Развитие системы образования в контексте идей национального суверенитета России: системная действительность или политический маневр?
Вопросам национального суверенитета Российской Федерации в различных сферах экономической, промышленной, социальной действительности уделяется сегодня большое внимание. Можно с уверенностью сказать, что данная тенденция является одним из основных векторов нынешней социально-политической действительности. Не исключением в данной ситуации является и сфера образования. В представленной статье мы попробуем разобраться, какие базовые положения заложены в основу идей суверенной системы образования в России и являются ли данные идеи необходимостью или их введение в большей степени обусловлено политическими тенденциями.

Тезис о создании суверенной системы образования появился в информационном пространстве в начале 2023 года, в январе Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов выступил с лекцией о развитии суверенной национальной системы образования[1]. По мнению Сергея Кравцова основные векторы развития суверенной системы образования это:
- Единое образовательное пространство (стандартизация программ, учебников и содержания образования);
- Единое воспитательное пространство (наличие в системе воспитания базовых ценностей и соответствующих форм работы, ориентированных на их трансляцию в образовательном процессе: уроки «Разговоры о важном», церемония поднятия государственного флага, проекты «Сила – в знании!», «Сила – в правде!» и т.д.);
- Реализация национального проекта «Образование», в том числе направления «Профессионалитет»;
- Стандартизация программ подготовки педагогических кадров.
Позже, во время общения с участниками образовательной программы «Школа наставника», Президент Российской Федерации Владимир Путин так же сказал: «Мы продолжим формирование суверенной системы образования <…> Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях — от школы до колледжей и вузов»[2].
По мнению президента Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, члена Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации Андрея Алферова суверенная система образования выполняет важную государственно-социальную функцию обеспечения реализации механизмов общественного управления образованием. Необходимость внедрения данных механизмов обусловлена усилением внимания родителей к образовательной политике, содержанию образования, условиям пребывания детей в образовательной организации и другими факторами[3].
На одном из своих последующих выступлений Министр просвещения Сергей Кравцов также обозначил и основополагающие ценности формирующейся в России суверенной системы образования: «…основополагающие ценности формирующейся суверенной системы образования — это глубокие знания, творческое мышление и широкий кругозор, уважение к родителям и старшему поколению, любовь к Родине. «Это те ценности, которые именно учитель способен донести до ребенка»[4].
Анализируя вышеизложенные высказывания о суверенной системе образования можно резюмировать, что суверенная система Российского образования – это система, обладающая единым образовательным и воспитательным пространством, управляемая посредством реализации соответствующего национального проекта, предполагающая стандартизацию программ подготовки соответствующих специалистов отрасли, имеющая механизмы общественного управления и базирующаяся на соответствующих ценностях.
На наш взгляд все представленные в дискурсе о суверенной системе образования тезисы в большей степени носят декларативно-политический характер, обусловленный текущей политической ситуацией и не связаны непосредственно с развитием системы образования. Дело в том, что большинство изложенных идей и так развиваются в современном Российском образовании, причем начало этому развитию было положено значительно раньше, чем мы начали активно заявлять о суверенном характере нашей системы образования. Идеи единого образовательного пространства, базовых ценностей, национальных проектов, общественного управления – это не что-то нехарактерное для нашего образования и десятилетней давности, но неожиданно в 2023 году мы вдруг говори о том, что это характерные признаки суверенности нашего образования и в целом начинаем нарочито активно внедрять идею суверенности в соответствующий дискурс.
Если говорить о суверенности российской системы образования, наиболее точно и лаконично данную тенденцию охарактеризовали в своей статье С.Перевезенцев и В.Меньшиков: «Если мы говорим о суверенизации образования, то приоритетным в содержании образования должны стать обучение родной культуре и родному языку и литературе, родной истории и географии, всех других школьных дисциплин. И уже в этом контексте по-настоящему изучается зарубежная культура в ее высших образцах»[5].
Другими словами суверенизация в российском образовании представляет собой тенденцию усиления внимания к российской национальной и культурной традиции в содержании образования как такового. При этом рассуждения о суверенизации образования в более широком и системном контексте это в большей степени политический маневр, обусловленный современной действительностью. Российская система образования была и остается самобытным и суверенным явлением в своей основе.
Эдуард Зарояль
[1] https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/ (дата обращения 15.01.2025 г.)
[2] https://edu.ru/news/shkola/suverennaya-nacionalnaya-sistema-obrazovaniya-aktu/ (дата обращения 15.01.2025 г.)
[3] Там же.
[4] https://tass.ru/obschestvo/17595397 (дата обращения 15.01.2025 г.)
[5] https://new-era.space/nir/485/ (дата обращения 15.01.2025 г.)