Главная проблема школьной бюрократии
Не так давно Министерством просвещения принимались различные усилия для снижения бюрократической нагрузки на учителей. Был выпущен ряд инструктивных писем по данному вопросу. Не обошла данная тема и разработчиков концепции развития образования до 2040 года. Как пишет Учительская газета, на прошедшей в Правительстве стратегической сессии, в том числе, поднималась тема снижения бюрократической нагрузки учителей[1].
На наш взгляд основная проблема всех изложенных инициатив заключается в том, что корень проблемы школьной бюрократии в системе российского образования почему-то решили искать либо непосредственно в школе, либо в каких-то внешних структурах, не имеющих отношения к органам государственного управления. Даже упомянутые выше письма Минпросвещения РФ предупреждают нас: «Одновременно обращаем внимание, что виды работ, связанные с ведением иной документации, не входят в непосредственные обязанности учителя или учителя, выполняющего функции классного руководителя, и осуществляются с письменного согласия работника»[2]. Невольно задаешься вопросом, кому же адресован данный абзац письма? Верно – работодателю учителя. Т.е. предупреждает Министерство просвещения, в данном случае, директора школы.
Второе письмо говорит нам, что: «Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором в рамках мониторинга региональных систем образования по вопросам эффективности реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования отмечает многочисленные случаи направления в адрес общеобразовательных организаций писем, обращений и поручений различных общественных объединений, непрофильных федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросу привлечения обучающихся и педагогических работников к участию в мероприятиях и проектах, не связанных с реализацией собственно основных образовательных программ, в том числе рабочих программ воспитания и календарных планов»[3] Т.е. есть какие-то внешние по отношению к системе образования организации, которые привлекают обучающихся, сотрудников сферы образования к участию в мероприятиях не связанных с реализацией образовательных программ.
Но вся проблема заключается в том, что сами органы государственной власти занимаются абсолютно тем же самым. Т.е. видят в школе ресурс для реализации различного рода социальных инициатив, которые точно так же не имеют прямого отношения к реализации образовательных программ. А что еще хуже, результат участия в этих инициативах включается во всевозможные рейтинги оценки деятельности глав муниципалитетов, регионов и т.д. В результате мы имеем огромное количество федеральных, региональных, муниципальных программ, акций и других мероприятий, в которые точно также активно вовлечена школа.
Естественно, все эти проекты требуют разного рода отчетности (фотоотчеты, статистические данные, скриншоты и многое другое). Давайте представим, что в школе обучается 1000 человек. Какой административный ресурс имеет такая школа? Директор и 1-2 профильных заместителя. А теперь задумайтесь, когда приходит срочный запрос о том, что надо предоставить очередные списки, данные или что-либо еще для участия в одном из подобных проектов, к кому будет обращаться данный руководитель и его заместители? Конечно же, к педагогам. Так как даже физически административный аппарат такой школы не решит данную задачу в срочном порядке. А требуют у нас именно так — срочно, сегодня, до 5 часов.
Министерство просвещения утвердило перечень документов, которые можно требовать у педагога. Но дело не в этом перечне, необходимо пересмотреть описанную выше ситуацию, когда школы вынуждены заниматься организацией работы по участию во всех указанных выше проектах и никакие перечни будут не нужны. Базовый набор педагогической документации учителя (если не отвлекать его каждый раз для решения сторонних задач) не такой уж и большой.
Можно задать вопрос, а почему школа не может отказаться от выполнения этой функции, ведь по закону она обладает самостоятельностью и автономией? Ответ очень прост. В большинстве случаев трудовой договор с директором школы заключает администрация того муниципального образования, в котором данная школа находится и этот договор является срочным. Таким образом, реализация школой своей автономии и самостоятельности в любой момент может привести к смене руководства.
Данная ситуация порождает и еще одну проблему. Возникает конфликт руководства образовательной организации с педагогическим коллективом, а это очень большая проблема, препятствующая эффективному решению школой возложенных на нее задач.
Другой аспект школьной бюрократии состоит в том, что сегодня имеется огромное множество информационных систем и даже ленивый с легкостью может отправить очередной запрос о предоставлении тех или иных данных. При этом эти данные могут иметь самый разный характер. На наш взгляд нужно запретить требовать от школы какие-либо данные или регламентировать и ограничить перечень указанных запросов. Есть официальная статистика, которую сдают образовательные организации. Вот ей и нужно пользоваться, без излишних постоянных запросов новых данных, без крайней на то необходимости.
Конечно школа – проводник государственной образовательной политики и многие инициативы органов государственного управления, о которых говорится в настоящей статье, являются полезными и важными. Но основная задача школы это обучение и воспитание посредством реализации соответствующих образовательных программ и если необходимо решение школой дополнительных задач, то для этого должны выделяться соответствующие ресурсы, прежде всего кадровые и создаваться структуры (возможно и на базе школ) которые будут решать именно эти задачи. Нельзя все взвалить на плечи только учителей и администрации и ожидать положительных результатов. При том, что в большинстве случаев дефицит кадров и необходимость увеличения уровня средней заработной платы педагогических работников приводят к тому, что педагогическая нагрузка на учителя составляет 1.5 – 2 ставки и более. Да и нагрузка на учеников сейчас также является одним из актуальных предметов обсуждения, о чем мы уже писали в одной из наших статей.
Эдуард Зарояль
[1] https://uchitelskaiarossiya.ru/o-czelyah-strategii-razvitiya-obrazovaniya-do-2040-goda-rasskazali-v-minprosveshheniya-rossii/
[2] Письмо Минпросвещения России N СК-578/08, Рособрнадзора N 01-350/13-01 от 18.12.2020 г.
[3] Письмо Минпросвещения России N СК-773/03, Рособрнадзора N 01-141/01-01 от 22.12.2022 г.