Начальное профессиональное образование в школе

Недавно в рубрике «Люди Парадигмы» мы писали о Владимире Подрезове и системе работы учебно-производственных комбинатов в Советском Союзе. В данных учреждениях школьники старших классов имели возможность освоить рабочую профессию и заканчивая школу получали не только аттестат о среднем образовании но и начальное профессиональное образование. И вот, как пишет Российская газета, по данным сервиса SuperJob, 85 % опрошенных россиян высказались положительно об идее возврата возможности получить начальное профессиональное образование еще в школе.

Безусловно, данная идея имеет рациональные основания. Согласно действующему законодательству обязательным образованием в России является общее образование. Очевидно, что задача этого уровня образования подготовка человека к жизни, а профессиональная деятельность — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. В этой связи наличие у выпускника общеобразовательной школы начальных профессиональных навыков выглядит более чем обосновано. Независимо от желания получать среднее или высшее профессиональное образование, каждый выпускник школы будет иметь начальные профессиональные навыки, которые пригодятся в жизни любому человеку. А дефицит рабочих специальностей в нашей стране говорит о том, что данные навыки всегда найдут свое применение.

По мнению  профориентолога и детского психолога Оксаны Мироновой: «Возможность получить начальное профессиональное образование в школе – это бесспорный плюс, который пригодится в жизни любому человеку. Для некоторых этот навык может оказаться даже более важным, чем углубленные знания по математике или физике. Однако в контексте современной школы получается, что введение начального профобразования может привести к дополнительной нагрузке, которая не коррелирует с необходимой ученику подготовкой к ОГЭ или ЕГЭ, равно как с обучением в профильных классах старшей школы». Другой аспект, который выделяет наш эксперт, заключается в необходимости учитывать при разработке данной инициативы мнения родителей и обучающихся по поводу возможности выбрать содержание такого образования: «Если начальное профессиональное образование станет обязательным, как мы будем учитывать мнение детей и родителей, кто будет поваром, а кто сантехником? Это могут быть профильные классы, модульные предметы, которые можно выбирать, но организация данного механизма так же требует серьезной проработки».

Конечно, данное решение требует тщательной проработки. Как мы писали в одной из наших статей, сегодня активно обсуждается вопрос снижения нагрузки на школьников, так как всем становится очевидно, что в настоящее время дети испытывают большие перегрузки в школе. Следовательно, если мы говорим о том, что в образовательную программу надо что-то добавить, то как минимум что-то из нее надо и убрать.

Да и у инициативы получения начального профессионального образования в школе все же есть и противники. Главные доводы: рассматривать данный вопрос нужно исходя из возможности добровольного выбора родителями и учеником получать или нет начальное профессиональное образование в школе; несмотря на дефицит рабочих профессий, гарантировать стабильность соответствующих рабочих мест все же проблематично в нынешних российских реалиях.

Так или иначе тема начального профессионального образования сохраняет свою актуальность в силу наличия потребности экономики в специалистах данного звена, да и наличие начальных профессиональных навыков никогда не помешает человеку в жизни.

Эдуард Зарояль 

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *