Проблема школьных конфликтов

Сегодня в информационном пространстве можно найти массу историй о всевозможных школьных конфликтах. Возникают они достаточно регулярно по самым разным аспектам деятельности школы. Существует огромное количество историй о конфликте учителей и администрации школы, родителей и учителей, учеников, чиновников от сферы образования. Внимательно изучив данный вопрос, порой приходишь к мысли, что в современной российской школе переругались все, кто только мог. В чем причина такого социального напряжения в этой сфере? При том, что образование, казалось бы, должно нести разумное, доброе, вечное… попробуем разобраться.

Первая мысль, которая приходит в голову, заключается в том, что возможно раньше просто не было тех информационных технологий (социальных сетей, интернет-сайтов, телеграм-каналов, телефонов со встроенными камерами и др.), которыми мы активно пользуемся сегодня. То есть информации, доступной среднестатистическому человеку, просто было намного меньше. При этом крупные федеральные, региональные СМИ освещали события более глобальные и значимые. Поэтому проблема была всегда и никуда не делась, а просто не освещалась в средствах массовой информации так активно как сегодня. Да и способов коммуникации у людей было значительно меньше. Но так ли это?

Можно найти большое количество материалов о том, что в Советском Союзе таких ожесточенных разбирательств в школьной среде не было. Безусловно, с тех пор изменилось очень многое и современная социальная действительность разительно отличается даже от той, что была еще 10-15 лет назад, не говоря уже о временах Советских. 

На наш взгляд ключевую роль здесь играет ситуация тотального базового недоверия в обществе. Сложно сказать, когда именно и почему она возникла. При этом усугубляют все эти обстоятельства и политические факторы и сложившаяся социально-экономическая действительность. Сегодня отчетливо видно, что агрессивная риторика в целом преобладает в современном медиа-пространстве. Естественно все это проецируется и на нашу жизнь и на систему образования в частности.

Участникам взаимоотношений в сфере образования необходимо понимать, если какая-либо ситуация привела к серьезному конфликту, в решение которого кроме обучающегося уже вовлечены родители, учитель, администрация школы то всегда нужно исходить из базового принципа единства педагогического воздействия, который должен лежать в основе работы с учеником. С этой позиции родители, педагог, администрация школы должны, прежде всего, помнить, что они не соперники и не враги друг для друга и собрались они вместе не выяснять отношения, а исправить возникшую ситуацию. К сожалению, как показывает практика, подобное понимание сторонам конфликта удается находить все реже, а какие выводы сделает в таком случае ученик, который будет наблюдать драку родителей и директора школы? Какую модель поведения он возьмет с собой во взрослую жизнь? 

Стоит отметить, что проблемой подростковых конфликтов, в частности травлей в школьной среде серьезно озаботились в Государственной думе. Например, по информации «Ведомостей» и ряда других СМИ, депутаты занимаются разработкой законопроекта против буллинга в школе. Предполагается, что закон будет регулировать те аспекты буллинга, которые не попадают под уголовную или административную ответственность. То есть законодательно будут установлены начальные механизмы борьбы с этим негативным явлением, дано его законодательное определение. К данной работе предполагается в том числе привлекать сотрудников полиции и комиссий по делам несовершеннолетних. Также в законе рассматриваются механизмы работы школы как с жертвами травли, так и с ее инициаторами.

Эдуард Зарояль

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *