«Первоклассница»: как девочка прожила целую жизнь в рамках одного учебного года
|Рука великого российского драматурга Евгения Шварца видна в трогательной ленте о школе 1948 года невооруженным глазом. «Первоклассница» — это поразительно взрослый фильм о том, как совсем еще юная и неопытная гражданка Советского государства идет в первый класс.
Очевидно, что никто другой не смог бы из событий обычного учебного года собрать настоящую повесть, однако Шварц расстилает перед нами настоящее полотно, полное потрясений и драматизма. Пусть мама и школьные учителя смотрят на первоклассницу Марусю с доброй улыбкой, ни от самого Шварца, ни от режиссера Ильи Фрэза мы не видим в её адрес ни капли пренебрежения.
Удивительно, как люди, которые прошли страшные годы Великой Отечественной, а Шварц был еще и участником гражданской войны, сняли настолько добрый и оптимистичный фильм. Будущая первоклассница приходит в школу сама без мамы и приносит туда коробку с семейными документами, где, помимо прочего, хранится драгоценный конверт с её волосами.
Маруся нередко колотит соседа по двору Серёжу, хвастается и важничает, хочет стать моральным авторитетом для своих одноклассников. В общем, живет жизнью вполне себе взрослого и амбициозного человека, хотя она тяжело переживает необходимость писать карандашом, когда весь остальной класс уже перешел на перьевые ручки.
Помимо совершенно потрясающего актерского дарования Натальи Защипиной, сыгравшей в фильме ту самую первоклассницу, ленту украсили своим талантом актрисы Кира Головко и Тамара Макарова. Последняя идеально вжилась в роль строгой учительницы, которая захватывает внимание не только интеллигентными нарядами и огромными глазами, но и умением с достоинством себя держать. Как человек, который имел счастье общаться с педагогами старшего поколения, могу засвидетельствовать, что образ учительницы Анны Ивановны сыграл важную роль в формировании преподавательской культуры Советского Союза.
Впрочем, фильм ценен не яркими преподавательскими образами и не достаточно милым и добрым юмором, а скорее мыслью о том, что каждый учащийся переживает в стенах своей Альма-матер настоящую бурю страстей, сравнимую разве что с древнегреческой трагедией. И педагогу очень легко в потоке ежедневных дел и задач упустить, пусть и на короткое время, эту деталь из виду.
Стоит ли говорить, что с виду непоколебимая Анна Ивановна пойдет спасать своих подопечных в ночной лес, где Маруся заблудится с парой своих подруг? Нет, прозорливый Шварц совершенно неслучайно наделил фигуру учителя в одноименной повести молчаливым благородством, которое присуще, быть может, еще только рыцарям.
В общем, лента режиссера Ильи Фрэза предлагает нам уникальную возможность взглянуть на мир глазами одноклассницы, которая уже представляет из себя полноценную личность, а потому требует к себе соответствующего отношения. Впрочем, и дружба, которую она щедро дарит своим не только одноклассницам, но и любимому учителю, того стоит точно.
Алексей Калмыков