейшему изучению текста.

Ключевые слова: читательские компетенции, классическая литература, театральная импровизация, подростки, театральная педагогика, рефлексия.

Роль чтения в развитии личности человека трудно переоценить. Ведь с самого раннего детства через литературу дети получают необходимый жизненный опыт, понимание важности моральных ценностей, а также учатся анализировать ситуации, поведение и поступки героев. Литература обогащает духовный мир ребёнка, способствует развитию речи, творческих способностей и мышления. Но почему тогда с взрослением интерес к художественной литературе у детей снижается? Всё достаточно прозаично, если ответить на вопрос, а какова цель такого досуга, как чтение, кроме как необходимость получить оценку в школе или сдать экзамен. Как отметила Е.С. Романичева: «Люди читают с целью поиска информации, точных данных(статистических, технических, правовых, медицинских и т.п.), решения профессиональных задач и вопросов, выполнения учебных заданий, получения интеллектуального и/или эстетического удовлетворения (удовольствия), эмоционального переживания прочитанного, развлечения, общения с другими читателями и т.п.» [1, С. 28-29].

Но в современном мире сверхбыстрых цифровых технологий для поиска информации нет нужды перечитывать горы книг, для получения эстетического, эмоционального удовольствия не нужно тратить время на поиск хорошего рассказа, а в качестве развлечения подростки предпочтут просмотр видео или компьютерные игры. Однако утверждать, что проблема исключительно в цифровизации, было бы неправильно, ведь современные требования образования вынуждают школьников обрабатывать большой объем информации в короткие сроки, что, без сомнения, сказывается на усвоении пройденного материала, не говоря уже о глубоком его понимании.

Согласно федеральным государственным стандартам, одной из ключевых компетенций для освоения предметных программ среднего общего образования является читательская компетенция как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях [5, С. 19]. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. По мнению Н.Н. Светловской, чтение является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим развитию критического мышления и эмоционального интеллекта, что напрямую связано с предметными умениями, формируемыми в ходе уроков литературного чтения [8, С. 45].

Отсюда возникает вопрос: если читательская компетенция, формируемая на уроках литературного чтения, является одной из самых важных компетенций, развиваемых на протяжении всей школьной программы, почему тогда современные подростки сталкиваются с трудностями при работе с текстами классической литературы? Поверхностное чтение, неспособность анализировать и интерпретировать прочитанное, не говоря уже об отсутствии интереса к классической литературе. 

В современной возрастной психологии существует понимание того, почему подростки выбирают определённые книги. Подростковый возраст характеризуется стремлением к самостоятельности и желанием доказать свою способность принимать решения и действовать независимо. В этот период подростки ищут яркие события, динамичный сюжет и активных героев, которые часто противостоят серой массе. Они стремятся быть признанными как уникальные личности и хотят доказать себе и окружающим свою способность принимать решения и действовать независимо. [6, С. 351–352]. 

Результаты опросов свидетельствуют о том, что изучение классической литературы, включённой в школьную программу, воспринимается учащимися как необходимое, но в то же время скучное, трудное и неинтересное занятие. При этом около 45% российских подростков выражают мнение, что классика либо устарела, либо частично утратила свою актуальность [2].

 Важно подчеркнуть, что в наши дни учёные в России уже давно и безрезультатно указывают на разрыв между знаниями школьников и литературными текстами, которые они изучают в школе. Кроме того, в школьной программе не хватает современных и зарубежных литературных произведений [7].

Но, на наш взгляд, проблема отсутствия интереса к книге заключается не в самом содержании классической литературы, а в формах её преподавания, и что познавательная самосознательность и читательский интерес напрямую зависят именно от нестандартных форм обучения. 

Нестандартные формы обучения и преподавания в отечественной психологии и педагогике продвигали такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Е.Н. Ильин, Н.Н. Светловская. Несмотря на развитие собственных взглядов и подходов в психологии и педагогике, мнения всех ученых сводятся к тому, что творческий подход в преподавании незаменим и позволяет изучить предлагаемый предмет не косвенно, а лично прикоснувшись, проникнув в него всем своим вниманием. Например, Л.С. Выготский утверждает, что для детей любого возраста творчество — это способ познания мира, поскольку они активно познают себя, исследуют окружающую реальность и общество [3, С. 35].

И, на наш взгляд, одним из самых творческих подходов для стимуляции читательской компетенции, изучения литературы и работы с художественным текстом является театральное искусство, а в частности — театральная импровизация. 

В театральном искусстве и театральной педагогике импровизацию принято понимать как «спонтанное художественное творчество, суть которого заключается в объединении здесь и сейчас процессов рождения замысла и его воплощения» [9, С. 17]. 

Театральная педагогика достаточно давно применяет импровизацию как образовательную методику, в этом можно убедиться на примере работ Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, М. А. Чехова и др. А созданный К. С. Станиславским «этюдный метод» как способ воспитания актера и по сегодняшний день не утратил своей актуальности.

Станиславский считал, что «этюд-импровизация — это высшая форма творческого процесса и для актера» [9, С. 19]. А, по словам В. И. Немировича-Данченко, театр — это искусство, которое позволяет «оживить» текст, сделать его ближе и понятнее [4, С. 78]. Сам смысл театральной импровизации — это на основе имеющегося опыта (знаний), выполнив определенные условия или предлагаемые обстоятельства игры (упражнения), получить абсолютно новый опыт переживаний, открытий и глубины познания. Для изучения классической литературы, где язык и культурный контекст могут быть сложными для современного школьника, метод театральной импровизации особенно актуален, так как для более точного существования в предлагаемых обстоятельствах подросткам придется пополнить свой словарный запас.

Преимущество театральной импровизации в развитии читательских компетенций заключается в необходимости глубокого погружении в текст. Импровизация требует внимательного чтения и анализа произведения для понимания характера героев, их взаимоотношений и мотивов. Это способствует более осмысленному восприятию текста. К тому же, играя роли по мотивам художественных произведений, школьники учатся сопереживать персонажам, понимать их чувства и эмоции. Это помогает развить эмпатию и эмоциональную отзывчивость. Вдобавок импровизация стимулирует воображение и креативность, так как учащиеся должны придумывать диалоги и действия на основе прочитанного текста, но с учетом собственной интерпретации, что способствует более осмысленному пониманию произведения. И в дополнении ко всем выше перечисленным преимуществам стоит упомянуть, что данный метод побуждает подростков делиться своими идеями, совместно создавая сцены-этюды, способствуют развитию умения слушать, выражать свои мысли и работать в команде.

Однако стоит сказать, что для успешного внедрения театральной импровизации в учебный процесс важно учитывать несколько аспектов:

— Выбор произведения. Необходимо подбирать тексты, которые содержат яркие диалоги, конфликты и характеры. Например, пьесы А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского или У. Шекспира идеально подходят для импровизации.

— Подготовка. Учащиеся должны заранее прочитать произведение и обсудить его с учителем. Важно выделить ключевые моменты, которые будут использоваться в импровизации.

— Распределение ролей. Учитель может предложить учащимся выбрать персонажей, которых они хотели бы сыграть, или распределить роли самостоятельно.

— Импровизация. Необходимо внимательно подойти к выбору упражнения или игры, важно, чтобы правила импровизационного этюда были понятны всем. В большинстве упражнений учащиеся начинают играть сцены, основываясь на тексте, добавляя свои интерпретации или следуя условиям и механике игры.

— Рефлексия. После завершения упражнения важно обсудить с учащимися, что они почувствовали, как поняли персонажей и сюжет. Это помогает закрепить полученные знания.

В качестве примера использования театральной импровизации на уроке можно взять сцену из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и разыграть диалог между Раскольниковым и Соней Мармеладовой, используя механику импровизационной игры «альтернативный финал», где ученики могут попробовать сыграть то, как еще могли бы развернуться события между этими двумя героями.

Таким образом, можно сказать, что формирование читательских компетенций подростков средствами театральной импровизации стимулируется за счет её главных преимуществ как обучающего метода, таких как: необходимость глубокого погружения в текст, сопереживание литературным героям, наличие свободы выбора действий в предлагаемых обстоятельствах, постоянное обращение к литературному источнику, побуждение к работе в команде и рефлексии. Практика импровизации улучшает и формирует способность находить нестандартные решения в любых ситуациях и способствует проявлению творческой любознательности подростка. Использование этого метода на уроках литературы делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, помогая учащимся не только лучше понять произведение, но и вызовет интерес к дальнейшему изучению текста.

Список литературы.

1. Асонова, Е.А., Романичева, Е.С., Сененко О.В., Киктева, К.С., Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта // Вопросы образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-chteniya-opyt-opisaniya-s-pozitsii-subekta (дата обращения: 12.03.2025).

2. Борусяк, Л.Ф. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. – М. : Совпадение, 2016. – 200 с.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.

4.Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: В 2 т. / Сост., ред., примеч. В. Я. Виленкин. М.: Искусство, 1952. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма. 442 с.

5.Овсянникова, Т.Г., Мовнар, И.В., Шишигина, Т.Л.,  Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы. Методические рекомендации. – Вологда, 2016. – 80 с. 

6. Психология человека от рождения до смерти. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

7. Романичева,  Е.С. Современный школьник — квалифицированный читатель и/или стратегиальный чтец? // Вестник ВятГУ. 2011. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-shkolnik-kvalifitsirovannyy-chitatel-i-ili-strategialnyy-chtets (дата обращения: 12.03.2025).

8.Светловская, Н. Н.  Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 218 с.

9. Толшин, А.В. Импровизация в обучении актера. Учебное пособие. — СПб.: СПГАТИ, 2005. – 115 с.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *