Онлайн обучение: за и против.

Современная технологическая действительность вносит свои коррективы во все сферы нашей жизни, не исключением является и образование. Развитие технологий активно способствует тому, что сегодня существует большое количество решений в области дистанционного образования, которые так или иначе внедряются на всех уровнях системы образования. Разумеется, у всех вышеуказанных решений есть как свои сторонники, так и противники. Давайте разберемся в вопросах современного онлайн обучения, рассмотрим основные положительные и отрицательные стороны феномена онлайн обучения и попробуем найти ту самую «золотую середину» в использовании данных моделей работы.

Общие доводы в пользу онлайн обучения

  • Расширение доступности образования – онлайн обучение дает возможность с использованием ПК и Интернета получить доступ к таким образовательным решениям, которые ранее могли быть недоступны для человека в силу территориальных или физиологических причин (отсутствие нужных направлений подготовки в родном городе, возможность общаться с преподавателями из других регионов, ограниченные возможности здоровья и т.д.).
  • Гибкость и персонализация – считается, что онлайн обучение дает больше возможности при выборе объема и темпа освоения учебного материала, времени занятий, позволяет подобрать индивидуальный учебный план с учетом персональных запросов.
  • Развитие навыков самообразования – при формировании своего «профессионального облика» самостоятельно, студенту приходится более серьезно погружаться в специфику изучаемого материала, самому подбирать нужные курсы, изучать дополнительную информацию и прочее.
  • Экономия – онлайн обучение снижает транспортные расходы, расходы на приобретение школьной формы, учебники, рабочие тетради и прочие учебные материалы, свойственные традиционным форматам обучения.

Общие доводы против онлайн обучения

  • Отсутствие личного контакта с преподавателем – онлайн формат предполагает прослушивание записанных лекций или прямых трансляций, но так или иначе коммуникация с преподавателем не будет столь полноценной, как при живом общении.
  • Сложности в самоорганизации образовательного процесса – в режиме очного обучения учебное заведение выступает организующим фактором со своим режимом работы, расписанием. Онлайн обучение позволяет учиться в любое время и в любом месте. Но несмотря на казалось бы очевидное преимущество данного подхода, многие отмечают, что самоорганизация своего образовательного процесса в формате онлайн обучения весьма сложная задача.
  • Недостаток общения – в условиях онлайн обучения общение между участниками образовательного процесса весьма опосредовано. В зависимости от программы обучения бывают всевозможные чаты для учеников, преподавателей и другие формы взаимодействия, однако они все равно более ограничены, чем непосредственное взаимодействие преподавателя и учеников в условиях очного обучения.
  • Перегрузка работой за ПК – жизнь современного человека тесно связана с персональным компьютером и различными гаджетами. Зачастую люди отмечают, что предпочли бы онлайн активностям реальное общение. Таким образом, онлайн обучение может выступать дополнительной  онлайн нагрузкой.

На наш взгляд технологии онлайн обучения открывают большие возможности для развития системы образования, а приведенные выше положительные и отрицательные доводы нельзя отнести к преимуществам или недостаткам данных технологий как таковых. Вопрос скорее заключается в возможностях и целесообразности применения подобных технологий в конкретной образовательной ситуации.

Например, если мы говорим про обучение сварщика, то в онлайн формат можно было бы вынести часть модулей, связанных с изучением теоретического материала, но без реальной практики у специалиста все равно не сформируется необходимого навыка. Даже если посмотреть огромное количество видео примеров, отрабатывать навыки на каком-то интерактивном тренажере-эмуляторе и т.д., навык в данной ситуации сформируется только путем непосредственной работы обучающегося со сварочным аппаратом, под руководством преподавателя. Аналогичная ситуация возникнет с обучением, например, хирурга или обучением плаванию.

При этом можно найти множество профессий, навыков и составляющих образовательного процесса, которые можно успешно реализовать с помощью технологий онлайн обучения без вреда для качества образования.

Таким образом, отметим, что решение о применении онлайн обучения должно рассматриваться в конкретном образовательном контексте. Разработчики программ онлайн обучения, методисты, преподаватели должны провести анализ конкретных навыков, специальностей, обучение по которым планируется проводить в онлайн формате. Определить насколько методически возможно и целесообразно обучать данным навыкам, специальностям с использованием технологий онлайн образования и уже затем разрабатывать соответствующие образовательные решения. 

Эдуард Зарояль

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *