01/03 ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ
|Аннотация:
В статье приводятся методические рекомендации для преподавателей дополнительного образования по применению различных форм и методов работы на уроках фольклорного ансамбля. Автор также уделяет внимание применению педагогических технологий, раскрывает суть методов вокального обучения – «концентрического» и «фонетического».
Ключевые слова:
Дополнительное образование детей, фольклорный ансамбль, формы и методы работы, педагогические технологии, концентрический метод, фонетический метод.
Для решения определённых задач урока и раскрытия творческого потенциала детей преподавателю необходимо использовать различные методы и формы организации деятельности обучающихся. Основными формами проведения занятий по фольклорному ансамблю являются:
- Учебное занятие – беседа, на котором излагаются теоретические сведения. Рассказ иллюстрируется музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами. Виртуальные экскурсии в музеи (например: Музей народного творчества в городе Пенза, музей народно-прикладного творчества Липецк, музей народного творчества Ульяновской области).
- Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в традиционные игры, осваивают основы хореографии, игры на народных инструментах.
- Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываю концертные номера, развиваю актерские способности детей.
- Заключительное учебное занятие — учебное занятие, завершающее тему.
- Самостоятельная работа обучающихся (чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий).
Урок может включать различные формы работы:
- Вокально-хоровая работа. Певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Работа над импровизацией.
- Знакомство с новым песенным материалом. Знакомство с новым песенным материалом я рекомендую проводить в следующем порядке:
- Прослушивание аудиозаписей народных исполнителей.
- Определение жанра песни, областных диалектных особенностей.
- Разбор текста.
- Работа над партитурой.
- Разбор музыкального материала по партиям.
- Просмотр видеозаписей, построение хореографической композиции.
3) Повторение и закрепление пройденного материала. Постановка концертных номеров.
4) Музыкальные сказки. Исполнение музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей.
5) Игра на народных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента
Применение педагогических технологий на уроках фольклорного ансамбля. Какие же образовательные технологии и методы может применять в своей работе преподаватель на уроках фольклорного ансамбля? Поделюсь своим опытом работы. На уроках по фольклорному ансамблю я использую следующие технологии:
• Личностно-ориентированный подход;
• Здоровьесберегающие технологии;
• Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
• Игровые технологии.
/Буйленко Дарья Анатольевна, преподаватель фольклорного отделения МАУДО ДШИ им.Ю.А.Розума ГОЩ/ 01/03/21-НПС